Занятие по окружающему миру "Мир комнатных растений" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Федораева Наталья Игоревна

Замечательный материал по теме "Мир комнатных растений" . Рассматривание комнатных растений, названия комнатных растений, понятия, связанные со строением и развититем комнатных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Актуализировать и дополнить знания детей о растениях, их строении.

Задачи:

  1. Формировать навыки ухода за растениями, учить различными способами очищать листья от пыли.
  2. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные со строением и развитием растений.
  3. Воспитать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.

Словарная работа: активизация и обогащение словарного запаса ( фиалка; калла; фикус; поддон.)

Материал. Комнатные растения: фиалка, калла, фикус. Наглядный материал: рисунки фиалок разных цветов, схема устройства растения, средства для ухода за растениями (лейка, губки для протирания листьев, кисти, опрыскиватель)

Ход НОД

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вам поговорим о растениях и вспомним, что одни растения растут на улице, в лесу, на полянке, в огороде, а другие растения растут у нас дома.  Посмотрите, как много в нашей группе красивых растений. А как вы думаете, как одним словом называются все эти растения? Правильно, комнатные.  А  для чего же нужны эти растения? (Ответы детей.) Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут. Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Ответы детей.) Знаете ли вы название этого растения? (Показывает фикус) Это растение называется «фикус». Давайте внимательно рассмотрим его. Это очень красивое и интересное растение с плотными глянцевыми листочками. Это комнатное растение хорошо очищает воздух в доме и насыщает его кислородом. Давай с вами подумаем, что есть у фикуса.

Обобщает ответы детей: «У фикуса есть стебель, листья  и корни».

Воспитатель. Какой формы листья? Какого цвета листья? (Ответы детей.)

Обобщает ответы детей: «Листья у фикуса округлой формы, темно-зеленого цвета, гладкие».

Воспитатель. «А где корни фикуса? Как вы думаете, зачем растению нужны корни?»

Обобщает ответы детей: «Корни растения находятся в земле. У фикуса корни очень большие, поэтому для него выбирать горшок нужно побольше. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. (Сопровождается рассказ показом.) Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать».

И еще: очень важно поддерживать чистоту листьев, для нормального развития этого растения. Как вы думаете, как мы будем это делать? (Ответы детей). Правильно, у фикуса листья протирают тряпочкой или губкой.

Воспитатель. А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка узамбарская». Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья?»

Воспитатель обобщает ответы детей: «У фиалки есть листья (цветки, если растение цветет), стебель и корень. Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие, опушенные  (у некоторых растений край ровный, а у других волнистый), у листьев есть черешок. Длинными черешками листья крепятся к корню. Стебель у фиалки очень короткий».

Воспитатель. Какого цвета цветы фиалки? Цветки фиалки бывают разных цветов.

Показывает детям (иллютрации)  фиалки разных цветов  белые, розовые, лиловые, фиолетовые и сиреневые.

Воспитатель. Дети, у нас в группе много различных растений. Какие названия комнатных растений вы знаете? 

Показывает растения и вместе с детьми называет их: фиалка, герань, калла, фикус.

Воспитатель. Каждый ребёнок выбирает растение, которое ему понравилось больше всего, и внимательно рассматривает его. (Дети стоят около понравившихся комнатных растений.)

Воспитатель. Поочередно спрашивает детей:

- Есть ли у растений стебель? Покажи.

- Какой формы листья?

- Есть ли у растения цветок? Покажи

- Если есть цветок, то какого цвета?

- Как называется растение?

Воспитатель. У всех комнатных растений есть корень, стебель, листья, в период цветения – цветы. Дети, какое сейчас время года? (Весна.) весной природа оживает, оживают и комнатные растения. После зимнего отдыха, с началом роста растения нужно обильно поливать.

Воспитатель показывает детям, что такое обильный полив: поливает растение так, что через землю вода проходит в поддон. «Из поддона воду нужно вылить. Растениям, которые цветут, воды требуется больше. Гладкие листья протирают мокрой тряпочкой, а с мягких листьев аккуратно убирают пыль кисточкой».

Воспитатель поочередно предлагает детям полить растения, протереть листья, смахнуть щеточкой пыль с листьев. «Чтобы растения лучше росли, с ними нужно ласково разговаривать. Что мы можем пожелать нашим растениям? Чтобы они не болели. Чтобы за ними хорошо ухаживали. Чтобы они цвели. Я думаю, что теперь растения будут хорошо расти и радовать нас своей красотой.

Проводится игра «Что изменилось?»

Перед детьми стоит три комнатных растения, например: герань, фиалка, бальзамин («огонек»). Воспитатель называет каждое растение. Затем просит детей отвернуться и закрыть глаза, и убирает одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид. Выигрывает тот, кто первым даст правильный ответ. Игра повторяется 2-3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей средней группы на тему: «Вода в природе»

Цели:·         Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного, инт...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы: Тема: «Вода и ее свойства».

Конспект открытого  занятия по окружающему миру для детей средней группы:                                  ...

Конспект развивающего занятия по окружающему миру Приметы осени - средняя группа

Познакомить детей с приметами осени и осенними явлениями....

Конспект занятия по окружающему миру для детей средней группы тема: "Влес за грибами и ягодами"

Занятие разработано для детей средней группы по окружающему миру, я использовала следующие материалы  к занятию: Иллюстрации с изображением лесного ландшафта. Грамзапись «Звуки ле...