Система здоровьесбережения детей раннего возраста (группа "Ладушки")
методическая разработка (младшая группа)

Денисова Татьяна Владимировна

Система здоровьесбережения детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_zdorovesberezheniya_detey_rannego_vozrasta.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система здоровьесбережения детей раннего возраста

(группа «Ладушки»)

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые

осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью

сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие технологии включают в себя пять основных направлений:

- работа с детьми в различных видах деятельности.

- закаливание;

- точечный массаж;

- гимнастика;

- организация двигательного режима;

- игры которые лечат;

- лечебная физкультура;

- водные процедуры;

- ароматерапия;

- фитотерапия;

- лечебный массаж;

- витаминотерапия и фитолечение.

- работа психолога;

- коррекционно-развивающая работа для детей с задержкой речевого развития;

- технологии музыкального воздействия посредством слушанья музыки.

В нашем учреждении отводится большая роль здоровьесберегающим технологиям, но более приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа.

Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке, формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь), а также побуждает ребёнка к активной познавательной деятельности.  

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самооб-служивания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания даёт ребёнку ответы на вопросы: Что есть? Как есть? Когда есть? Ритуалы приготовления к приёму пищи, знания о пользе и вреде продуктов – всё это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Формирования всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Для этого следует использовать следующие методические приёмы:

Пение колыбельных песен, слушанье музыки создают для ребёнка чувство психологического комфорта и расслабления.

Хотелось бы обратить внимание на использование потешек в работе воспитателя. Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Таким образом воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укрепить здоровье ребенка.

В физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течение всего дня.

ЭТО - четкое соблюдение режимных моментов;

- четкая организация теплового и воздушного режима;

- рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребёнка, т. е. в группе или в прохладном помещении) ;

- соблюдение режимов прогулок при температуре 15-20 градусов;

- сон в проветренном помещении;

- хождение босиком в группе, на физкультурных занятиях при температуре пола 18 градусов;

- хождение по мокрым дорожкам не более 1 мин;

- обтирание влажным полотенцем (особенно в летний период) ;

- воздушные ванны;

- контрастное обливание ног при температуре 36-26 градусов;

- гигиенические процедуры;

- обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо).

Уход за полостью рта и зубами – является основной составляющей профилактикой заболеваний зубов. Обучение по уходу за зубами и полостью рта начинаем с 2-3 лет, показывая детям как нужно правильно полоскать рот после еды, как пользоваться зубной щёткой, знакомим с последовательностью чистки зубов. Полоскать рот можно кипячёной водой или с добавлением ромашки или шалфея.

Все закаливающие процедуры должны быть согласованы с врачом.

Точечный массаж

Точечный массаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в местах расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж также служит как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Особенно хороший результат, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший).

Для детей раннего возраста рекомендуется массаж (игровые упражнения). Существует много разнообразных немедикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления. Это здоровьесберегающие  технологии, одной из которых является игровой массаж (адаптированный вариант методик закаливания А.Уманской и  К.Динейки) – прекрасное средство профилактики и лечения различных заболеваний.

       Игровой массаж положительно влияет на физическое и психическое развитие ребёнка, помогает предупредить ряд заболеваний, способствует поддержанию оптимального тонуса организма, укрепляет иммунную систему.

           Данный вид массажа имеет ряд преимуществ:

 - Соответствие возрастным особенностям детей: Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игровой массаж сопровождается  короткими, забавными стихами, которые позволяют

организовать проведение массажа, как весёлую, эмоционально непринуждённую игру.

 

Доступность: Не требует оборудования, может проводиться с детьми любого возраста, не имеет ограничений по состоянию здоровья .

 

Эффективность: При правильном и регулярном проведении массажа достигается положительный эффект: укрепляется  иммунная система, следствием чего является укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости.

Игровой массаж     «Поиграем носиком».

Эти упражнения укрепляют весь дыхательный тракт, улучшают работу органов дыхания, повышают сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

 

  1. Организационный момент.

 

                               «Найди и покажи носик».

   «Подходи ко мне, дружок,         Дети удобно рассаживаются и

     И садись скорей в кружок.       показывают свои носики.

     Носик ты быстрей найди,

     Мне свой носик покажи».

 

  1. Игровые упражнения с носиком.

 

                   «Помоги носику собраться на прогулку».

 

    «Надо носик очищать,                  Дети берут носовые платки или

      На прогулку собирать».             салфетки и тщательно очищают

                                                            свои носики.

 

                                       «Носик гуляет»

 

«Ротик ты свой закрывай,                 Дети крепко закрывают рты,

  Только носиком гуляй».                 чтобы они не мешали носику                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                             гулять и хорошо дышать.

 

                                    «Носик балуется»

«Вот так носик - баловник,               На вдохе ребёнок оказывает

  Он шалить у нас привык».              сопротивление воздуху,

                                                             надавливая большим и указательным

                                                             пальцами одной руки на крылья носа.                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                            

                                        «Носик нюхает»                                     

     «Тише, тише, не спши,                 Дети выполняют 10 вдохов                                                     

 

                                       «Погреем носик»

    «Надо носик нам погреть,            Дети располагают указательные

      Его немного потереть».              пальцы на переносице и выполняют                                                                                     

                                                            ими движения по крыльям носа

                                                            вверх – вниз.

 

  1. Заключительный  этап.

 

                 «Носик возвращается домой» 

 «Нагулялся носик мой,                   Дети убирают платочки

   Возвращается домой».                  и салфетки.   

 

 Игровой массаж «Поиграем с ушками».

 

        Этот вид закаливания основан на стимуляции    биологически активных точек, расположенных на ушной  раковине и рефлекторно связанных почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. 

1.        Организационный момент. 

 

                           «Найди и покажи ушки»

  «Подходи ко мне , дружок,                 Дети свободно рассаживаются

    И садись скорей в кружок.                или  встают вокруг.

    Ушки ты быстрей найди

    И мне ушки покажи».

 

2.        Основная часть: игровые  упражнения с ушками.

  

                             «Похлопаем ушками»

   «Ловко с ними мы играем,               Дети заводят ладони за уши

     Вот как хлопаем ушами».               и загибают их вперёд, прижимая

                                                               к голове, затем резко отпускают

 

                                 «Потянем ушки»

   «А сейчас их тянем вниз.                  Дети захватывают кончиками

     Ушко, ты не от вались».                 большого и указательного

                                                               пальцев мочки ушей и с силой

                                                               тянут вниз, затем отпускают.

                               «Покрутим козелком»

«А потом, а потом                                Ребёнок вводит большой палец

  Покрутили козелком».                       в наружное слуховое отверстие

                                                               и указательным пальцем  прижимает

                                                                козелок – выступ ушной

                                                                раковины спереди. Захватив

                                                               таким образом  козелок, он сдавливает и                        поворачивает его во все  стороны 20 -30секунд.

                                  «Погреем ушки»

«Ушко, кажется, замёрзло,                 Дети прикладывают к ушкам

  Отогреть его так можно» .                ладони и тщательно трут ими

                                                               всю раковину.

3.        Заключительный этап.

 

                              «Послушаем тишину»

«Раз – два, раз – два,                         Дети расслабляются и  слушают

 Вот и кончилась  игра.                     тишину.

 А раз кончилась игра,

 Наступила тишина».

 

Игровой массаж «Поиграем с ручками»

 

   Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, что способствует  психоэмоциональной устойчивости  и  физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 

 

1.                  Подготовительный этап.

 

                      «Поиграем с ручками»

«Эй, ребята, все ко мне.

  Кто стоит там в стороне?                   Дети свободно встают или

  Будем с ручками играть,                    рассаживаются.

  Своё здоровье улучшать».

                                               

 

2.                  Основной этап: игровые упражнения с ручками.

 

                       «Поздороваемся с пальчиками»

«Каждый пальчик разотру,                   Большим  и указательным

  Каждый пальчик покручу.                  пальцами одной руки       

  Поздороваюсь со всеми,                      дети растирают каждый

  Никого не обойду».                              пальчик другой руки.            

 

                               «Разогреем ручки»   

«Ручки надо разогреть,                         Дети с силой трут

  Друг о друга потереть».                      ладошки друг о друга.

 

                                          «Замочек»  

«Чтоб тепло сохранить,                        Дети закрывают перепле-

  Замочек надо нам закрыть».              тённые руки в замочек   и

                                                                подносят к груди. Пауза.

 

                                       «Зайчики»

«Вытянем мы пальчики,                       Дети вытягивают пальцы

  Пусть бегут, как зайчики».                 вверх и шевелят ими.

 

3.                  Заключительный этап.

 

                    «Ручки отдыхают»    

«Раз – два, раз –два,

  Вот и кончилась игра.                      Дети встряхивают руки,

  Вот и кончилась игра,                       расслабляют  их.

 

Примечание: Массаж рекомендуется проводить 2 раза в день. Каждое упражнение следует выполнять по 5-6 раз с детьми 3-5 лет и по 7-8 раз с детьми 6-7 лет.

Так же может быть:

- Массаж лица;

- Массаж шеи;

- Массаж живота;

- Массаж грудной области;

- Массаж ушной раковины;

- Массаж головы;

- Массаж шейных позвонков;

- Массаж ног.

Гимнастика - это универсальное средство физического развития человека

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.

Пальчиковая гимнастика. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.

Гимнастика глаз. Бытует мнение, что глаза- зеркало души. Чистые блестящие глаза детей - признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что до 80% информации из окружающего мира, мы получаем через органы зрения. Глядя в глубину глаз новорожденного, специалист уже может предположить грозит ему близорукость, дальнозоркость или нет.

Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.

Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке) .

Цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Игры которые лечат

- Живопись с помощью пальцев. Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка так как успокаивает и расслабляет.

- Работа с глиной. Работа с глиной оставляет приятное ощущение, помогает расслабится. Глина обладает свойствами способствующими заживлению ран. Занятие с глиной позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

- Игры на развития мелкой моторики. Эти игры имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психического комфорта.

- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное со-стояние.

- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание и память.

Подвижные игры. Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

Во время обеда дети постоянно получают чеснок. Благодаря входящим в чеснок биологическим активным веществам, убивающим и подавляющим рост и развитие бактерий, а так же чеснок являются прекрасным средством профилактики ОРЗ и гриппа.

Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводится  у нас в детском саду, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

  • Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
  • Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
  • Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и тд.
  • Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы», идр.
  • Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:

Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.

А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

  • Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.
  • Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

- Использованием массажного Шарика су-джок малыши с удовольствием повторяют движения, стараюсь проводить упражнения в стихах:

Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики су-джок, кисточки, пёрышки, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.

Арт-терапия - С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».

Для эмоционального развития детей использую

Технологию воздействия цветомЦвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками, нетрадиционные способы рисования по мятой бумаге. В своей работе использьзую такие игры с цветом, как, «Цветная водичка», игры с атласными лентами, игры с султанчиками, игра «Карусель».

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

  • Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.
  • Физкультурные занятия - стараюсь проводить интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, с музыкальным сопровождением. Использую нетрадиционное оборудование, такое как «Сенсорные мешочки», «Волшебные прищепки», «Сенсорный цветок», «Сенсорное панно».

К коррекционным технологиям относятся:

  • Артикуляционная гимнастика – изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.
  • Музыкотерапия — помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. И я Широко использую ее в течении дня , в зависимости от вида деятельности.
  • Сказкотерапию - Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье. Каждый день я сталкиваюсь с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.

Используемые источники:

https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-s-detmi-rannego-vozrasta-3439906.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/10/07/ispolzovanie-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-v-gruppe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста....

Презентация "Музыкально-ритмические движения как средство здоровьесбережения детей раннего возраста"

Презентация опыта работы по применению музыкально-ритмических движений с целью здоровьесбережения....

Презентация Шулеповой Г.В. Творческий проект по здоровьесбережению детей раннего возраста

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста.Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур...

Культурно гигиенические навыки как основа здоровьесбережения детей раннего возраста

работая с детьми  от 1,5 до 3 лет, очень важно формировать культурно-гигиенические навыки в стенах МДОУ...

Статья на тему: "Инновационная деятельность воспитателя в решении задач по здоровьесбережению детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В данной работе раскрываются понятия "инновация", "здоровьесберегающие технологии". Представлены разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, а также условия по решению...

Пальчиковая гимнастика как элемент системы здоровьесбережения детей дошкольного возраста

В данном выступлении содержится материал об элементе здоровьесберегающей технологии - пальчиковой гимнастике....