Главные вкладки

    Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста
    статья

    Пантелеева Дарья Игоревна

    Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста: польза, советы для родителей, комплекс упражнений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 64 Приморского района

    Санкт-Петербурга

    Статья

    Тема: «Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет».

    Возрастная группа: группа раннего возраста (2-3 года).

    Образовательная область: здоровьезберегающая.

    Образовательная технология: игровая.

    Автор: Пантелеева Дарья Игоревна

    Должность: воспитатель

    Санкт-Петербург

    2019-2020 учебный год


    Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

    Для выполнения гимнастики необходимо соблюдать определенные правила:

    1. Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

    2. Артикуляционную гимнастику выполняют только сидя.

    3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

    5. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и небольшими подгруппами.

    6. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд, далее переходят к динамическим. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5-10 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз – разбиваем комплекс на весь день.

    7. Комплекс упражнений следует планировать на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжение всей второй недели.

    8. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняет до 10-15 раз.

    9. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

    10. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме и ежедневно.

    Польза от артикуляционной гимнастики:

    - Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она

    подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость

    органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная

    гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков,

    т.е. тем, у которых «каша во рту».

    - Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию

    речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и

    правильно, без помощи логопеда;

    - Дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше

    подготовлены к занятиям с логопедом;

    - Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым

    произношением (о таких говорят "каша во рту");

    - Занятия артикуляционной гимнастикой помогут и детям, и взрослым

    говорить правильно и красиво.

    Комплекс упражнений.

    Упражнения для развития мышц губ:

    1. «Улыбнись маме»

    - Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).

    - Сами покажите, как нужно улыбаться.

    - Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.

    - В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.

    2. «Поцелуй маму»

    - Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!

    - После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

    3. Упражнение «Снежинки»

    Подготовьте кусочки белой ваты.

    - Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.

    - Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!

    - Сдувайте вату короткими сериями выдохов.

    - Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

    Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

    - Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»

    - Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!

    - Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

    Упражнения для языка:

    1. «Домик для язычка»

    - Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.

    - Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.

    - Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот

    - Убираем язычок, рот закрываем.

    - Следует повторить упражнение 3-5 раз.

    2. «Накажем непослушный язычок»

    - Попросим малыша приоткрыть ротик.

    - Теперь высовываем язычок

    - И покусаем его слегка зубками.

    3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)

    Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.

    - Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.

    - Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.

    - Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».

    - Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

    4. Упражнение «Часики»

    - Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.

    - Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

    5. Упражнение «Горка»

    - Покажите картинку со снежной крутой горой.

    - Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».

    - Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.

    - Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.

    - Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

    6. Упражнение «Лопатка»

    - Покажите малышу картинку с лопатой.

    - Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.

    - Теперь пробует малыш.

    - Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

    7. Упражнение «Зайчик на ниточке»

    Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.

    - Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.

    - Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».

    - Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.

    - Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

    8. Упражнение «Снежинки»

    Подготовьте кусочки белой ваты.

    - Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.

    - Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!

    - Сдувайте вату короткими сериями выдохов.

    - Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"

    Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...

    Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет

    Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...

    Презентация "Артикуляционная гимнастика" для детей дошкольного возраста.

    В презентации представлены упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики....

    Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

    Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

    Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста

    Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста...

    Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста.

    Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста с практическим материалом....

    картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста

    картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста...