Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста
статья

Пантелеева Дарья Игоревна

Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста: польза, советы для родителей, комплекс упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 64 Приморского района

Санкт-Петербурга

Статья

Тема: «Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет».

Возрастная группа: группа раннего возраста (2-3 года).

Образовательная область: здоровьезберегающая.

Образовательная технология: игровая.

Автор: Пантелеева Дарья Игоревна

Должность: воспитатель

Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год


Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Для выполнения гимнастики необходимо соблюдать определенные правила:

1. Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

2. Артикуляционную гимнастику выполняют только сидя.

3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

5. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и небольшими подгруппами.

6. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд, далее переходят к динамическим. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5-10 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз – разбиваем комплекс на весь день.

7. Комплекс упражнений следует планировать на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжение всей второй недели.

8. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняет до 10-15 раз.

9. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

10. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме и ежедневно.

Польза от артикуляционной гимнастики:

- Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она

подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость

органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная

гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков,

т.е. тем, у которых «каша во рту».

- Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию

речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и

правильно, без помощи логопеда;

- Дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше

подготовлены к занятиям с логопедом;

- Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым

произношением (о таких говорят "каша во рту");

- Занятия артикуляционной гимнастикой помогут и детям, и взрослым

говорить правильно и красиво.

Комплекс упражнений.

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме»

- Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).

- Сами покажите, как нужно улыбаться.

- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.

- В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.

2. «Поцелуй маму»

- Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!

- После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

3. Упражнение «Снежинки»

Подготовьте кусочки белой ваты.

- Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.

- Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!

- Сдувайте вату короткими сериями выдохов.

- Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»

- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!

- Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

1. «Домик для язычка»

- Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.

- Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.

- Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот

- Убираем язычок, рот закрываем.

- Следует повторить упражнение 3-5 раз.

2. «Накажем непослушный язычок»

- Попросим малыша приоткрыть ротик.

- Теперь высовываем язычок

- И покусаем его слегка зубками.

3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)

Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.

- Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.

- Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.

- Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».

- Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

4. Упражнение «Часики»

- Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.

- Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

5. Упражнение «Горка»

- Покажите картинку со снежной крутой горой.

- Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».

- Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.

- Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.

- Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

6. Упражнение «Лопатка»

- Покажите малышу картинку с лопатой.

- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.

- Теперь пробует малыш.

- Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

7. Упражнение «Зайчик на ниточке»

Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.

- Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.

- Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».

- Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.

- Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

8. Упражнение «Снежинки»

Подготовьте кусочки белой ваты.

- Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.

- Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!

- Сдувайте вату короткими сериями выдохов.

- Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста

Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста...

Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста.

Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста с практическим материалом....

картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста

картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста

Картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста ...

Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста

Каждая мама хочет, чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произносить звуки. Для этого нужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и развивать у него речевое дыхание и п...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста

Картотека артикуляционной гимнастики для детей группы раннего возраста....