Консультация для воспитателей и родителей: "Воспитание интереса к игре в шашки".
консультация

Повх Лариса Андреевна

Консультация для воспитателей и родителей: "Воспитание интереса к игре в шашки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_interesa_k_igre_v_shashki.docx394.54 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 1387»

Управления делами Президента Российской Федерации

Консультация для родителей и педагогов:

«Воспитание интереса к игре в шашки»

Подготовила:

 Воспитатель Повх. Л.А.

Москва 2020

Воспитание интереса к игре в шашки

http://900igr.net/up/datai/182017/0017-023-.jpg

Шашки – игра, которая тренирует внимательность, прививает усидчивость и нацеленность на победу. Хорошим возрастом для обучения считается старшая группа детского сада. Именно в возрасте 4 — 5 лет стоит тренировать детей, развивать у них наглядно образную и прогностическую функцию ума, приучать к логическому мышлению.

Польза игры

Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие». Именно детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки.

 Эта интеллектуальная игра стимулирует умственное развитие, внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.

Совет родителям: семейные вечерние посиделки перед телевизором поменяйте на игру в шашки, это окажет хорошее влияние на сплоченность семьи, доверие друг к другу. Возможно, это станет хорошей домашней традицией.

Правила игры

 В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Мы с вами разберем классические русские шашки. Для того чтобы ребенку проще было запомнить правила, можно выучить с ним короткие веселые стишки.

Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

подготовить поле

 Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне:

 «Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!»

Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам:

 «Начинать бой можешь смело –

 Первый ход всегда за белой!»

 Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку. Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.

как ходят

 Ходы между соперниками чередуются. Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно убить, делая ход и вперед, и назад:

 «Знают все: и стар и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!»

как бьют

Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар:

«Наверно, шашкам не везет,

 Ходят шашки лишь ВПЕРЕД!»

За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно убить сразу несколько шашек:

много сьесть

«Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!»

 Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку:

дамка

 «Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка дамкой станет!»

Теперь она может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке становятся доступны ходы назад:

как ходит дамка

 «Чтоб твою дамку не поймали,

 Ход ее по всей диагонали!»

  1. Убить дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  2.  Выигрывает тот игрок, кто первый убьет все шашки противника: «Цель игры – побить «врагов» И чтоб им не было ходов!»

Как научить

Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь. Объясните, что середина должна оставаться свободной для ведения боя, после переходите непосредственно к игре.

На заметку! Попробуйте поиграть с меньшего количества шашек. В первую тренировочную игру их количество можно сократить до 8. Это позволит лучше ознакомиться с правилами и использовать большее количество упражнений.

Добравшись до момента, когда фигуры соперников будут находиться рядом, а клетки сзади будут пустыми, объясните, что, как и в любом бою, пришло время убить противника. Делает первым это тот, чья очередь ходить.

Можно сделать ход назад в том случае, когда можно съесть чужую шашку. Когда кто-то из вас доберется до противоположного края доски, переверните фигуру – теперь это дамка. Для большей наглядности на дамку можно наклеить цветной кружок или картинку, показывая ее значимость и возможность ходить, как ей вздумается: на любое количество клеток как вперед, так и назад.

Обычно ребенок бывает настолько увлечен и сосредоточен, что не видит всей сложившейся ситуации, не замечает опасностей, которые готовит ему противник, не осознает динамики всей игры. Важный навык, которому вы должны научить юного игрока, – просчитывать свои и чужие ходы, прогнозировать возможные ситуации.

Полезные советы 

  1. Как бы парадоксально это не звучало, но обучение должно проходить в форме игры. Обычное зачитывание правил ни к какому результату не приведет. Превратите все фигуры в воинов и упражняйтесь в стратегии захвата в плен чужаков или коронуйте на царствование самых достойных рыцарей. Придумывайте каждый день новые истории, участниками которых станут ваши знакомые, друзья, любимые герои мультфильмов или сказок.
  2. Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку, перекус или небольшую прогулку обязательно. Это не только сохранит здоровье, но и не даст игре стать скучной и неинтересной.
  3.  Хвалите, подбадривайте своего ребенка, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения. Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее. Покажите своему чаду интересный и понятный видеоматериал с великими гроссмейстерами.
  4.  Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет. Достаточно лишь изредка дать ему фору, чтобы прибавить уверенности в своих силах. Конечно, проигрыш расстроит малыша, могут даже появиться слезы, но это послужит стимулом для следующих побед. Просто объясните, что проиграть не стыдно и не страшно, стыдно ничего не пробовать, а страшно не стараться сделать лучше в следующий раз.
  5. Когда игра в русские шашки будет понятна и доступна, можно сыграть в «Поддавки», «Чапаева», «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны. Когда осилите эти забавы – значит пришло время обучать ребенка играть в шахматы.

 Джентльменские правила 

ребятишки играют

Наличие джентльменских правил – это особенность турецких шашек. Однако использование их в русском варианте игры не только уместно, но еще и вполне оправданно.

  1. В знак уважения друг к другу в начале и в конце партии соперники пожимают руки. Таким образом, в начале игры это способствует дружелюбному настрою, а в конце, несмотря на то, что есть победитель и проигравший, снимается напряжение.
  2. Отвлекать внимание партнера по игре, подсказывать – строго запрещено. Шулерство, как и всякого рода махинации не в почете в приличном обществе.
  3. Играть тихо, размеренно, не швыряя фигурки, переставляя их без лишнего шума – признаки воспитанного человека.
  4. Смеяться над проигрышем соперника – неприемлемо. Уважение к человеку в любой ситуации – признак благородства.

Важные термины

  1. Простая – обычная, не являющаяся дамкой шашка.
  2. Бортовая шашка – фигура, находящаяся на краю игрового поля.
  3.  Дамочное поле – последний, 8-й ряд игрового поля.
  4. Дамка – фигура, дошедшая до дамочного поля.
  5. Ход, или тихий ход – передвижение шашечной фигуры из одной клетки в другую.
  6. Ударный ход – ход, при котором происходит захват шашки противника.
  7. Поддача – постановка обычной шашки таким образом, чтобы соперник мог ее убить.
  8. Размен – ход, при котором оба игрока теряют одинаковое количество фигур.
  9. Проходная шашка – шашка, которая при следующем ходе займет место дамки.
  10. Прорыв – комбинация приемов, обеспечивающая проход в дамки.
  11. Столбняк – поражение дамки определяет очередность хода.
  12. Решето – такое расположение фигур, при котором свободные поля чередуются с занятыми через одно.
  13. Запирание – шашка находится в таком положении, что закрыта фигурами противника и не имеет хода.

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

«Иванушка-дурачок и Змей Горыныч». В одной деревне жили братья Степан, Демьян и Иван-дурак. Весь день они работали, а вечером ходили на посиделки или же устраивали кулачные бои. Только Иван вечерами садился на расчерченную доску и играл сам с собой в шашки, передвигая белые и чёрные камушки. Как-то раз братья отправились за грибами и заблудились. К ночи вышли они к поляне, где стояли белокаменные хоромы с открытой дверью. Там оказалась старая прислужница. Она накормила молодцев и сказала, чтобы они скорее уходили: ведь это дворец Змея Горыныча, скоро он прилетит и заставит их играть в шашки, обыграет, а потом съест одного за другим. Тут с грохотом домой заявился страшный Змей и стал по очереди играть с братьями в шашки (старуха принесла богатую доску с золотыми и серебряными клеточками и чугунными фигурами). Старшие братья проиграли, сидят, заливаются горючими слезами. А вот Иван выиграл — сыграл так, что у Змея глаза на лоб вылезли от удивления. И пришлось ему отпускать молодцев домой.

«Королевство шашек». В шашечном государстве правила королева Дамка. А жителями страны были чёрные и белые шашки. Они жили очень дружно и очень любили проводить шашечные турниры. Побеждали то чёрные, то белые, и все были счастливы. Но поблизости от этой замечательной страны жил злобный колдун Домино. Любил он играть в свою игру, причём всегда хотел лишь выигрывать, добивался победы любой ценой — волшебством и обманом. Никто поэтому не хотел с ним играть. Волшебник страшно завидовал Дамке и её подданным и однажды он заколдовал их королевство. Все жители разом забыли правила шашечной игры. Шашки стали спорить друг с другом, даже воевать — хотели силой добыть победу. Дамка хотела успокоить жителей, но она тоже забыла правила игры. И тогда правительница издала указ: кто напомнит правила игры и наведёт порядок в королевстве, то навеки будет его почётным гражданином и получит золотую медаль. Далее воспитатель (или родитель) предлагает детям напомнить королеве и её жителям важные правила игры в шашки.

Шашки – это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия. Наверняка вы полюбите шашки и эта игра станет вашим другом и спутником на долгие годы.

https://1.bp.blogspot.com/-JSyyK9wQzZA/XKSA5m3f_nI/AAAAAAAACaQ/VzO0Js6MQvoKn_DyCouRnZDvcDT9ch9EQCLcBGAs/w1200-h630-p-k-no-nu/%25D1%2588%25D0%25B0%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание познавательного интереса ребенка через прогулки"

Консультация для родителей с рекомендациями об организации прогулок с ребенком...

Консультации для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Воспитатель Бережная Наталья Владимировна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Консультации для родителей«Воспитание дружеских отношений в игре»Воспитатель Бережная Наталья ВладимировнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

Консультация для воспитателей и родителей "Воспитание у детей культуры поведения за столом"

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач — формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этике...

Консультации для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Воспитатель Крикян М.М.

Работа с родителямиКонсультации для родителей«Воспитание дружеских отношений в игре»Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, стро...

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре у детей 4–5 лет». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре у детей 4–5 лет». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам...

Консультации для воспитателей и родителей " Воспитание в семье детской самостоятельности"

Воспитание самостоятельности детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущ...