«Профилактика простудных заболеваний посредством использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
консультация (младшая группа)

Туркина Алёна Александровна

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d04d994b03ad4caaea6772cc358ab8242963.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика простудных заболеваний посредством использования здоровьесберегающих технологий»

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их

духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Здоровьесберегающих технологий большое количество, и направлены они на решение большого круга задач. В своем выступлении я остановлюсь на тех здоровьесберегающих технологиях, которые позволяют организовать работу по профилактике простудных заболеваний.

Изучив различные здоровьесберегающие технологии, мы создали свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую ежедневно применяем в своей работе по сохранению здоровья:

  1. Закаливание (соблюдение температурного режима, правильно организованные прогулки «День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский)», соблюдение сезонной одежды, обширное умывание, полоскание ротовой полости водой комнатной температуры, контрастный бег, использование дорожек «здоровья»). При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, основное из которых постепенность.

- Гимнастика бодрящая - проводится ежедневно после дневного сна в течение 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.  

- Метод контрастных воздушных ванн. Суть метода состоит в следующем. Процедура проходит после дневного сна, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна,  и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 - +24 С градуса.

Деятельность детей в «теплой» комнате заключается в следующем: ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе; -  ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде; -  ходьба по сухому коврику; -  ходьба по «Дорожке Здоровья». Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать. Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры. В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей. Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из «теплой» комнаты в «холодную», где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.  Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.

 

 

Круглый год, а особенно в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со среднего дошкольного возраста проводится самомассаж с воспитанниками.  Самомассаж проводится в игровой форме: «поиграем с носиком», «поиграем с ручками», «поиграем с ушками», и так далее. Под действием точечного самомассажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и тонизирует весь организм. Его следует проводить в положении лежа или сидя; направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов. Лимфатические узлы массировать нельзя. Особенно показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Вот несколько упражнений, которые дети выполняют в рамках физкультурных занятий, а также в ходе утренней и бодрящих гимнастик.

                                 ПРИМЕРЫ:

Точечный массаж «Волшебные точки» (по А.А.Уманской)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а  затем научить детей.

  1. Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно - оздоровительной работы. Целесообразность введения дыхательных упражнений, которые проводятся в увлекательной игровой форме, обусловлена тем, что в результате их использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем, правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника. 

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений не напрягались мышцы тела, не двигались плечи. Приемы правильного дыхания необходимо многократно и терпеливо показывать, повторно напоминать.

Начиная работу по формированию правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка. Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа (во время вдоха брюшная стенка должна подниматься вверх, при выдохе живот должен втягиваться). Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:

-  вдох и выдох через нос;

-  вдох через нос, выдох через рот;

-  вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю;

-  вдох через рот, выдох через нос;

-  вдох и выдох через рот.

 .

В целях профилактики простудных заболеваний в группах также проводятся следующие мероприятия: ежедневное кварцевание, применение фитонцидов – лука и чеснока, регулярная витаминизация третьих блюд (чай с лимоном, изюмовый напиток, соки, фрукты).

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду - сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности педагогического  процесса. Только здоровый ребенок может стать успешной личностью.

Таким образом, использование различных форм здоровьесберегающих технологий приводит не только к сохранению здоровья воспитанников, а также формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»

описание ситемы работы  «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитани...

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»...

Самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболевание с использованием стихов

Стихи для самомассажа биологически активных зон для профилактики ОРВИ, ОРЗ...

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний посредством закаливания организма»

Консультация для родителей«Профилактика простудных заболеваний посредством закаливания организма»...

О профилактике простудных заболеваний (с использованием лука)

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Тема нашей беседы важна и нужна , особенно,  в данный период роста...