Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя
консультация

Вольхина Светлана Николаевна

В статье раскрывается теоретическое обоснование о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в работе педагога  и приводятся примеры их использования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование

здоровьесберегающих технологий

в работе музыкального руководителя

Вольхина Светлана Николаевна

музыкальный руководитель

 СРЦдН г. Воткинска


Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач для педагогов, работающих с детьми.

От состояния здоровья детей зависит благополучие общества. В последние десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанные с неудовлетворенным положением – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

По данным Института возрастной физиологии около 20% детей, приходящих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса число этих детей превышает 60%. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4  раза количество нарушений психического здоровья.

Неблагоприятные социально-экономические, бытовые условия жизни семей наших воспитанников,  эколого-климатические условия  сказываются на состоянии здоровья детей. В наш «Центр»  поступают дети ослабленные, с различными функциональными нарушениями состояния здоровья. Как правило, многие дети социально и педагогически запущены, с задержкой психического развития. Большинство подростков приобщены к алкоголю, табаку, токсикомании. Всё это приводит к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций.

Как и в образовательных учреждениях, в нашем «Центре» дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Здоровье, как и счастье, каждый понимает по-своему. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Основные компоненты здоровья

Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:

а) социальное здоровье (благополучие);

б) духовное (нравственное) здоровье;

в) физическое здоровье.

Социальное благополучие – когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

Духовное здоровье – здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:

- системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;

 - умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.

Духовное здоровье достигается за счет умения:

- жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества

- прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;

- разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.

Физическое здоровье – это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:

- двигательной активности человека;

- рационального питания;

- закаливания;

- соблюдения правил личной гигиены;

- безопасного поведения в повседневной жизни;

- оптимального сочетания умственного и физического труда;

- умения отдыхать;

- отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Только улучшение медицинского обслуживания не решит проблему здоровья - необходимы совместные усилия педагогов, психологов, медицинских работников. Я считаю, что без формирования у детей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу эту не решить.

Выход из сложившейся ситуации возможен при внедрении в деятельность нашего «Центра» технологий, направленных  на содействие укреплению здоровья воспитанников, в создании условий, способствующих формированию здорового образа жизни, полноценному физическому и психическому развитию детей.

Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».

И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы с детьми.  Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

. 

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Возможности использования здорвьесберегающих технологий в работе педагога

Работа по использованию здоровьесберегающих технологий может проводиться в следующих направлениях: 

1.Сохранение и стимулирование здоровья:

  • Ритмопластика  является музыкально - ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом;
  • Динамические паузы носят игровой характер и направлены на увеличение скорости двигательных реакций, на развитие внимания, на развитие позитивной коммуникации;
  • Подвижные игры («Мышеловка», «Шоферы», «Сова», «Пастух и волк», «Палочка-стукалочка», «Кто где живет», «Ловишки», «Пустое место» и т.д.);
  • Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика (после дневного сна), релаксация под классическую нагрузку (после интенсивных физических и умственных нагрузок).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Приучение к ежедневной утренней гимнастики;
  • Игротренинги решение эмоциональных и коммуникативных проблем. Детей учатся контролировать своё поведение, негативные эмоции, конструктивно взаимодействовать с социумом, развивают потребность в доверительном общении;
  • Непосредственно занятия с детьми из серии «Здоровье»: формирование основ и представлений о здоровом образе жизни, пользе физической активности и здорового питания.

Коррекционные технологии (Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка)

Цель: обеспечить психическое и социальное здоровье.

Задачи: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми, обеспечение социально-эмоционального благополучия воспитанников.

Компоненты:

  • Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми;
  • Релаксация («Летний день», «Цветы», «Загораем»);
  • Музыкотерапия;
  • Сказкотерапия.

В практической работе с детьми чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях):

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Педагогические здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые: игротренинги,  игро- терапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки здоровья»

- Точечный самомассаж.

- Технологии музыкального воздействия

- Арт - терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия цветом

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное от занятий время дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Уроки здоровья» - 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Психогимнастика (со старшего возраста).  Этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка,  познавательной и эмоциональной сферы ребенка.

Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе педагогов здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Динамическая пауза– это кратковременное (в течении 1-2 минут мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Динамическая пауза проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение НОД.

Массаж спины - “Дождик” муз.Е.Попляновой

Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.

1. Дождик бегает по крыше,

 Бом, бом, бом!

Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка.

По веселой звонкой крыше, Бом, бом, бом!

Постукивают пальчиками

2. Дома, дома посидите,

Бом, бом, бом!

Поколачи вают кулачками.

Никуда не выходите,

Бом, бом, бом!

Растирают ребрами ладоней

3. Почитайте, поиграйте –

Бом, бом, бом!

Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.

А уйду – тогда гуляйте, В дом, дом, дом,

Поглаживают ладонями сверху вниз.

«Азбука физкультминуток»

По дорожке, по дорожке                             Подскоки на правой ноге.

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке                                 Подскоки на левой ноге.

Скачем мы на левой ножке.

Не сутультесь, грудь вперед.                      Выравнивание осанки.

Замечательный народ!

По тропинке побежим,                                  Легкий бег на носках.

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке                                Прыжки на месте.

Мы попрыгаем, как зайки.

Сладко потянулись,                                       Руки вверх, потягиваются.

Всем улыбнулись.

«Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской)

Педагоги и дети исполняют с движениями, валеологическую песню-приветствие «Доброе утро» (певческую импровизацию):

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее!

Разотрём ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее! Смелее!

Ушки мы с тобой потрём

И здоровье сбережём!

Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу сначала вправо, затем влево.

Выполняют «пружинки».

Поднимают вытянутые руки вверх на последнее слово.

Далее все движения выполняются по тексту.

Разводят руки в стороны – даря «улыбки» друг другу, а затем гостям.

Драматизация  сказки «Теремок»

(пальчиковая гимнастика-игра)

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, высок.

Как по полю, полю мышка бежит,

у дверей остановилась и стучит:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ну, а мышке в ответ - тишина.

Поселилась тогда в домике она.

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, высок.

Как по полю лягушка бежит,

у дверей остановилась и стучит:

Лягушка: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка, в доме живу,

Пирожки с малиной жую.

А ты кто?

Лягушка:Я  Лягушка, Я Лягушка,

Я умею петь частушки!

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, высок.

Как по полю, полю Зайка бежит,

у дверей остановился и стучит:

Зайка: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка, пирожки жую,

Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. А ты кто?

Зайка: Я Серый Зайка –

На дудочке играй-ка!

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, высок.

Как по полю Лисичка бежит,

у дверей остановилась и стучит:

Лисичка: Кто, кто в теремочке живет? Кто,

кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка, пирожки жую,

Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою.

Зайка: Я Серый Зайка-

На дудочке играй-ка!

А ты кто?

Я красавица Лисичка,

Всем свяжу я рукавички!

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, высок.

Как по полю, поля Мишка идет,

у дверей остановился и ревет

 Мишка:  Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Звери Мишку испугались

И в испуге разбежались!

показывают руками «крышу теремка»,

«бегут» указательным и средним пальцем правой руки по ладони левой - жест «Мышка»,

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

прижимают к губам указательный палец,

оказывают руками «крышу теремка»

шлепают ладошками по коленям – жест «Лягушка»,

тучат кулачком правой руки о ладошку левой,

жест «Мышка»,

«лепят ладошками пирожки»,

жест «Лягушка»,

показывают руками «крышу теремка»,

средний и указательный пальцы правой руки вытянуты вверх, остальные сжаты - жест «Зайка»,

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

жест «Мышка»,

жест«Лягушка»,

жест «Зайка»,

имитируют игру на дудочке,

показывают руками «крышу теремка»,

мягкие движения кистями рук,

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

жест «Мышка»,

жест«Лягушка»,

жест «Зайка»,

имитируют игру на дудочке,

мягкие движения кистями рук,

поглаживают поочередно руки,

показывают руками «крышу теремка»,

громко топают ногами, стучат кулачком о кулачок,

стучат кулачком правой руки о

ладошку левой,

сжимают пальцы в «замок»

разводят руки в стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".

В  данной презентации  представлены  здоровьесберегающие технологии, используемые мною  в работе: актуальность темы, примерная схема  музыкального занятия с применением здоров...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Учебный материал "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"  содержит необходимые в использовании в НОД по музыкальному воспитанию современные здоровьес...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

Организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребенку укрепления физического и психического здоровья. Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкаль...