Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду
материал

Сафина Анна Владимировна

Введение:                     

          Многие знают, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закаляться, делать зарядку, больше двигаться, бывать на воздухе. Но как трудно бывает иногда себя пересилить, встать пораньше, сделать несколько упражнений. В укреплении здоровья, гармоничном развитии личности возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании.

Одной из проблем современного общества признано значительное ухудшение состояния здоровья дошкольников  и постоянно снижающийся уровень их физической выносливости. Академик Н.М. Амосов справедливо вынес мнение, что дети, рожденные на стыке ХХ и ХХI веков сталкиваются с тремя главными «пороками» цивилизации: накоплением отрицательных эмоций при невозможности физической разрядки, перееданием и гиподинамией.

А между тем, движение – это биологически обусловленная потребность растущего организма, способ познания и общения с миром. Движение — это жизнь! Движение — это огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания им окружа­ющего мира, от сознания, что тело под­чинено разуму и воле.

Вот почему двигательной активности детей дошкольного возраста важно уделять особое внимание: в этом возрасте организм не только приспосабливается к окружающим условиям, но и накапливает своеобразный резерв сил, выносливости, навыков, с которыми выйдет в дальнейшую – сначала школьную, а затем и взрослую – жизнь. Как писал И. И. Мечников: «Физическая культура — это составная часть общей культуры общества одна из сфер социальной деятельности, нап­равленной на укрепление здоровья, раз­витие физических и духовных способ­ностей человека»

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для большинства до­школьных образовательных учреждений. К ребенку предъявляются завышенные требования со стороны педагогов и ро­дителей, что способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию малоподвижного обра­за жизни. Дети всё меньше стали находиться на свежем воздухе, свободное время малыша занимают гаджеты современного общества.

Как известно, при режиме малоподвижности возника­ют негативные проявления в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей. Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физиче­ского развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в форми­ровании здоровья ребенка, обеспечивающий единство фи­зического, духовного, психического и интеллектуального развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Факультет переподготовки и повышения квалификации

Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ

ЭССЕ

на тему: «Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду».

Выполнила слушатель курсов по программе  «Современные технологии физкультурно-оздоровительной работы»  

Сафина Анна Владимировна

Проверил: преподаватель

Третяк Оксана Александровна

Оценка:

                

                Истра, 2018.

Введение:        

          Многие знают, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закаляться, делать зарядку, больше двигаться, бывать на воздухе. Но как трудно бывает иногда себя пересилить, встать пораньше, сделать несколько упражнений. В укреплении здоровья, гармоничном развитии личности возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании.

Одной из проблем современного общества признано значительное ухудшение состояния здоровья дошкольников  и постоянно снижающийся уровень их физической выносливости. Академик Н.М. Амосов справедливо вынес мнение, что дети, рожденные на стыке ХХ и ХХI веков сталкиваются с тремя главными «пороками» цивилизации: накоплением отрицательных эмоций при невозможности физической разрядки, перееданием и гиподинамией.

А между тем, движение – это биологически обусловленная потребность растущего организма, способ познания и общения с миром. Движение — это жизнь! Движение — это огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания им окружающего мира, от сознания, что тело подчинено разуму и воле.

Вот почему двигательной активности детей дошкольного возраста важно уделять особое внимание: в этом возрасте организм не только приспосабливается к окружающим условиям, но и накапливает своеобразный резерв сил, выносливости, навыков, с которыми выйдет в дальнейшую – сначала школьную, а затем и взрослую – жизнь. Как писал И. И. Мечников: «Физическая культура — это составная часть общей культуры общества одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека»

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для большинства дошкольных образовательных учреждений. К ребенку предъявляются завышенные требования со стороны педагогов и родителей, что способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию малоподвижного образа жизни. Дети всё меньше стали находиться на свежем воздухе, свободное время малыша занимают гаджеты современного общества.

Как известно, при режиме малоподвижности возникают негативные проявления в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей. Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.

Двигательная активность - это любой вид деятельности, направленный на улучшение или сохранении физической формы и здоровья в целом. Она является одной из главных, на генном уровне обусловленных биологических потребностей человечного организма. Двигательные функции прочно соединены с вегетативными, жизненно необходимыми системами, как кровообращение и дыхание. Следственно, улучшение движений развивает не только лишь двигательные функции человека, однако и сразу расширяет резервные способности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшает их регуляторные автоматы.

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Задача воспитателя - активизировать интерес к движению,  научить управлять им, обогащать состав и содержание двигательной деятельности в целом,  развивать двигательное творчество.

В дошкольном возрасте двигательную активность условно можно разделить на 3 составные составляющие: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, которая осуществляется во время обучения и трудовой деятельности; самостоятельная физическая активность в свободное от занятий время. Эти три составляющие связаны между собой. 

Двигательная активность дошкольников неодинакова, и, в первую очередь, зависит от возраста воспитанников и уровня их физического развития.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, стоит выделить несколько задач:

•увеличить двигательную активность;

•создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;

•повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

•воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Поставленные задачи целесообразно решить через разнообразные формы двигательной деятельности. А именно:

-утренняя гимнастика (ежедневно);

-совместная физкультурная деятельность педагога с детьми;

-прогулка с включением подвижных игр; (ежедневно)

-пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

-зрительная, дыхательная гимнастика;

-физкультминутка

-спортивные досуги, развлечения.

Эти формы создают у детей хорошее настроение, поднимают эмоциональный и мышечный тонус, активизируют дальнейшую деятельность, снижают утомление и снимают статическое напряжение.

Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности благодаря проведению подвижных игр.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.  Так, в нашем детском саду на свежем воздухе проводится праздник «Масленица» и праздник, посвященный дню защиты детей.

Под оптимизацией двигательной активности дошкольников понимается совокупность приемов и методов образовательной и воспитательной работы, направленных на то, чтобы дети свободно и доступно реализовывали свою потребность в двигательной активности, при этом не нарушая установленный в ДОУ режим дня.

ФГОС включает в себя организацию двигательной активности дошкольников и на занятиях. Дошколенок – прежде всего, человек играющий, поэтому в образовательных  стандартах закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через игру.  Наиболее эффективно включать в занятия подвижные игры.

        Задачами педагога в организации двигательного режима являются:

 -          анализ и оценка двигательной активности детей в течение определенного периода времени,

-          выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора,

 -          выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения.

В последние годы проведено существенное количество научных работ, в которых изучалась дневная двигательная активность дошкольников, велись поиски более оптимальных двигательных режимов.

Двигательная активность в значимой степени зависит от режима дошкольного учреждения, обучения и развития детей. Обширное внедрение комплекса физических упражнений содействует удовлетворению естественной потребности деток в движении, укреплению их здоровья, повышению иммунной устойчивости и увеличению общей трудоспособности.

Заключение:

Итак, для того чтобы оптимизировать двигательную активность детей дошкольного возраста важно использовать правильную организацию физкультурно-игровой предметной среды: наличие оборудования для развития основных движений, для оздоровительных целей.

Если проанализировать работу по оптимизации двигательной активности в нашем детском саду, то можно отметить положительные изменения:

  • возрос интерес детей к разным видам упражнений.
  • повысилась двигательная активность  детей, разнообразилась игровая деятельность.
  • малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
  • дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.

Особенностью успешной реализации образовательной программы по  физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к дошкольникам с учетом их уровня двигательной подготовленности и состояния здоровья. Немаловажно учитывать и то, что показатели физической активности у детей колеблются по сезонам года и даже по дням недели и времени суток.

Для успешного физического воспитания и оптимизации двигательной активности необходима слаженная работа всего педагогического коллектива, особо важно взаимодействие воспитателей и инструктора по физической подготовке.  Только совместная деятельность обеспечит успешность педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного воспитанника ДОУ.