гимнастика пробуждения
материал

Багомедова Саният Багомедовна

гимнастика пробуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_posle_sna.docx92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по использованию игровой оздоровительной

гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста

     В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является состояние здоровья детей.  Здоровый ребенок дошкольного возраста – это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.

    Поэтому считаем, что сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей деятельности ДОУ. Одной из форм сохранения здоровья дошкольника является игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна.

    Главное предназначение оздоровительной гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма. 

    Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую структуру:

- игровые оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки;

 - упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;

- дыхательная гимнастика;

- водные процедуры.

    Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

    Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

    Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.

    В МДОУ комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц.  За это время дети успевают овладеть техникой выполнения оздоровительных упражнений. Благодаря смене комплексов интерес детей к оздоровительной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

     Предлагаем вашему вниманию комплексы игровой оздоровительной гимнастики для детей всех возрастных групп.

 

КОМПЛЕКС № 1

                            Младший, средний дошкольный возраст 

                                           Гимнастика в постели

«Гимнастика для котят»    

Сон прошел, и мы проснулись,

Улыбнулись, потянулись, (дети потягиваются лежа на спине)

Лапки друг о дружку трем (потирают одну руку о другую)

И в ладошки громко бьем (хлопают).

А теперь поднимем ножки, (поочередно поднимают ноги)

Как у нашей мамы Кошки,

Левая и правая – мы котята бравые.

На животик повернулись, (переворачиваются на живот)

Снова дружно потянулись.

Оторвали от подушки (поднимают и опускают голову)

Носик, голову и ушки,

На коленки резво встали – (двигают тазобедренными суставами влево и  вправо)

«Хвостиками» помахали, (выгибают и прогибают спину)

Выгнулись, прогнулись.

На бок повернулись, (поворачивают голову вправо и влево)

Сели на кроватке (сидя на кровати, свешивают ноги, почесывают пятки)

Почесали пятки,

Постучали об пол немножко, (стучат пятками об пол)

Набирайтесь силы, ножки!

Профилактика плоскостопия

 Сил набрались наши ножки,

 Поскакали по дорожке, (ходят по дорожке здоровья)

 По дорожке не простой,

 По неровной, по колючей,

 По шершавой – вот какой!

 Мы проснулись, мы готовы

 Петь, играть и бегать снова.

 Дружно нам сказать не лень:

 «Здравствуй, день, веселый день!»

Профилактика нарушений осанки

«Кивки»  Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад (8 раз).

«Робот»   И.п. – 1 - руки в сторону; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – руки вниз (6-8 раз).

«Поворотик» И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот вправо, руки вперед; 2 – и.п.; 3 – поворот влево, руки вперед; 4 – и.п.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Пчелы». Мы представим, что мы пчелы, мы ведь в небе новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох) (5 раз).

«Гудок парохода». Прогудел наш пароход, в море всех он нас зовет. И.п. – 1 – через нос с шумом набрать воздух; 2 – задержать дыхание на 1-2 секунды;  3 – с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен) (6 раз).

«Дышим тихо, спокойно, плавно».  Все мы медленно подышим. Тишину вокруг услышим. И.п. – Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос (5 -10 раз).

                                           Водные процедуры.

КОМПЛЕКС № 2

Младший, средний дошкольный возраст

Пробуждение                    Вот, ребята, вы проснулись,

                                            Дружно вместе потянулись.

                                           Гимнастика в постели

Потягивание И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. 

                               

Игра «Колобок»    Что за странный колобок,

                                 Колобок – румяный бок?

                                 Полежал чуток,

                                 Взял и развалился. (Дети сгруппировались, колени  

                                 подтянули к подбородку, руками обняли ноги).

                                 Вот, вы все и колобки!

                                 Раз – два – три – четыре – пять

                                 Развалились вы опять!

Легкий массаж 

Надо глазки потереть, чтоб могли они смотреть,

Чтоб весельем лишь сияли, никогда не унывали!

Где же, где же наши ушки?

Не забыли и про вас – помассируем сейчас!

Бег босиком из спальни в группу

         Потянулись, быстро встали,

    На носочках побежали…

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

Игра «Танцующий верблюд» И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отнимать).

Игра «Забавный медвежонок» И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед - назад, вправо – влево. То же кружась на месте, вправо – влево.

Профилактика нарушений осанки

«Встали»   А теперь расправим плечи, глубоко вдохнем через нос.

                     Скажем громко «у-у-у», как будто мы огромный паровоз!

«Ножницы» И.п. – ноги врозь. Скрестные движения руками с постепенным наклоном вперед. То же, выпрямляясь.

«Винтик»  И.п. – стоя, ноги врозь, руки за голову, поворот туловища налево – направо.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Ушки». Ушки слышать все хотят про зверят и про ребят. И.п. – 1 – наклон головы вправо – сильный вдох; 2 – наклон головы влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при  наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось (4 – 6 раз).

«Вырасти большой». Вырасти хочу скорей, добро делать для людей. И.п. – 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 – опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х» (4 – 5 раз).

«Удивимся».  Удивляться чему есть, в мире всех чудес не счесть. И.п. – встать прямо, опустить плечи и сделать свободный вдох. 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и.п. (8 раз).

                                       

                                           Водные процедуры.

                                       КОМПЛЕКС № 3

                            Младший, средний дошкольный возраст

Пробуждение (воспитатель звонит в хрустальный колокольчик):

                                         Колокольчик ледяной,

                                         Он всегда, везде со мной.

                                        «Просыпайтесь!» - говорит,

                                        «Закаляйтесь!» - всем велит.

                                           Гимнастика в постели

Киски просыпаются (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок).

                                              На ковре котята спят,

  Просыпаться не хотят.

      Вот на спинку все легли,

 Расшалились тут они.

   Хорошо нам отдыхать,

  Но уже пора вставать.

       Потянуться, улыбнуться,

              Всем открыть глаза и встать.

                               

Игры с одеялом (Дети прячутся под одеяло, и так 2 – 3 раза).

    Вот идет лохматый пес,

А зовут его – Барбос!

       Что за звери здесь шалят?

  Переловит всех котят.

Легкий массаж («Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

Бег босиком из спальни в группу

         Потянулись, быстро встали,

    На носочках побежали…

Профилактика плоскостопия

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам 

Зашагали ножки топ, топ, топ!

Прямо по дорожке топ, топ, топ!

Ну-ка веселее топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем топ, топ, топ!

Топают ножки топ, топ, топ!

Прямо по дороже топ, топ, топ!

Игра «Здравствуйте – до свидания» И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Совершать движения стопами от себя – на себя (5 – 6 раз).

Игра «Поклонились» И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая. Согнуть и разогнуть пальцы ног (8 – 10 раз).

Профилактика нарушений осанки

«Гномик»   Ходьба на пятках, руки на поясе.

«Паровоз»  Имитировать движение колес паровоза руками. И.п.- стоя, одна нога впереди, другая сзади.

Дыхательно-звуковая гимнастика

«Часики». Часики вперед идут, за собою нас ведут. И.п. - стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (10 – 12 раз).

«Ежик». Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше. И.п. – 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот (6 – 8 раз).

«Покачивание».  Покачаемся слегка, ведь под ногами облака. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – наклон вправо «кач» (вдох); 2 – наклон влево «кач» (выдох) (шесть раз).

                                       

                                           Водные процедуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в средней группе

Картотека комплексов утренней гимнастики с предметами и без и комплексов гимнастики пробуждения в первом полугодии средней группы...

Справка по проведению тематического контроля Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО.

Справка по проведению тематического контроля  Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО....

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для детей 6 – 7 лет

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для  детей 6 – 7 лет...

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения (подготовительная группа)...

Картотека утренней гимнастики и гимнастики пробуждения

laquo;Жучки»Воспитатель звонит в колокольчик:«Колокольчик звонкий мой,Он всегда, везде со мной.Просыпайтесь! – говоритЗакаляйтесь! – всем велит».1....

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения к проекту "Зимующие птицы"

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения к проекту "Зимующие птицы"...

Гимнастика пробуждения после дневного сна. Комплексы гимнастики для средней группы.

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и ф...