Главные вкладки

    "Звуковые и дыхательные упражнения"
    учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)

    Скачкова Лариса Анатольевна

    Звуковые и дыхательные упражнения  могут использоваться в коррекционно-развивающей работе  для детей с нарушениями речи, в вокальной работе на занятиях в детском саду, способствует развитию  познавательного интереса к своему и чужому телу,его возможностям. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2020_zvukovye_i_dyhatelnye_uprazhneniya.docx16.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Звуковые и дыхательные упражнения.

    Цель артикуляционной гимнастики - выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости.

    Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

    а)  от середины лба  к вискам и вокруг глаз до переносицы,

    б)  от переносицы к околоушной впадине,

    в)  от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

    г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

    Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м.

    Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

    После массажа  проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.

    1."Трактор".  Энергично произносить д-т,д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка)

    2."Стрельба". Стрелять из воображаемого  пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы полости глотки).

    3."Фейерверк"- В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б.

    4."Гудок парохода". Набрать воздух через нос, задержать на 1,2 секунды, и выдохнуть через рот  со звуком у-у-у-у.

    5."Плакса". Имитируем плач, произнося ы-ы-ы-ы(снимает усталость головного мозга)

    6. «Почистим зубы» удерживать кончик языка за нижними зубами. Для этого ребёнку предлагалось улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

    Гимнастика мышц зева и глотки.

    1. Глотание жидкости, сглатывание слюны.

    2. Позевывание, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.

    3. Покашливание.   Широко  открыв  рот,   напрячь  мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.

    4. Покашливание с высунутым языком.

    5. Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.

    6. Имитация жевания (происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки).

    7. Подражание:

    а) голубиному воркованию

    б) стону,

    в) мычанию.

    8. Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у.

    9. Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.

     

    Упражнения для активизации мышц мягкого нёба.

    1. Имитация глотательных движений.

    2. Позевывание, широко открывая рот.

    3. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

    4. Вдох носом и ртом одновременно - выдох ртом (выдох многократный,   частый,   толчкообразный,    при    напряженном нёбе).

    5. Произвольное покашливание.

    6. Покашливание с высунутым языком.

    7. Произнесение  гласных  звуков а, э, и, о, у на  твердой атаке.

    8. Пропевание гласных звуков а, э, у, и, о.

     

    Упражнения для языка.

    1.   Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается и полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10.

    2.   Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка наружу «лопаткой» языку придается плоская широкая форма - так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии положение удерживается под счет до 5-10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую форму, то:

    а) произносить с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя;

    б)  на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух);

    в)  нараспев тянуть звук и.

    Комплекс оздоровительных упражнений для горла.

    "Лошадка" Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения то увеличивается, то уменьшается.

    "Змеиный язычок"Длинный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка.(6р)

    "Зевота" Расслабиться, опутить голову, широко  раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести оо-хо-хо-о-о-о-о (6раз)

    "Смешинка"  Смешинка попала в рот и невозможно от нее избавиться.Губы раскрыть и произнести ха-ха-ха-хи-хи-хи.

    Упражнения для мышц плечевого пояса.

    Эти упражнения позволили нам подготовить мышцы плечевого пояса к постановке правильного дыхания.

    1. Поднимание и опускание плеч.  При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот

    2. Поднимание и опускание плеч поочередно.   При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

    3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

    4. Разнообразные движения руками в стороны, вверх, вращение, плавательные движения. При развертывании грудной клетки - вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.

     

    Упражнения для мышц шеи.

    Исходное положение - сидя, спина и шея прямые.

    1. Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом, при возврате в исходное положение - выдох ртом.

    2. Наклонить голову вперед - вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом) вернуться в исходное положение (выдох ртом).

    3. Повороты головы в стороны налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).

    Движения сначала выполняют без сопротивления, затем - с сопротивлением руки, упирая ее кистью в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

    1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

    Дыхательная практика (комплекс дыхательных упражнений)

    Учение о дыхании — тема настолько обширная и важная, что ей самой посвящено множество исследований и книг. Существует также множество различных методик, практик и видов правильного дыхания. Некоторые ...

    Кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения

    Обеспечение гармоничного  физического развития .совершенствование умений и навыков в основных видах движений.развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активности и с...

    Консультация для родителей " Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой" ( дыхательный упражнения и правила их выполнения)

    quot;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать" А.Н. Стрельникова...

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

    1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...