материалы проекта "неболейка"
методическая разработка

Смолева Татьяна Николаевна

методичсекие материалы проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neboleyka.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №66» г. Сыктывкара

Проект

по формированию у детей младшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни посредством игрового самомассажа

«НЕБОЛЕЙКА»

Сыктывкар 2017

Методическая разработка по формированию у детей младшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни посредством игрового самомассажа

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 «Неболейка»

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители

Тип проекта: долгосрочный, детско – родительский,  информационно–игровой, внутри - групповой.

Сроки проведения: с 01.09.2017 года по 30.03.2018 года

Актуальность проекта:

Первостепенной задачей стандарта дошкольного образования является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

В последние годы современные формы воспитания и образования детей, рост психо-эмоциональных перегрузок, ухудшение социально-экономического состояния семей и усиление внутрисемейной напряжённости способствуют нарастанию нервно-психических отклонений и ухудшению здоровья детей.

Поэтому задача охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности.

Всё это побуждает нас, педагогов, искать новые пути оздоровления детей. Наиболее востребованным для педагогов в настоящее время является использование различных здоровьесберегающих технологий, основная цель которых:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников, одной из технологий обучения здоровому образу жизни дошкольников широко применяется  игровой самомассаж.

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы (А.А. Бирюков, В.И. Васичкин и др.).

Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

Игровой самомассаж способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость), развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию; они способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, согласованности действий в коллективе.

Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.

Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие дошкольников. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Воспитанники также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении игрового самомассажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что несомненно развивает крупную и мелкую моторику. Игровой самомассаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям. Игровой самомассаж содействуют развитию речи. Стихи и песенки дети быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, помогают выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют упражнения сами, но и наблюдают за исполнением движений другими детьми.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Необходимо, чтобы ребёнок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса.

В связи с этим целью нашего проекта является – формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни путем обучения их навыкам  игрового  самомассажа.

Задачи проекта:

1. Повышение интереса у детей к здоровому образу жизни, изучению своего организма, овладение детьми практическими навыками ухода за своим телом посредством обучения их игровому самомассажу; развитие  представлений о способах укрепления своего здоровья.

2. Преобразование предметно-развивающей среды в группе во взаимодействии с семьёй и её активное использование;

3. Воспитание у ребёнка бережного и заботливого отношения к своему организму.

Планируемые результаты:

  1. Повышение уровня сформированности представлений у детей младшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни;
  2. Заинтересованность родителей проблемой формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений об организме человека  и бережном к нему отношении посредством обучения их игровому самомассажу; активное участие родителей в реализации целей и задач проекта.
  3. Подбор и оснащение предметно -  развивающей среды соответствующим методическим и дидактическим материалом.

Название и форма итогового мероприятия: Семейный клуб «Неболейка»

Ответственные за проведение итогового мероприятия:  воспитатели – Смолева Т.Н., Напалкова А.Е.

Привлечение к сотрудничеству педагогов и специалистов ДОУ – проведение мастер – класса с педагогами «Применение Су – Джок терапии в оздоровлении дошкольников»

Критерии оценки проекта:

  1. Уровень  сформированности представлений детей о здоровом образе жизни;
  2. Повышение интереса родителей к проблеме формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о ЗОЖ на основе анкеты «Здоровый образ в семье», а так же отзывов о проведенных с родителями мероприятий по плану проекта;
  3. Оснащение предметно -  развивающей среды на основе оформления выставки предметов и атрибутов для игрового самомассажа.

Критерии мониторинга представлений детей младшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни

Задание №1 «Личная гигиена»

Ребёнку предлагают картинки  с изображением предметов личной гигиены: зубная щетка, мыло, мочалка, зубная паста, носовой платок, расческа. Педагог показывает ребёнку картинки и спрашивает о том, как эти предметы помогают следить за чистотой тела.

Задание №2 «Полезная покупка»

В качестве товаров могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, капуста, морковь, молоко, рыба, мясо, кукла, самолет и др. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребёнку: «Это магазин. В нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купите то, что полезно для здоровья».

Задание №3 «Опасные предметы»

Педагог показывает ребёнку картинки с изображением предметов: гвоздь, ножницы, нож, лекарство, телевизор и др.и просит сказать, как эти предметы могут навредить здоровью ребёнка.

Задание №4 «Разрезные карточки. Спорт»

Педагог предлагает детям собрать карточки и назвать виды спорта (лыжи, коньки, бег, фигурное катание)

3 балла – ребёнок без помощи взрослого отвечает на вопросы,

2 балла – с помощью взрослого

1 балл – ребёнок не справился с заданием

Этапы проекта:

  1. Подготовительный – сентябрь – октябрь 2017 года
  2. Основной (реализация проекта) – ноябрь 2017 года – март 2018 года

3. Заключительный:  Семейный клуб «Неболейка», выставка предметов и атрибутов для игрового самомассажа «Сам себе массажист» - март 2018 года

План реализации содержания проекта

Этапы

Совместная деятельность с детьми

Взаимодействие с семьей

Подготовительный:

Сентябрь

Октябрь

  1. Замысел проекта: Педагог перед  детьми выкладывает предметы: карандаш, шишка, линейка, массажный мячик, горох, пробки, рукавица и спрашивает «Назовите предметы. Для чего они нам нужны? А где еще мы можем их использовать?». На последний вопрос дети затрудняются ответить, поэтому воспитатель говорит о том, что эти предметы – волшебные, они могут помочь нам узнать о своем организме и научить как правильно заботиться о своем здоровье.
  2. Анализ  методической литературы, составление конспектов НОД, комплекса пробуждающей гимнастики с элементами самомассажа,  а так же подбор и изготовление дидактических игр, пособий, наглядности в соответствии с тематикой НОД

  • Подбор упражнений для самомассажа и оформление картотеки «Игровой массаж Оформление альбома загадок и пословиц о частях тела, здоровье»
  • Изготовление массажных мячей, ковриков, различных массажеров
  • Изготовление буклетов «Пальчиковые игры «Наша дружная семья», «Пальчиковая гимнастика с карандашом»
  • Памятка «Самомассаж в оздоровлении детей»

Основной:

Ноябрь  – март  

«Социально – коммуникативное развитие»

  • Беседа «Как мы ухаживаем за своими ручками? Носиком? Ушками?»
  • Проведение парного массажа «Дождик» - массаж спины друг другу под песню Е. Поплянской «А мы на уроке – играем». «Кто пасется на лугу»

«Познавательное развитие»

  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий «Моё тело», плаката «Строение человека»
  • Отгадывание загадок о частях тела, здоровье
  • НОД «Петушок и его семья» (шестигранный карандаш), «Путешествие Ёжика» (массажный мячик),  «По Дорожке Здоровья» (массажные коврики)

«Речевое развитие»

Чтение произведений: Э. Мошковская «Мой замечательный нос», В. Бианки «Чей нос лучше»; К. Ушинский «Органы человеческого тела», «Загадочная история», потешек во время умывания «Водичка, водичка», «Катя, Катя, маленька…», «Я по спинке пройду…», «Куда бежали ножки?»

«Физическое развитие»

  • Игры в сухом бассейне «Горох», «Тесто», «Повар», «Колобок», «Лягушки»
  • Использование массажных мячиков,  ковриков, гимнастических палок на зарядке и НОД по физической культуре и в индивидуальной работе
  • Д/и «Найди одинаковые пуговицы»
  • Использование самомассажа во время пробуждающей гимнастики

Заключительный: 

7 апреля – День Здоровья

Семейный клуб «Неболейка»

 

Выставка предметов и атрибутов для игрового самомассажа «Сам себе массажист»

Результаты проектной деятельности:

  1. Уровень сформированности представлений детей о здоровом образе жизни (результаты мониторинга)
  2. Число родителей, принимавших участие в работе над проектом, увеличилось: родители стали предлагать свою помощь, а значит у них повысился интерес к данной проблеме. Результаты анкетирования,
  3. Работа над данным проектом способствовала сплочению педагогического и родительского коллективов в реализации задач данного проекта. (Отзывы родителей и педагогов)

В результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области самомассажа. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители  больше проявляют интереса к изучению самомассажа  и формированию физической культуры в семье.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки самомассажа, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья  во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности ( материалы для изобразительной деятельности).Из проекта Федеральные государственные требования к созданию предметно- развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы

Примерный набор материалов и оборудования для средней группы.Для рисования.*Набор  цветных канандашей  24 цвета на каждого ребенкаНабор фломастеров 12 цветов на каждого ребенкаНабор шариковы...

Консультация для родителей на тему «Материалы для рисования и их свойства; использование различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельности»

Консультация для родителей с целью познакомить родителей с материалами для рисования и их свойствами;расскзать об использовании различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельно...

Доклад по изодеятельности на РМО Тема: "Современные изобразительные материалы в работе с детьми дошкольного возраста (основные характеристики изобразительных материалов).

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это с...

Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы. Материалы для сюжетной игры

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группыМатериалы для сюжетной игрыТип материалаНаименованиеКоличество на группуИгрушки-персонажиКуклы крупные (35-50 см.)5 разныеКуклы средние (25-...

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...