Метод танцевально-двигательной терапии как средство развития творческих способностей детей
статья (старшая группа)

Каширская Наталья Викторовна

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях явлется приоритетной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpo_doklad_kashirskaya_tantseterapiya.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Метод танцевально-двигательной терапии

как средство развития творческих способностей детей

Воспитатель: Каширская

Наталья Викторовна

г. Мичуринск – Наукоград

2019-2020 учебный год

          Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

          Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

          В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод танцевальной терапии.

          Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела.

          Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела — самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и психологических зажимов, образующихся в результате переживаний и эмоциональных проблем.  

             Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5-6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна. Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому мы используем в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть танцевальные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение.

           Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации. Преобразуясь в движение, чувства определяют отношение ребенка к собственному телу. В результате у ребенка возникают новые творческие возможности. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм. Для выражения личности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок и т.д.

          Большинство детских врачей по всему миру признают танцы для детей одной из лучших физических практик, рекомендованных детям. Танцетерапия позволяет ребенку не только научиться двигаться под музыку, но и решить многие психологические задачи, стоящие перед ними, выработать эффективные стратегии социальной адаптации. Танцы в значительной мере влияют на рост и физическое развитие ребенка, помогают правильному формированию скелета, развитию мышечного корсета. У детей раннего возраста еще слабый опорно-двигательный аппарат, и если ребенок малоподвижен, то с его развитием могут появляться такие неприятные последствия как сколиоз, косолапие,  плоскостопие.  Танцетерапия является отличной профилактикой таких заболеваний. Кроме того, прыжки и вращения, развивают вестибулярный аппарат и умение ребенка ориентироваться в пространстве. Стабилизируется работа мозжечка, благодаря чему решаются проблемы с координацией движения. Через многократное повторение ритмических движений развивается мышечная память.

          Танцевально-двигательная терапия с дошкольниками предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец, танец-импровизация, пластика тела, танец рук, коррекционная ритмика, современный детский или народный танец. Детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела, т.к. его развитие идет от движения и эмоции к слову. У малыша отсутствие умения владеть своим телом, так называемая мышечная свобода, проявляется в двух видах: 1) как «зажим» («перенапряжение») отдельных или всех групп мышц; 2) как излишняя разболтанность, развязность. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.

          Современный ребенок испытывает дефицит движений. Даже занятия физкультурой, утренние гимнастики и физкультминутки на занятиях не восполняют его в полной мере.

          Двигательная активность – важный фактор профилактики многих заболеваний и укрепления здоровья воспитанников. Танцевальные движения оказывают влияние на физическое и психологическое развитие ребенка. Занятия снимают стресс, укрепляют мышечную систему, корректируют отклонения от нормы физического развития, повышают жизненный тонус, формируют систему знаний о здоровом образе жизни.

          Основная цель танцетерапии – в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.

          И так, какое же содержание по танцетерапии в работе с дошкольниками?

  1. Это разминка в быстром темпе: выбирается ведущий (взрослый или ребенок), который предлагает выполнять танцевальные движения под быструю музыку все участники повторяют за ним движения.
  2.  Работа в парах по принципу «зеркало»: один ребенок в паре – ведущий  с закрытыми глазами показывает любые движения, которые вызывает в нем звучащая музыка, другой – его отражение («зеркало») – с открытыми глазами все повторяет. В процессе игры дети должны меняться ролями.
  3. Театрализация движений. Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально или коллективно. Техника перевоплощения:   придумать свое животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и т.п.
  4. Изобразить процесс  (работа по группам, задания на карточках): связка воздушных шариков, которые сдуваются; клумба с распускающимися цветами; коробка тающих шоколадных конфет; отклеивающиеся от стены обои; тающий снег и капающие сосульки; аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками; падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак; грядка с овощами после дождя; обед в зоопарке; теплица с растениями; тающее мороженое и т.п.
  5. Изобразить характер местности: лиственный лес осенью; хвойный лес зимой; смешанный лес летом; фруктовый сад с плодами; вьюнок на заборе; степь; заливной луг; садовый участок; кукурузное поле и т.п.
  6. Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств. «Я – эмоция» – передать состояние, обозначенное на карточке:  ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие, нежность, растерянность, лень, удивление, успех, сочувствие, восторг, умиротворение и т.д.
  7. Техника круговых движений. Изобразить характерные походки: солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; ученика, идущего в школу; ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т.п.

          Что же дает нам танцевальная терапия? Снять психоэмоциональное напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, проиграть свои внешние и внутренние ощущения, совместно пережить волнующие ситуации, пробудить положительные эмоции, развивает коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности сплочение.

          И так, метод танцевальной терапии помогает детям снять «зажимы», агрессию, научиться воспринимать звук, ритм, тембр, учит согласовывать движения собственного тела с музыкой. А самое главное, способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей детей.

Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей детей....

Арттерапевтические методы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Арт-терапия – это здравоохранительная инновационная технология, (дословно) лечение искусством, т. е. метод изменения мироощущения человека через творческую деятельность. Актуальность данной технологии...

Опыт работы: "Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут в этом мире, входят в него, как ...