Конспект познавательно-исследовательской деятельности на основе игровой технологии квест - игра «В гости к Поварёнку»
план-конспект занятия (старшая группа)

Зеленецкая Светлана Валерьевна
Актуальность: 
в современной системе дошкольного образования все более популярной становится такая  инновационная форма организации образовательной деятельности как квест. Использование в работе с детьми в условиях ДОУ образовательных и игровых квестов способствует развитию активной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Играя в квесты, дошкольники действуют в условиях обогащенной развивающей среды, так как этот вид игры требует интеграции различных образовательных областей.
Цель:
формировать у детей привычку к здоровому образу жизни посредством правильного, здорового питания
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №20 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект

познавательно-исследовательской  деятельности

на основе игровой технологии

квест - игра «В гости к Поварёнку»

Автор конспекта:Зеленецкая Светлана Валерьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

2019

Актуальность:

в современной системе дошкольного образования все более популярной становится такая  инновационная форма организации образовательной деятельности как квест. Использование в работе с детьми в условиях ДОУ образовательных и игровых квестов способствует развитию активной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Играя в квесты, дошкольники действуют в условиях обогащенной развивающей среды, так как этот вид игры требует интеграции различных образовательных областей.

Цель:

формировать у детей привычку к здоровому образу жизни посредством правильного, здорового питания.

Задачи:

Обучающие:

закрепить знания детей о витаминах и полезных продуктах, умение отбирать полезные готовые блюда и напитки, составлять из них меню на завтрак, обед, ужин;

закрепить умение согласовывать существительные и числительные, образовывать относительные прилагательные.

Развивающие:

развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, внимание, память, художественно-эстетический вкус.

Воспитательные:

воспитывать волю к победе, любознательность, аккуратность.

Предпосылки учебной деятельности:активно действует, вовлекается в процесс самостоятельного поиска источников информации, решает вопросы проблемного характера, способен к принятию собственных решений.

Квест-игра по содержанию

1.Сюжетная.

Квест-игра по числу участников.

1.Групповая.

Квест-игра по продолжительности.

1.Кратковременная.

Метод прохождения квест-игры

1.Линейный.

Квест-игра по месту проведения

1.Живой квест:

– квест в учебном учреждении.

Квест-игра по назначению

1.Образовательный.

Задания для квест-игры

1.Пересказ.

2.Планирование и проектирование.

3.Самопознание.

4.Творческое задание.

5.Аналитическая задача.

6.Убеждение.

7.Достижение консенсуса.

8.Оценка.

9.Журналистское расследование.

10.Головоломка.

Структура квест-игры

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Критерии оценки

1.Понимание заданий и решения проблемы.

2.Выполнение заданий.

4.Творческий подход.

Материал:

Схема-передвижения, картинки с изображениями продуктов, муляжи овощей и фруктов, буквы подвижного алфавита для составления слов «винегрет», «банка»; кусочки банана, апельсина, капусты, нектарина, абрикоса на шпажках для дегустации; бумажные заготовки тарелок и стаканов, краски, кисти; ингредиенты для приготовления винегрета; фартуки, посуда для сервировки стола и приготовления салата

Оборудование для педагога:письмо, карта – ребус, мультимедийное оборудование, музыкальный центр

Оборудование для детей:столы, стулья, указатели остановочных пунктов, маршрутные листы, мячи большие и малые, мешки для бега,  трубочки для коктейля, гуашь, листы ватмана, салфетки, наклонная доска, скакалки, баскетбольные мячи, кегли для ориентиров

Предварительная работа:

беседы о полезных продуктах, о витаминах, правилах питания; рассматривание книг, альбомов, картинок.

Краткое описание квест-игры

В квест-игре принимает участие команда в количестве от пяти до десяти детей старшего дошкольного возраста. Игра начинается в групповой комнате, где детям объясняют цель квеста. Педагог показывает письмо от повара Поварёнка, в котором автор приглашает участников игры на мастер-класс по приготовлению блюда. Чтобы узнать, о каком блюде идёт речь, детям необходимо пройти по указанному на карте маршруту и выполнить задания. За правильное выполнение заданий на каждой остановке игроки получают по одной букве из названия блюда.

Письмо:

«Что б буквы вам найти, много испытаний придется пройти! По карте смело вы идите, друзей с собою всех возьмите, в пути будьте друг другу подмогой, смело шагайте по стрелке строгой! Все заданья выполняйте и буквы получайте! Если честно все пройти, название полезного блюда  вас ждет в конце пути! Счастливого пути! Ваш Поварёнок».

Игра включает восемь остановок:

1.Остановка «Овощная»- центр познавательного развития групповой комнаты

2.Остановка «Дегустационная» - кухня

3.Остановка «Любознательная»- кабинет допобразования кружка «Знайка»

4.Остановка «Речевая» - кабинет логопеда

5.Остановка «Спортивная» - спортивный зал

6.Остановка «Художественная» кабинет допобразования кружка «Акварелька»

7. Остановка «Музыкальная» - музыкальный зал

8.Остановка «Питательная» - групповая комната

На каждой остановке детей встречает сказочный персонаж, который даёт определённое задание. Когда все буквы собраны, игроки выкладывают из них слово «винегрет» и отправляются на кухню к Поварёнку для участия в мастер-классе.

Описанный сюжет игры делает её универсальной, так как за короткое время детей удаётся вовлечь в разные виды деятельности, участники команды получают опыт, который может пригодиться в дальнейшей жизни.

Проведение квест-игры

1.Остановка «Овощная»

Детей встречает сказочный персонаж Тыковка и предлагает участникам квеста ответить на вопросы теста, выбрав правильный ответ из трёх предложенных вариантов.

1.Какой овощ очень полезен для зрения?

А Морковь;

Б капуста;

 В помидор.

2.Какой овощ называют вторым хлебом?

А Баклажан;

Б картофель;

В огурец.

3.В каком овоще больше всего витамина С?

А В капусте;

Б в свёкле;

В сладком красном перце.

4.Какое ещё название имеет помидор?

А Томат;

Б синьор;

В баклажан.

5.К а к ой из овощей самый крупный?

А Тыква;

Б баклажан;

В кабачок.

6 . Назовите любимое детское лакомство в зелёных стручках.

А Бобы;

Б горох;

В фасоль.

Под муляжом тыквы дети находят первую букву.

2.Остановка «Дегустационная»

Игроков встречает Карлсон, и предлагает отгадать продукты (банан, апельсин, нектарин, капусту, абрикос) с закрытыми глазами, только по вкусу.

Чтобы получить вторую букву, игрокам необходимо составить слово-подсказку из первых букв угаданных продуктов: Б — банан, А — апельсин, Н — нектарин, К — капуста, А — абрикос = банка. Вторую букву дети находят в банке, которая стоит в игровой комнате.

3.Остановка «Любознательная»

Детей встречает Знайка и предлагает ответить на вопросы, чтобы расшифровать номер телефона, по которому игроки должны позвонить для получения подсказки.

Задание Знайки.

Последние пять цифр номера телефона стёрлись: 8-888-8*****. Правильно ответьте на вопросы и запишите цифры из ответов по порядку.

Вопросы:

1.Сколько раз в день нужно есть, согласно правилам здорового образа жизни? (Четыре: завтрак, обед, полдник, ужин.)

2.Из скольких блюд состоит обед? (Трёх: первого, второго блюд и десерта.)

3.Сколько зубчиков у вилки? (4.)

4.Сколько яиц  можно  съесть  натощак? (Одно.Второе будет уже не натощак.)

5.Сколько яблок может вырасти на берёзе? (0. яблоки на берёзе не растут.)

6.На столе лежало 3 картофелины и 2 апельсина. Сколько фруктов на столе? (Два: картофель — не фрукт.)

Дети набирают номер телефона 8-888-843-41-02 и слышат слово «окно». В комнате на окне они находят третью букву.

4. Остановка «Речевая»

Детей встречает Мудрая Сова и предлагает выполнить задания.

•Назовите фрукты (овощи) на заданный звук.

•Посчитайте фрукты (овощи). (Одно яблоко, два яблока и т. д.)

•Назовите сок, который можно приготовить из разных фруктов и овощей: из слив — сливовый, из яблок — яблочный и т. д.

За правильные ответы Сова вручает детям четвёртую букву.

5.Остановка «Спортивная»

Игроков встречает Буратино и проводит с участниками квеста игру-эстафету «Вкусный обед».

Правила эстафеты

Команда делится на две группы. Первая группа готовит борщ, вторая — компот. Задача участников групп — по очереди как можно быстрее  принести продукты, необходимые для блюда, и сложить их в корзину. В эстафете используют муляжи фруктов и овощей либо картинки. В конце игры в одной из корзин дети находят пятую букву.

6.Остановка «Художественная»

Детей встречает Весёлая Кисточка и предлагает создать красивую посуду для сервировки стола: четыре тарелки и четырестакана.Каждая пара посуды должна соответствовать времени года.

Дети расписывают посуду. Весёлая Кисточка благодарит их за хорошую работу и дарит картину, на которой изображена очередная буква.

7.Остановка «Музыкальная»

Игроков встречает Домисолька и просит порадовать её песней. Дети исполняют свою любимую песню. В благодарность Домисолька дарит им седьмую букву.

7.Остановка «Питательная»

Детей встречает доктор Пилюлькин и предлагает игру «Составь меню».

Правила игры

На столе лежат несколько картинок с изображением полезных и вредных продуктов и напитков, а также фишки со словами «завтрак», «обед», «ужин». Игрокам необходимо составить меню на завтрак, обед и ужин только из полезных продуктов и напитков и обосновать свой выбор. По окончании игры Пилюлькин дарит детям последнюю букву.

Подведение итогов

К детям выходит повар Поварёнок

Поварёнок:Я рад, что вы справились со всеми заданиями и пришли ко мне в гости! Вы догадались, что мы будем с вами готовить? Нет? Из восьми букв, которые вы получили, составьте название вкусного и полезного салата. Из восьми полученных букв дети составляют слово «винегрет».

Мастер-класс

— Предлагаю вам вместе со мной приготовить винегрет. Дети возвращаются в группу, распределяют между собой обязанности и готовят винегрет под руководством повара Поварёнка. Дегустации салата предшествует сервировка стол.

Рефлексия

После окончания мастер-класса, участники остаются  в группу для подведения итогов и обсуждения вопросов:

Какая цель была поставлена в начале нашей игры?

Где мы были?

Кто встретился на нашем пути?

Какие препятствия смогли преодолеть?

Что делали на остановках?

Название,  какого блюда  получилось из полученных букв?

Давайте проанализируем, что мы нового знали, а с чемпознакомились в процессе игры.

Какие задания показались вам сложными? Почему? Какие задания не вызвализатруднений? Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?

Команда  награждаются дипломами знатоков здорового образа жизни.

Вывод:

Квест - игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребёнка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Проведение квест-игры создаёт условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами.

Преимущества:

Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практическийопыт.

Используемая литература:

  1. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. -2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика_Синтез,2011. -160с.
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие, Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. -207с.
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа,: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2002.-160с.:ил.
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя детского сада- М.: Просвещение, 1985. -192с.,ил.
  6. Лиштван З.В. Конструирование. -М.: Просвещение.1981.
  7. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Составитель В.В. Гербова и др. –М.: Издательство Оникс, 2010. -352с.
  8. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. –Ярославль: Академия развития: Академия К; Академия Холдинг, 2001. -224с.
  9. Наглядно-дидактическое пособие   мир в картинках «Фрукты», «Овощи»

Интернет –ресурсы:

http://prezentacii.com/detskie/.

http://www.razumniki.ru/razvitie_rechi_detey.html.

http://vospitatel.com.ua.

 http://www.babylessons.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННЫМИ ИГРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ (КВЕСТ-ИГРА)

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личност...

«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников

laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...

Конспект интегрированного занятия с применением STEM- технологий Квест-игра «Поможем Федоре» (подготовительная группа)

Цель: объединение образовательных STEM-модулей в единую систему для решения поставленной задачи.Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе Квест-игры...

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)

Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...

Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, материал может быть использован при подготовке квеста для воспитанников....

План по самообразованию Тема: «Игровая технология «Квест-игра» как современная форма патриотического воспитания дошкольников»

План по самообразованию Тема: «Игровая технология «Квест-игра» как современная форма патриотического воспитания дошкольников»...