Образовательные технологии здоровьесбережения ДОУ в условиях ФГОС
методическая разработка (подготовительная группа)

Швец Ольга Викторовна

Из личного опыта.  По организации и планированию работы в подготовительной группе детей с ОВЗ.

Физическое развитие.

В области физического развития ребенка основными направлениями образовательной деятельности являются создание условий для:

  • становления у детей ценностей здорового образа жизни;
  • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
  • развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
  • приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
  • формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii_zdorovesberezheniya.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/сад№16 Красногвардейский р-н СПб

Образовательные технологии  здоровьесбережения  ДОУ в условиях ФГОС

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета.

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • НОД по физической культуре (в спортивном зале и на открытом воздухе).
  • Игры по валеологии, по вопросам здоровья (дидактические, настольно-печатные, сюжетные,  подвижные).
  • Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью.
  • Спортивные досуги.
  • Тематические дни здоровья.

Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями. 

Из личного опыта.  По организации и планированию работы в подготовительной группе детей с ОВЗ.

Физическое развитие.

В области физического развития ребенка основными направлениями образовательной деятельности являются создание условий для:

  • становления у детей ценностей здорового образа жизни;
  • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
  • развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
  • приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
  • формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Физическое развитие. Основное содержание образовательной деятельности

Цели:

  • развитие физической культуры (основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, подвижных игр);
  • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Задачи

Подготовительная к школе группа

(6-7 лет)

По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:

  • поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;
  • воспитывать потребность в аккуратном обращении со спортивным инвентарем, физкультурным оборудованием, следить за его состоянием.

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:  

  • побуждать к самостоятельной двигательной активности, создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки, в семье;
  • продолжать совершенствовать культуру движений, технику их выполнения;
  • способствовать переводу умений двигательной деятельности в навыки,
  • развивать качество навыков и качество движений;
  • совершенствовать основные движения: соблюдение заданного темпа в беге и ходьбе, перестроениях, лазанье и ползанье, сочетание движений друг с другом в выполнении более сложных упражнений и игр, точное выполнение упражнения и движения в разном темпе и ритме, сохраняя равновесие, координацию и ориентацию в пространстве;
  • совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений;
  • продолжать учить самостоятельно играть в разнообразные подвижные игры, игры-соревнования, оказывать детям помощь в комбинировании подвижных игр, придумывании новых, непосредственной игре в них.

По развитию физических качеств:

  • поддерживать самостоятельность детей в их развитии во всех видах двигательной деятельности.

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

  • углублять интерес к спортивным играм и упражнениям, занятиям в спортивных секциях и группах;
  • воспитывать чувство гордости за спортивные достижения России, за победы на Олимпиадах;
  • продолжать обучать играм в городки, бадминтон, элементам баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса;
  • продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность, выдержку, настойчивость, смелость, организованность, самоконтроль, самооценку, двигательное творчество;
  • поддерживать социально-нравственные проявления детей в двигательной деятельности, активно развивать их средствами данной деятельности.

По формированию культурно-гигиенических навыков:

  • развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены;
  • определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела;
  • совершенствовать культуру приема пищи;
  • развивать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры.

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

  • развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека;
  • о правилах здоровья: режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней;
  • о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье;
  • о безопасном поведении в быту, на улице, в природе, обществе;
  • о полезных и вредных привычках;
  • о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • формировать и закреплять навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;
  • умения одеваться в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно;
  • правильно одеваться на прогулки и походы в лес;
  • различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;
  • правильно вести себя на воде, на солнце;
  • воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом;
  • продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его;
  • поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

Режим двигательной активности

подготовительная к школе группа №6 «Подсолнушки»

Формы работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

НОД                

«Физическая культура»

в минутах

30

30

30

НОД

«Музыка»

20

20

Физкультурная минутка, динамическая пауза

5

5

5

5

5

Утренняя гимнастика

10-12

10-12

10-12

10-12

10-12

Подвижные игры   и спортивные упражнения на прогулке

15+20

15+20

15+20

15+20

15+20

Оздоровительные мероприятия после сна

10

10

10

10

10

Физкультурные досуги

30 мин. 1 раз в месяц

Физкультурный праздник

До 60 мин. 2 раза в год

День здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельное использование физкультурного и спортивного оборудования

Ежедневно

Самостоятельные подвижные игры и спортивные игры

Ежедневно

Итого в день

1час

32 мин

1 час

22 мин

1 час 32 мин

1 час

32 мин.

1 час

22 мин.

Итого в неделю

7 часов 20 мин

Физкультурно-оздоровительные технологии

Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий.

Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия — полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения , в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.

Ходьба босиком по дорожке помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания.

Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразам.

Гимнастика для глаз — система упражнений для глаз. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками гимнастика для глаз  проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение.

Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение. Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок.

Самомассаж активизирует  работу внутренних органов.

Технологии физкультурно-оздоровительного блока активно изучаются и используются воспитателями. Важно и в этом направлении соблюдать меру. Эффективными оказываются технологии, которые применяются регулярно. Поэтому следует определиться с несколькими методиками, составить циклограмму данных мероприятий по времени, на неделю, месяц и т.д. и подготовить инвентарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство образовательных учреждений в условиях ФГОС

Роль социального партнерства между образовательными учреждениями с целью повышения качества образования....

План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"

Изучение  особенностей  создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

Из опыта работы "Использование ИКТ в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС"

Модернизация системы образования обусловлена социально – экономическими изменениями в нашей стране. Одним из важнейших механизмов этого процесса выступает информатизация образования как школьног...

Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы» Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС.

С внедрением ФГОС дошкольного образования в детском саду создана система образования, при которой преемственность образовательной Программы позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС

Информационно – коммуникационные технологии позволяют:·               организовать процесс познания, обуславлива...