2020г. "Пальчиковые игры как одна из здоровьесберегающих методик в работе с дошкольниками"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Светлана Борисовна Носова

   Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Они пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук  достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому, чем больше внимания мы, взрослые, будем уделять кистям малыша: поглаживать, разминать пальчики, загибать, разгибать их, тем активнее у него будут развиваться мозг и речь. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. В младшем дошкольном возрасте ОЧЕНЬ ВАЖНО развивать мелкую моторику рук, так как она способствует хорошему развитию речи. Пальчиковые игры помогают развиваться детскому мозгу, стимулируют умственную активность, речь, снимают тревожность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosova_ozornye_palchiki.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ лицей «МОК № 2»                                                                                       Советского района                                                                                                                Г. Воронежа.

КРУЖОК

«ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Носова Светлана Борисовна

Расписание:

СРЕДА:  15.40-15.55        группа «Теремок»

                 16.00-16. 20       группа «Гномики»

2019 - 2020 уч. год

1.Пояснительная записка

                                              "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"          

                                                                                                В.Я.Сухомлинский

       

  Что, мы, взрослые, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Поначалу (когда ребёнок недавно родился) пальчики всё больше отдыхают, уютно свернувшись в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир. Пальчики хватают мамин палец, пелёнки, погремушки; они то сжимаются, чтобы ощупать свою добычу, то разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся всё ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Что же стоит за всеми этими действиями?

   В то время как мы, взрослые, умиляемся движениям этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Кажется, что ребёнок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познаёт окружающий мир и умнеет. Ведь ум ребёнка в младенчестве  сосредоточен именно на кончиках пальцев.

   Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Они пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук  достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому, чем больше внимания мы, взрослые, будем уделять кистям малыша: поглаживать, разминать пальчики, загибать, разгибать их, тем активнее у него будут развиваться мозг и речь. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. В младшем дошкольном возрасте ОЧЕНЬ ВАЖНО развивать мелкую моторику рук, так как она способствует хорошему развитию речи. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.  Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.  Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.
 Предлагаемые мной пальчиковые игры можно использовать для детей с одного года. Малышам нравятся повторять за взрослыми все движения, а позже и тексты.                                                          

При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие рекомендации:            

 1.Перед тем, как играть в игры, можно отработать некоторые комбинации пальцев, жесты, движения.                                                                                               2. Все упражнения нужно выполнять вместе с ребёнком, показывая, как вам нравится эта игра.                                                                                                                   3. Не принуждайте ребёнка повторять за вами движения, играйте в пальчиковые игры сначала сами. В скором времени он непременно присоединится к Вам.

 

2.Цель:

 Пальчиковые игры помогают развиваться детскому мозгу, стимулируют умственную активность, речь.

3.Задачи:

  1. развитие творческих способностей, воображения;
  2. активизация словаря в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;
  3. формирование усидчивости;
  4. создание эмоционального положительного настроя;
  5. развитие чувствительности всех органов;
  6. знакомство с сенсорными эталонами;
  7. развитие наглядно-образного мышления, внимания, памяти;
  8. формирование умения различать правую и левую руку;
  9. развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

4.Литература:

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики),

Рузина С.Ю. Страна пальчиковых игр. Кристалл, 1997г.

Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей от 3 до 7 лет.

Кислинская т. Гениальность на кончиках пальцев. Генезис, 2003г. 1 «Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Санкт-Петербург 2002г.

2 «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» Е. А. Янушко Мозаика-Синтез 2005г.

3 «Изобразительная деятельность в детском саду» И. Л. Лыкова. Сфера 2007г.

4 Васильева М. А. «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. :«Мозаика-синтез» 2010г.

5 Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008.

6. Материалы интернет ресурса.

5.Список обучающихся детей:

                 Дети группы «Теремок»

                 Дети группы «Гномики»

6.Итогово-отчётные мероприятия: 

Итогом каждого года служат:

1. Открытые занятия для родителей.

2. Итоговые занятия.

7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сентябрь                                                                                                                                                                             1-2. Части тела                                                                                                                                                      3-4. Дом, семья                                                                                                                             

Октябрь                                                                                                                                                                           1-2.  Игрушки                                                                                                                                                  3-4.  Фрукты                                                                                                                         

Ноябрь                                                                                                                                                                        1-2.  Осень                                                                                                                                                         3-4.  Одежда                                                                                                                              

Декабрь                                                                                                                                                               1-2.  Дикие животные                                                                                                                             3-4.  Праздник ёлки                                                                                                                                                 

Январь                                                                                                                                                                  1-2. Зима                                                                                                                                                             3-4. Зимняя одежда                                                                                                                                                

Февраль                                                                                                                                                              1-2. Зимние забавы                                                                                                                                   3-4. Домашние животные                                                                                                                                    

Март                                                                                                                                                                1-2. Наша мама                                                                                                                                            3-4. Транспорт                                                                                                                                          

Апрель                                                                                                                                                                      1-2. Весна                                                                                                                                                                   3-4. Обувь                                                                                                                                              

Май                                                                                                                                                                                           1-2. Посуда                                                                                                                                                                  3-4. Деревья, цветы                                                                                                                                      

Июнь                                                                                                                                                                     1-2. Дождик                                                                                                                                                           3-4. Насекомые и пауки                                                                                                                                                       

Фольклорные пальчиковые игры  (Борисенко М.Г., Лукина Н.А.,  «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики)

Месяц

Неделя

Тема

Название игры

Стр.

Сентябрь

1-2

3-4

Части тела

Дом, семья

Этот пальчик хочет спать…

Этот пальчик…

73

74

Октябрь

1-2

3-4

Игрушки

Фрукты

Дружат наши дети…

Баиньки, баиньки…

75

75

Ноябрь

1-2

3-4

Осень

Одежда

Осенние листочки…

Купим сыну валенки…

76

77

Декабрь

1-2

3-4

Дикие животные

Праздник ёлки

Белка…

Улитка, улитка…

77

78

Январь

1-2

3-4

Зима

Зимняя одежда

Зима…

Зимняя прогулка…

78

79

Февраль

1-2

3-4

Зимние забавы

Домашние животные

Дом на поляне…

Снежный ком…

Та-та-та…

Кто тут маленький живёт…

79

80

Март

1-2

3-4

Наша мама

Транспорт

Сорока-белобока…

Вот наш поезд едет…

80

81

Апрель

1-2

3-4

Весна

Обувь

Пришла весна…

Лесные дела…

81

81

Май

1-2

3-4

Посуда

Цветы

Солнышко-ведрышко…

Раз, два, три…

82

Июнь

1-2

3-4

Дождик

Насекомые и пауки

Дождь, дождь…

Жил, был паучок

Бабочка

Игры на выкладывание.  Прикрепление прищепок.  (Борисенко М.Г., Лукина Н.А., «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики)

Месяц

Неделя

Тема

Название игры

Стр.

Сентябрь

1-2

3-4

Части тела

Дом, семья

Точка, точка, запятая…

Наш дом

83

83

Октябрь

1-2

3-4

Игрушки

Фрукты

Соберу пирамидку

Я по садику гуляла

84

84

Ноябрь

1-2

3-4

Осень

Одежда

Выкладывание дорожки в осеннем лесу

85

85

Декабрь

1-2

3-4

Дикие животные

Праздник ёлки

Ёжик потерял колючки

Ёлочка из лесу пришла

86

86

Январь

1-2

3-4

Зима

Зимняя одежда

Трое

Рукавичка

87

87

Февраль

1-2

3-4

Зимние забавы

Домашние животные

Снеговик

Кот-мурлыка

88

88

Март

1-2

3-4

Наша мама

Транспорт

Подарок маме

Грузовая машина

89

89

Апрель

1-2

3-4

Весна

Обувь

Почки-листочки

Солнышко

Зайка тапки потерял

90

91

Май

1-2

3-4

Посуда

Деревья. Цветы

Маша пьёт чай

Тюльпан-ромашка

91

91

Июнь

1-2

3-4

Дождик

Насекомые и пауки

У нас дождик

Прилетела бабочка

Игры с мозаикой  (Борисенко М.Г., Лукина Н.А., «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики)

Месяц

Неделя

Тема

Название игры

Стр.

Сентябрь

1-2

3-4

Части тела

Дом, семья

Подари коту нос, рот…

Моя семья

92

93

Октябрь

1-2

3-4

Игрушки

Фрукты

Почини плюшевого мишку

Ваза для фруктов

93

94

Ноябрь

1-2

3-4

Осень

Одежда

Листопад

Шьем одежду для мишки

94

95

Декабрь

1-2

3-4

Дикие животные

Праздник ёлки

Прогулка мишки по лесу

Наша ёлка высока

95

96

Январь

1-2

3-4

Зима

Зимняя одежда

Белый снег

Валенки для Вареньки

96

97

Февраль

1-2

3-4

Зимние забавы

Домашние животные

Лепим зайчика

Гусыня с гусятами

Прогулка собаки по мосту

97

98

99

Март

1-2

3-4

Наша мама

Транспорт

Стираем вместе с мамой

Построим самолет

99

100

Апрель

1-2

3-4

Весна

         Обувь

Первые листочки

Шьёт сапожник нам сапожки…

101

Май

1-2

3-4

Посуда

Деревья. Цветы

Миска для киски

Белая береза

101

102

Июнь

1-2

3-4

Дождик

Насекомые и пауки

Дождик, дождик, лей, лей…

Кто летает и жужжит

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"

В статье описан опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Раскрыта актуальность проблеммы, обозначена цель и задачи работы, структ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ »

   В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал ст...

Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...

Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...

Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками

Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада это осознанное отношение ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его....

Сказкотерапия – как одна из здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ

         Опыт нашей работы показал, что сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе с дошкольниками  с особыми п...