Сказкотерапия – как одна из здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Бабченкова Оксана Алексеевна

           Опыт нашей работы показал, что сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе с дошкольниками  с особыми проблемами в развитии. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – как одна из здоровьесберегающих технологий

 в   работе с дошкольниками  с ОВЗ

            В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов речевого развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы, творческой активности. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то в дальнейшем возникают трудности общения с окружающими, что мешает детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

           В связи с этим мы, как учителя-логопеды, стараемся прибегать к более востребованным педагогическим технологиям, которые помимо педагогического эффекта, предполагают не только сбережение здоровья детей, но и   его коррекцию. В нашей практике возникает необходимость применения новых здоровьесберегающих технологий, направленных на изучение и коррекцию индивидуальных возможностей и особенностей детей с проблемами в развитии. Одной из таких технологий является сказкотерапия.

           Опыт нашей работы показал, что сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе с дошкольниками  с особыми проблемами в развитии. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром [2]. Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.  Сказкотерапия – процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я» [2]. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений  диктуют нам основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов [3].

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказкотерапии позволяют нам решать  разнообразные  задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематическое восприятие; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам.

Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

 Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи, развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.

           Так, показателем результативности использования представленной здоровьесберегающей технологии в нашей практике, является постановка и показ сказки "Уроки здоровья Красной Кепочки" с воспитанниками 7-летного возраста  МДОУ "Детский сад №20 комбинированного вида", имеющими речевое заключение: общее недоразвитие речи (III уровень). Дети, совместно с Красной Кепочкой и учителем-логопедом научили гостей, присутствующих на представлении, правильно выполнять артикуляционную гимнастику,  дыхательные упражнения, а также выполнять массаж с помощью массажного шарика «Су-Джок»,  также   говорили о здоровом питании и гигиене. Данная театрализованная постановка проходила в  рамках городской межведомственной  программы «Здоровый ребенок» в  феврале 2014 года. Информация о данном театрализованном представлении отражена в  СМИ Курской области: газета «Курская правда» №28 от 18.03.2014г.

Работая над постановкой сказки с детьми с особыми проблемами в развитии, обязательно  учитываем следующие особенности:

* речевой статус  детей (общее недоразвитие речи III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);

* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Выше перечисленные особенности детей вносят свою специфику в  деятельность учителя-логопеда. Поэтому, хотим отметить особенности выбора сказки:  используем  простые, хорошо знакомые детям сказки, сюжет сказки должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик  у детей; возможное использование элементов  сюжета, а не сказку целиком.

В своей практике мы используем и такое направление работы, как логосказки – вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех компонентов речи.

Виды логосказок, которые мы применяем в работе с детьми с особыми проблемами в развитии:

  1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
  3. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
  4. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
  5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
  6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю жизнедеятельность ребенка. В отличие от любого дошкольного или школьного педагога, для которого речь – и предмет обучения, и средство обучения. Мы, учителя – логопеды больше, чем любой другой педагог, учим планировать речевое высказывание [1].

Таким образом, основными показателями результативности использования данной здоровьесберегающей технологии является раскрепощение детей, они    становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование  сказки, её сюжетных линий, мы  решаем многие коррекционные задачи. Этим  повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Список использованной литературы:

1. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. -  М.: Линка-Пресс, 2008.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.

3. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии, как одного из эффективных методов в работе с детьми с ОВЗ

Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие Колобка" с использованием элементов сказкотерапии....

2020г. "Пальчиковые игры как одна из здоровьесберегающих методик в работе с дошкольниками"

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Они пришли к выводу, что форм...

2020 год. ПРОЕКТ ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА ИЛИ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПРОЕКТЧУДЕСА ИЗ ПЕСКАИЛИПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Сказкотерапия,как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ре...

Опыт работы по теме «Сказкотерапия как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий с детьми с ОНР среднего возраста»

Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность....

«Кинезиологические упражнения как одна из форм здоровьесберегающей технологии работы с дошкольниками»

Здоровьесберегающие технологии-это шанс взрослых решить проблемуздоровья детей неформально.            В современном мире всесторонне...

Презентация на тему "«Сказкотерапия,как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

laquo;Сказкотерапия,как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ»...