«Кинезиологические упражнения как одна из форм здоровьесберегающей технологии работы с дошкольниками»
презентация к уроку (старшая группа)

Рыжих Надежда Анатольевна

 

 

Здоровьесберегающие технологии-

это шанс взрослых решить проблему

здоровья детей неформально.

 

           В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Ни для кого не секрет, что здоровье – залог счастья, успеха и полноценной жизни людей. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающую настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

            Согласно статистике состояние здоровья на 20 процентов зависит от наследственности. Еще на 20 процентов распределяется на внешнюю среду, в которой живет ребенок. Так же 10 процентов влияния имеет работа здравоохранения. И целых 50 процентов влияния на свое здоровье оказывает сам человек и его образ жизни. Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово!  Но мы идем с вами к тому, что подрастающее поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено. Родители должны больше уделять внимания своим детям, научить заботится о своем здоровье. Некоторые из них не делают этого или не способны правильно позаботиться об этом. Задача воспитателей в детском саду - восполнить этот пробел.

         Один из путей решения, на мой взгляд, является комплексный подход к оздоровлению детей через использование  здоровьесберегающих технологий, без которых не мыслим педагогический процесс.

          Что такое здоровье сберегающие технологии?

 Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

 Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью.

Поэтому, основной целью моей работы является  профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей.

 

Исходя из цели, я поставила следующие задачи:        

  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
  • улучшение памяти, внимания, восприятия и воли;
  • сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
  • синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга;
  • улучшение состояния общей (крупной) и мелкой моторики;
  • развитие саморегуляции и самоконтроля;
  • оздоровление организма за счет  улучшения иммунитета.
  •  

В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

-технологии сохранения и стимулирования здоровья, они включают в себя физкультминутки, подвижные и спортивные игры, релаксацию, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, упражнения для глаз. 

-технологии обучения здоровому образу жизни - это физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения. 

-коррекционные технологии, сюда входят: психогимнастика, логоритмика, Су-Джок терапия, нейрогимнастика.

 

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

         Физкультминутки провожу во время проведения организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.

     Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры провожу на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребёнка, но и служат формированию здоровья детей.

     Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

        Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребёнка. В своей работе я использую  следующие виды пальчиковой гимнастики: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, игры с природным и бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.), игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).

     Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания. Она насыщает организма кислородом, улучшает обменные процессы в организме, повышает общий жизненный тонус ребенка, нормализует и улучшает психоэмоциональное состояние организма.

          Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для глаз провожу с целью укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления, снятия напряжения, общего оздоровления зрительного аппарата.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

      Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями.

     Утренняя гимнастика. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников.

     Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма.

Недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети: моторно-неловкие, невнимательные, гиперактивные, плохо ориентируемые, с ЗРР, ЗПР и т. д.

 

3. Коррекционные технологии

     Психогимнастика. Одним из её составляющих является мимическая гимнастика. Для детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка.

   Логоритмика - это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идёт путем развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.

   Су - Джок терапия – это метод точечного воздействия на кисть и стопу. Занимаясь с ребенком всего несколько минут, можно решить проблемы со слабым здоровьем, нарушением и задержкой речевого  и психомоторного развития, гипервозбудимость.

  Нейрогимнастика или кинезиологические упражнения  - это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

     Подробно мне бы хотелось остановиться именно на нейрогимнастике, так  как я работаю в логопедической группе, а кинезиологические упражнения являются высокоэффективным инструментом в развивающей работе с нормотипичными детьми в групповой и индивидуальной форме  и с детьми с ОВЗ в коррекционной работе.

Нейрогимнастика задумывалась как метод немедикаментозной помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы. Её действие направленно на восстановление нормального функционирования мозга ребенка и развитие межполушарных связей, тем самым обеспечивая коррекцию различных нарушений. В конце прошлого века американскими учеными были проведены ряд исследований показавшие, что определенные движения тела влияют на состояние нейронных связей в мозге. Дальше всех в этом вопросе продвинулись супруги нейрофизиологи Пол и Гейл Деннисон. Они в течении 20 лет работая с детьми и взрослыми в центре для людей имеющих сложности в обучении, они разрабатывали комплекс из 26 упражнений, направленных на синхронизацию двух полушарий и ускоряющих процесс обучения. Позже этот комплекс упражнений получил название «Гимнастика Мозга» («Brain Gym»). Основой комплекса служили два принципа упражнений: упражнения через среднюю линию тела и упражнения на односторонее движение тела. Современная кинезиология  насчитывает десятки упражнений и дает простор для творчества и выбора комплекса под свои цели и задачи, при этом сохраняя в своей основе принципы супругов Деннисон.

              В своей работе с детьми я использую следующие виды кинезиологических упражнений:

Растяжки- они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). В самом начале занятий, ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию всего организма.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Упражнения на освоение телесного пространства, на развитие чувства ритма и пальчиковых проб, При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и  мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

 Работу веду в индивидуальной и групповой форме с детьми  старшей и подготовительной группы.

Начинаю знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Колечко» поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. «Возьми и передай» дети сидят на ковре по кругу и передают друг другу любой предмет под счет «Раз, два». «Капитан». Одну руку приставляем ребром ко лбу, другой показываем класс. То же самое пытаемся делать с хлопком между сменой рук.

 Вторым этапом ввожу упражнения, пересекающие среднюю линию тела, например, «Плетение косички» – шагаем так, чтобы противоположные рука и нога двигались одновременно навстречу друг к другу. Интегрируем работу обоих полушарий мозга. «Художник» сесть на пол, руками упереться в пол позади себя, оторвать прямые ножки от пола и нарисовать обеими ножками синхронно круг в воздухе. «Отдохнем» лежа на полу, поднимаем руки и ноги и синхронно трясем ими в воздухе. По команде «Замри» – полностью расслабляемся.

Провожу тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. В своей работе придерживаюсь следующих несложных правил:

*Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.

*Лучше сделать меньше, но качественнее.

*Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.

*Не ограничиваться стандартными рамками.

*Учитывать индивидуальные способности ребенка.

*Не включать в одну тренировку «все и сразу».

Регулярно используя упражнения нейрогимнастики, могу отметить следующие положительные эффекты:

  • улучшение памяти, внимания и восприятия;
  • синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга;
  • улучшение состояния общей (крупной) и мелкой моторики;
  • развитие речи;
  • повышение способности к обучению и восприятию новой информации;
  • развитие саморегуляции и самоконтроля;

развитие способностей.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Система работы с родителями мною была построена  на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества. Я использую  разнообразные формы работы: педагогические беседы с родителями, родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении  физкультурных досугов, совместное создание предметно - развивающей среды, анкетирование. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.     

       Заключение

       Анализируя результаты диагностики,  наблюдая за жизнью детей в моей группе, я вижу, что ребята с удовольствием включаются во все виды деятельности, так как у них повысился двигательный потенциал, улучшилась крупная и мелкая моторика. Произошли заметные улучшения в координации движения и владение своим телом, в зрительно-моторной координации. Дети  жизнерадостны, оптимистичны, открыты в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Таким образом, систематической использование здоровьесберегающих технологий  позволило мне достигнуть стабильной положительной динамики, как в коррекционной, так и в развивающей работе с детьми дошкольниками.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezintatsiya_zdorove.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиологические упражнения как одна из форм здоровьесберегающей технологии работы с дошкольниками Подготовила воспитатель: Рыжих Надежда Анатольевна Город Камышин Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15

Слайд 2

Цель: Профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей

Слайд 3

Задачи: создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей; улучшение памяти, внимания, восприятия и воли; с охранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности; создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения; синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга; улучшение состояния общей (крупной) и мелкой моторики; развитие саморегуляции и самоконтроля; оздоровление организма за счет улучшения иммунитета.

Слайд 4

Формы здоровьесберегающих технологий Технологии стимулирования и сохранения здоровья Технология обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии Физкультминутки Подвижные и спортивные игры Релаксация Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика Упражнения для глаз Физкультурные занятия Утренняя гимнастика Гимнастика пробуждени я Психогимнастика Логоритмика Су – Джок терапия нейрогимнастика

Слайд 5

Виды кинезиологических упражнений: Растяжки Глазодвигательные упражнения Дыхательные упражнения Упражнения на освоение телесного пространства, на развитие чувства ритма и пальчиковых проб Упражнения для релаксации

Слайд 6

1 этап Несложные упражнения

Слайд 7

Виды кинезиологических упражнений:

Слайд 8

В своей работе придерживаюсь следующих несложных правил: *Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. *Лучше сделать меньше, но качественнее. *Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут. *Не ограничиваться стандартными рамками. *Учитывать индивидуальные способности ребенка. *Не включать в одну тренировку «все и сразу» .

Слайд 9

Положительные эффекты: Улучшение памяти, внимания, восприятия; Синхронизация работы правого и левого полушария головного мозга; Улучшение состояния общей (крупной) и мелкой моторики; Развитие речи; Повышение способности к обучению и восприятию новой информации; Развитие саморегуляции и самоконтроля; Развитие способностей.

Слайд 10

Вывод: Включение детей во все виды деятельности Повысился двигательный потенциал Улучшилась общая (крупная)и мелкая моторика Улучшилась координация движения и владение своим телом, зрительно моторная координации Дети жизнерадостны, оптимистичны, открыты в общении со сверстниками и педагогами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка-одна из форм здоровьесберегающих технологий

В системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья...

Дыхательная гимнастика как одна из форм здоровьесберегающих технологий в разновозрастном детском сообществе «Мотылёк» (комплексы)

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей....

Консультация для педагогов . Тема: "Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".

Представлен опыт практического применения арт-терапевтических техник в работе с детьми...

Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало ...

Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми        В ритме современной жизни люди не задумываются над тем...

Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов д...