Консультация для педагогов . Тема: "Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".
консультация по коррекционной педагогике

Малькова Наталья Владимировна

Представлен опыт практического применения арт-терапевтических техник в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

    Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в работе педагога – психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья уделяется большое внимание развитию творческих способностей.

     Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Учеными давно доказано, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, т.к., находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

    Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества.

     Основная цель арт-терапии : в гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.  

      Задачи:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;
  • создание условий для самопознания и самовыражения;
  • формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
  • развитие навыков рефлексии

     Терапия творчеством актуальна при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психологические травмы, воспоминания, сновидения и т.д. ). При их словесном описании у ребят могут возникать затруднения. Творя дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято(придумывать, рвать бумагу, рисовать необычным способом, проигрывать травматическте ситуации  и т.д.). Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими людьми

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.

   Основные этапы работы с рисунком ( продуктом творчества)  

1.Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе.

2. Описание рисунка с точки зрения ребенка.

3. Обсуждение содержания рисунка.

4. Описание рисунка с использованием слова «Я».

5. Идентификация.

6. Работа с героями рисунка.

7. Обсуждение цветовой гаммы рисунка.

8. Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение.

      Техники работы:

  • изотерапия (рисование красками , цветными карандашами,);
  • сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
  • музыкотерапия (прослушивание различной  музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
  • куклотерапия (изготовление кукол, проигрывание историй с куклами);
  • лепка из соленого теста и пластилина;
  • аппликации , коллаж и пр.

      Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

   Программа « Радуга эмоций»

В настоящее время в нашем детском саду апробируется программа «Радуга  эмоций» направленная на формирование и коррекцию эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет . Программа апробируется в двух корпусах:

1.дети имеющие основной диагноз задержка психического развития

2. дети имеющие ортопедические нарушения

Работа с детьми проводится в индивидуальной и групповой форме (подгрупповые занятия). Занятия длятся 15-30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

В основу данной программы положены работы Копытина, Лебедевой , Снегиревой.

Цель программы: формирование и коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

  Задачи:

  • ознакомление с основными эмоциями человека;
  • снижение невротических и эмоциональных отклонений;
  • повышение уровня самостоятельности, способности к самовыражению

     

Работа по данной программе  в условиях нашего детского сада идет второй год.  Обобщая опыт работы можно отметить, что дети с иагнозом F83 и F70 лучше стали дифференцировать эмоции, управлять собственными эмоциональными реакциями, заметно повысился эмоциональный фон, выросла познавательная активность детей.

Теперь по подробнее раскроем работу в различных арт-терапевтических техниках на примере детского творчества.

       Рисование

Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии. Рисовать может каждый. Важно настроиться не на результат, а на сам процесс создания рисунка и позволить рукам творить, экспериментировать, наносить на чистый лист бумаги линии, штрихи, образы. Рисовать можно на белой и цветной бумаге, карандашами и акварелью, мелками и пастелью. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы. 

    На занятиях  дети рисуют карандашами, красками –акварелью и   пальчиковыми красками. Часто дети боятся  начать сразу рисовать руками, как переходный вариант мы применяем рисование зубной пастой.

    Работа с пластическим материалом

Материалом для создания образов и композиций служат  пластелин или тесто.  Это мягкий и податливый материал, способный принимать любую       форму в руках творца. Он позволяет создавать самые разные фигуры и легко изменять их, проживая в процессе творчества, целую гамму чувств.

ПР. Чернная большая  – это злость на маму; Фигурка – это мальчик вылепил сам себя из пластилина , причем образ самого себя неоднократно менялся, добавлялись или убирались различные атрибуты.

       Коллаж

Эта техника, заключается в подборе и создании композиции из различных изображений, объединенных общей темой. Процесс выглядит так: автор берет газеты и глянцевые журналы, фотографии, открытки, ножницы и клей. И начинает творить. Свободы выбора и безграничный полет фантазии. Пр. групповая работа . Тема: Мы путешествуем.

    Куклотерапия

Игры с куклами часто применяются для диагностики детско-родительских отнощений. Дети, которые не испытали по отношению к себе жестокого обращения, воспроизводят в игре свою повседневную жизнь. Дети, пережившие жестокое обращение, часто ведут себя следующим образом: они раздевают кукол, бьют их, кладут их вместе в кровать, проигрывают семейные роли. Пережившие физическое насилие  часто проигрывают различного рода наказания. Все дети играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле. 

    Элементы игровой терапии и сказкотерапии

В своей работе мы используем программу Т.Зинкевич –Евстингеевой «Волшебая страна внутри нас». В условиях детского сада занятия в основном проводятся индивидуально или в групповой форме (3-4 человека), программа состоит из 12 занятий. Данная программа реализуется с детьми с интеллектуальной. Программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок вместе с психологом путешествует по сказочной стране чувств. В которой он является королем или королевой а его чувства слугами . В процессе занятий используются различные виды творческой деятельности : рисование, сочинене сказки, элементы театрализованной деятельности, элементы релаксации.  

Сказка про волшебного козла

1. Сказка про волшебного козла. Жил – был волшебный козел. Ему 5 лет. Он добрый, красивый и умный. Сейчас он живет на необитаемом острове, по ночам по острову ходят зомби. Корабль на котором он приплыл разбился о камни, мотор сгорел починить нельзя. В океане есть черная дыра, которая все затягивает.

Вся его семья улетела в космос. А ему туда нельзя –он не умеет летать.

Больше всего на свете волшебный козел хочет:

  • Научиться летать
  • Полететь в космос к родителям
  • вместе с родителями побывать на Марсе , посмотреть солнце.

2. Волшебный козел решил полететь в космос на  летающей тарелке. Ему хотел помешать зомби, но его засосала черная дыра. Затем появился мостр-жираф, но с ним волшебный козел тоже справился, обхитрил его.  В космосе волшебный козел не нашел родителей. Позже инопланетяне сами привезли родителей на землю, где они и встретились со своим сыном и сделали совместную фотографию. Родители остались жить на Земле. ( Параллельно с ребенком работа проводилась и с отцом мальчика. Отец через осознание сказки ребенка осознал, что мальчику плохо он страдает от недостаточного внимания. Раньше отец не придавал значения совместной деятельности с ребенком – атракционны, совместная прогулка в лес и т.д.)

3. Когда волшебный козел стал жить с родителями он встретил новых друзей: кота, зайца, белку, птиц. С новыми друзьями он стал играть в прятки, догонялки.

Сказка про погибающее дерево

Однажды я полетел на марс на ракете.  Там я увиел волшебное дерево, на нем должны расти яюлоки, но их сейчас не нет, они еще не выросли. Яблоки это плоды радости. Сейчас дерево радостью не делится, нет яблок т.к. дерево никто не поливает, не удобряет хотя у дерева целых два хозяина – два марсианина. Не поливают они потому что у них нет лейки и удобрения. Дерево наверное скоро погибнет. Марсианам надо лечить дерево.

      Сочинение историй при помочи метафорических карт.

Метафорические карты – набор картинок величиной с игральную карту или открытку с различными изображениями. На них могут быть изображены люди, дома, животные, растения, абстрактные рисунки и множество других вариантов изображений. Использование метафорических карт – это прежде всего проективная методика. Каждая карта не несет изначально заложенного в неё смысла, каждый в изображении находит собственное отражения и выражает собственные чувства, которые вызывает та или иная карта.

Варианты работы с картами.

1. Предлагается выбрать карту. Которая похожа на настроение ребёнка и спросить почему он выбрал именно эту карту. Она хорошая или плохая. Добрая или злая.

2. Выбрать карту, которая напоминает маму, папу и других членов семьи (для диагностики детско-родительских и семейных отношений.

3. Выбрать карту по задуманному заданию, расположить её в центре чистого листа и попросить дорисовать то, что на этой карте по мнению ребёнка не хватает и чтобы он добавил.

Итог.

Арт-терапевтическая работа с детьми одна из форм психологического сопровождения, позволяющая решать комплекс задач, включая гармонизацию эмоционального состояния ребенка и создание условий для оптимального развития различных психических функций и свойств личности.  

     

Подготовила

 педагог-психолог  Малькова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительная гимнастика, как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение.Каждый ребёнок, имеющий те или иные нарушения зрения, нуждается в эффективной и сво...

Информационная карта социокультурного педагогического проекта «Интерактивный музей как одна из форм современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Педагогическая работа с детьми   с использованием интерактивного музея. Технология развивающего взаимодействия....

Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало ...

Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми        В ритме современной жизни люди не задумываются над тем...

Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов д...