Проект по здоровьесбережению "Сказка для здоровья".
проект (средняя группа)

Чегурова Ольга Михайловна

Развитие умственных способностей детей посредством сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx592.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

Проект по здоровьесбережению

«Сказка для здоровья»

(для детей среднего дошкольного возраста)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=48501abcf725fe3eb467ed5f0f43ea30-l&n=13

Подготовила: воспитатель Чегурова О.М.

г. Еманжелинск

2018 год

                                                               

 В сказках видна и душа народа русского,

и мудрость. Они – богатство наше….»

(В. А. Жуковский)

 

Актуальность проекта.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества. В связи с этим передо мной, как педагогом встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

Тем более, что во ФГОС ДО, говорится о том, что необходимо создать подходящие условия для развития социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, театрализованной, проектной и т. д.) (п.1.6.)

         В основу проекта положена сказка, позволяющая не только развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном. В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что они мало интересуются сказками, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Сказкотерапия помогает снять у детей чувство тревожности, страха, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей.

          Цель проекта:  развитие физических и умственных способностей детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
         
Задачи проекта:

  • формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного
  • развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов
  • воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников

Тематическое поле:

  • Подбор  видеоматериала, художественной литературы
  • Подобрать материала для художественно – эстетической деятельности детей
  • Изготовить атрибуты, необходимые для реализации театрализованной деятельности
  • Проведение анкетирования для родителей, с целью выявления здоровья детей дошкольного возраста
  • Семинар – практикум для педагогов «Жить здорово»
  • Выступление на родительском собрании «Знакомство со здоровьесберегающей технологией – сказкотерапия» 
  • Семинар – практикум для родителей «Путешествие в сказку»
  • Развивать интерес у детей к чтению художественной литературы

Тип проекта: Творческий.

По составу и количество участников: Групповой.

Срок реализации: Долгосрочный (2 месяца).

Участники проекта: Дети 4 – 5 лет, родители, педагог.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Информационно - накопительный:

  • Подбор материала для продуктивной деятельности детей
  • Начальная диагностика детей
  • Составление плана работы с детьми
  • Подготовка практического материала: аудио и видео материалов, подбор библиотеки
  • Оформление уголка для родителей по русским народным сказкам-
    консультационный материал, советы, рекомендации
  •  Конспекты занятий
  • Консультации для родит
  •  Наглядно-иллюстрированный материал
  • Дидактические игры
    «Узнай сказку»
    «Собери сказку»
    «Кто лишний»
    «Узнай по силуэту»

2 этап: Организационно – практический:

  • Чтение сказок
  • Разработка перспективного планирования
  • Просмотр мультфильмов по сказкам
  • Разучивание пальчиковых и артикуляционных гимнастик
  • Изготовление сказочных костюмов героев, атрибутов
  • Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка
  • Привлечение родителей к проекту

3 этап: Презентационно -завершающий:

  • Показ сказки
  • Презентация проекта
  • Семейное словотворчество, разучивание пословиц, поговорок
  • Совместное продуктивное творчество конкурсы рисунков
  • Творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, разных видов театра
  • Выставка детских рисунков по теме «Моя любимая сказка»
  • Наполнение предметно–пространственной развивающей среды костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю.

4 этап: Контрольно-рефлексивный:

  • Обобщение работы по теме
  • Семинар - практикум для педагогов «Путешествие в сказку»
  • Выступление на родительском собрании «Знакомство со здоровьесберегающей технологией – сказкотерапия» 

Технологическая карта проекта:

Табл. 1

Образовательная

область

Задачи

Речевая

  • содействие развитию монологической и диалогической речи
  • обогащение словаря
  • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)
  • чтение сказок
  • проведение артикуляционной гимнастики с зеркалом

Художественно-эстетическая

  • приобщение к совместной деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей; рисование героев полюбившейся сказки

Познавательная

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра)
  • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата

Социально-коммуникативная

  • формировать представления детей об основных источниках и видах опасности и способах безопасного поведения

Физическая

  • эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья
  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки
  • использование подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений

Реализация проекта:

Табл. №2

Название

Цель

Предварительная

работа

Результат

1БЛОК: РАБОТА С ДЕТЬМИ

Перспективное планирование по чтению художественной литературы

Осуществление воспитательно – образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста

Подбор методической литературы

Приложение № 1

Знакомство детей со сказкой «Дюймовочка»

Познакомить детей с действием сказки (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого - либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте; развитие творческого воображения и речи.

Рассматривание иллюстраций по книге

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d58c5c4ef73d4a2951d3b48aee77893a-l&n=13

«Теремок» с элементами сказкотерапии

Укрепление здоровья,
развитие двигательной
памяти, творческого мышления и воображения.

Подбор книг, иллюстраций, альбомов

Приложение № 2

Заучивание стихов

Обогащать словарный запас детей

Подбор и рассматривание иллюстраций к стихам

Приложение №3

Картотека пальчиковой гимнастики: «Десять мышек»

Развивать мелкую моторику рук, повторение слов по тексту

Сбор, систематизация материала

Приложение № 4

P1018384.JPG

Просмотр мультфильмов по сказкам

Вызвать интерес к просмотру сказок

Подбор мультфильмов

На диске м/ф № 5, 6, 7

Рисование, полюбившего героя сказки

Раскрашивание раскрасок по сказкам  

Развивать умения детей передавать в рисунке характерные особенности героев сказки

Подбор и рассматривание иллюстраций

P1018380.JPG

2 БЛОК: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Создание гардероба костюмов, масок (ободков) для актеров совместно с родителями

Вызвать интерес к сценическому перевоплощению, сплотить ребенка и родителя

Совместное изготовление костюмов, масок (ободков) детьми и родителями

P1018401.JPG

Консультации для родителей

Познакомить родителей с ролью театрализованной деятельности в развитие речи у детей

Подбор материала по теме

Приложение № 5

P1018427.JPG

Родительское собрание на тему:

«Знакомство со здоровьесберегающей технологией - сказкотерапия»

Познакомить родителей со сказкотерапией, как средством развития здоровья детей

Подбор материала, составление конспекта

Приложение № 6

Анкетирование родителей

Сбор информации для проведения работы по данной теме

Разработка вопросов к анкете для родителей

P1018463.JPG

3 БЛОК: РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Мастер-класс для педагогов на тему: «Жить весело»

Повышение педагогической компетенции в области сдоровьесберегающих технологий.

Подбор материала. Составление конспекта и презентации

Приложение № 5

Интерактивное сопровождение, на диске

Предполагаемый результат:

  • Развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
  • Обогатить воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями;
  • Овладение навыками публичных выступлений;
  • Формирование устойчивого интереса к сказкам;

Полученные результаты:

  • Сформированный у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений
  • Закрепленные навыки творческих способностей, памяти, внимания
  •  Созданы в группе необходимые условия для чтения художественных произведений.
  • Сформированное желание у дошкольников обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.

Перспективы:

  • Продолжить работу по данной теме: «Сказкотерапия
    как здоровьесберегающая технология
    »
  • Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, технологии, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков
  • Продолжить работу с детьми, ставить новые драматизации по знакомым сказкам
  • Осуществлять открытые показы для родителей.

Вывод:

  • Сказкотерапия  влияет на психологическое здоровье  детей
  • Дети имеют возможность самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившейся ситуации
  • Формируются дружеские отношения между сверстниками

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


              1. Физкультурные сказки Н.Н.Ефименко библиотека воспитателя издательство РАНОК 2005год 64с.
              2. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
              3. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с.
              4. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.

5. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
             6. Ребенок в мире сказок/авт.- составитель О.П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
             7. ХАТХА-ЙОГА для детей Л.И.Латохина Школа здоровья. Москва просвещения 1993год 160с.
             8. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с.
             9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 2000.- 464с
.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проект (по образовательной области «Здоровье») «Я здоровье берегу, сам себе я помогу…»

Тематический проект (по образовательной области «Здоровье») «Я здоровье берегу, сам себе я помогу…»...

Презентация проекта по формированию культуры здорового образа жизни на тему: "Хочу быть здоровым!"

Презентация проекта по формированию культуры здорового образа жизни....

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»

«То, что упущено в детстве,никогда не возместить в годы юностии тем более в зрелом возрасте»В.А. Сухомлинский. Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себ...

Проект по формированию культуры здоровья "Здоровый малыш" в младшей группе

Тип проекта: практико-ориентированный.Вид проекта: информационно-игровой.Срок проекта: краткосрочный.Участники проекта: воспитатели, воспитанники  младшей группы, их роди...

Проект по теме "Расту здоровым в стране здоровья"

Краткосрочный проект, сделанный вместе с детьми и родителями во 2 младшей группе...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...