КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ДОУ
консультация

Кляус Анастасия Павловна

КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pitanie.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №266»

КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ДОУ

Воспитатель: Кляус А.П

Барнаул


Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание.

Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение.

Хорошее усвоение пищи зависит не только от ее вкусовых качеств и аппетита ребенка, но и от его общего состояния, настроения, от организации всей жизни детей в детском саду. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс. Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным.

За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.    

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено.

Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах детей раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Детей раннего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола.

Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. При отвлеченном внимании у ребенка тормозится выработка пищеварительных соков и подавляется пищевой рефлекс. Можно сопровождать питание тихой спокойной музыкой.

Детям с плохим аппетитом можно сначала предложить второе блюдо, чтобы он съел более питательную часть обеда, пока еще не потерял интерес к еде.

Методы и формы организации работы с детьми:

1. Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)

2. Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)

3. Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)

Условия воспитания положительного отношения к еде (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение):

• удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

• благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

• разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

• исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание, нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;

• постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе, надо обязательно давать неполную норму);

• оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);

• позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой –тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);

• во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.

Преимущества совместного приема пищи педагога и детей:

- завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья;

- между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Как заинтересовать ребенка в приеме пищи

Можно создать «ритуал», постепенно вовлекая ребенка в процесс еды: сейчас мы помоем руки, сядем за стол; обратить внимание ребенка на красиво поданную еду, салфетку, вилку, ложку. Можно рассказать о том, для чего он кушает (предмет валеология), чтобы вырасти сильным, здоровым, как космонавт. При подаче нового блюда рассказать, из чего оно приготовлено, чтобы блюдо для малыша было узнаваемым: свекольник – красный, рассольник – с огурцами, сырный суп – белый.

Если ребенок плохо кушает за обедом, мы сажаем его с детьми, которые едят хорошо. В процессе еды подбадриваем ребенка, хвалим. Малыша, который все съел, можно в игровой форме похвалить так: проверить и показать всем его бицепсы – вот какой он стал сильный!

Заставлять ребенка есть нельзя. Не ест – значит, есть какая-то причина…

Если ребенок плохо кушает, с ним желательно провести беседу о том, что кушать надо для того, чтобы вырасти большим и здоровым. Возможно, что ребенку и не требуется много пищи, так что достаточно попросить его съесть хотя бы три-четыре ложки супа, уже хорошо. Когда говоришь «немножко покушай», дети расслабляются и едят спокойнее. Пусть сперва ребенок ест немного, со временем будет кушать больше.

При правильно организованном питании дети едят охотно, с удовольствием, не теряют аппетита.

Младших дошколят можно заинтересовать, пригласив какого-то героя( куклу, игрушку), который будет присутствовать в группе во время приема пищи, поощрять и хвалить детей. Очень хорошо использовать художественное слово, ну и конечно же пример взрослого.

Детей среднего возраста привлекают художественным словом и поощрением за весь ритуал приема пищи( флажки на стол тем, кто хорошо и аккуратно покушал, вазы с цветами, светофоры)

Детей старшего дошкольного возраста возможно заинтересовать беседами и рассказами о происхождении продуктов, их реальной пользе для организма.

Ну и конечно же, в любом возрасте хорошим катализатором к приему пищи послужит экскурсия на кухню детского сада и знакомство с волшебниками кухни – поворами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Культура питания Культура питания – как одна из составляющих здоровья дошкольников."

Данная консультация содержит маиериал для развития знаний педагогов о культуре питания – как одной из составляющих здоровья дошкольников в ДОО....

Проект "Культура питания. Культурно - гигиенические навыки питания в средней группе".

Цель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки поведе...

Методический материал на тему: "Культура питания. Культурно - гигиенические навыки питания"

Методический материал с конспектами занятий, стихами и играми на тему....

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Проект на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

Проектна тему: «Культура питания.  Культурно – гигиенические навыки питания»...

Проект на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

Формирование культурно-гигиенических навыков питания у детей старшего возраста в повседневной жизни, в детском саду и в семье....

Консультация для педагогов: «Правильное питание в детском саду. Культура питания в детском саду.

Консультация для педагогов: «Правильное питание в детском саду. Культура питания в детском саду....