Тренинг для педагогов "Эмоции: друзья или враги?"
материал

Коробкова Анна Владимировна

Эмоции- неотъемлемые спутники нашей жизнии. Как важно, чтобы преобладание отрицательных эмоций в профессиональнй деятельности не привело к эмоциональному выгоранию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«ЭМОЦИИ: ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ»

Цель: профилактика рабочего стресса

Задачи: мотивация к регуляции собственных эмоциональных состояний как фактора психологического здоровья педагога, знакомство с эмоциями и их влиянием на человека,  взаимосвязью между эмоциями и здоровьем , развитие рефлексии, формирование мотивации к работе над собственным эмоциональным миром и психологическим здоровьем в целом.  

Оборудование: листы, фломастеры, краски, клей, ватман, кисти, пластилин, старые альбомы и журналы, вырезки, картинки и тп, аромолампа, музыка для расслабления,

  1. Приветствие
  2. Разминка:
  1. Хлопки по кругу, в унисон.
  2. «Я сегодня вот-такая»: в тренинге нам предоставляется шикарная возможность – выбрать себе имя. Часто бывает, что мы не довольны своим именем или его формой, которой вынуждены обращаться к нам окружающие. Кому-то хочется быть Натусиком,  кому-то Петровной, а кому-то по –душе кличка детства . Выберите себе игровое имя, именно по нему мы будем обращаться к вам все занятие. Теперь представляемся по кругу «Я … Я сегодня вот-такая», показывая жест, соответствующий состоянию.
  1. Разогрев: игра «Любое число». Ведущий называет по имени одного из игроков, тот мгновенно должен назвать число от 1 до Х (Х – количество игроков). Ведущий командует «три –четыре», одновременно должно встать  такое количество игроков, которое было названо.
  2. Основная часть:  Что почувствовали, когда играли, какие эмоции преобладали? А в течении дня, какие преобладают (предварительно педагоги получают домашнее задание – выписать эмоции дня в течение недели)? Почему это происходит?

 В чем особенность педагогической профессии, каково ее влияние на эмоциональное состояние педагога? (составляется  групповой список, ранжируется по степени влияния)

Профессия педагога требует большой эмоциональной отдачи. Чтобы заинтересовать детей, сделать предмет по-настоящему интересным, педагогу приходиться быть еще и артистом. Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом перед неэмоциональными, т. к. только им подвластно зажигать детские сердца. Они более популярны и любимы. Но есть и оборотная сторона медали, эмоции могут работать и против нас,  расходуя наш психологический ресурс, обостряя отношения с окружающими, вызывая психосоматические заболевания.  Умение управлять своими эмоциями является важным профессиональным качеством педагога. Последние годы появилась новая область психологии, изучающая «эмоциональный интеллект» ( Способность распознавать эмоции других и свои, понимать взаимосвязь эмоции, их взаимовлияние, использовать эмоции для улучшения работы перцепции, управлять эмоциями)

Почему педагогу важно быть хозяином эмоций? (ранжировать  групповой список )

Упражнение «Тропой эмоций»

Основные эмоции из дом.задания выписываются на листах и развешиваются на стенах. Педагоги по очереди проходят всю «тропу» и отмечаются на листах с той эмоцией, которая встречается часто в течении дня. Групповое обсуждение результатов (каких больше, согласны или нет, в чем причина преобладания отрицательных эмоций)

Упражнение  «Монолог эмоции»

Каждый выбирает себе карточку с названием отрицательной эмоции педагогов (по результатам домашнего задания), после подготовки рассказывает, от лица  Эмоции( можно изобразить ее, нарисовать портрет, вылепить из пластилина…),, о том, когда она возникает, почему, как часто , и как можно ее победить.  Рефлексия (что почувствовали, трудно ли было, мышечные реакции)

Упражнение «Фантом»

Участники рисуют силуэт человека и закрашивают цветными карандашами области:

Черным цветом – те, которые реагируют на страх

Синий – на грусть

Красный - злость

Желтый - радость

Мышечные зажимы – это капсулы, несущие информацию о наших страхах, неврозах, напряжениях и  чертах характера.

Диагностика «накопление отрицат.эмоц.зарядов»

Работа с отрицательной эмоцией (дыхание,  расслабление мышечного зажима), сосредоточьтесь на физических ощущениях, выпить воды маленькими глотками, смещенная активность)

Упражнение «Презентация эмоций»

 Участники делятся на две подгруппы, каждая создает презентацию отрицательных и положительных эмоций (которые испытывает  педагог в течение дня), в виде образа и последующего рассказа о плюсах и минусах своего вида эмоций. Итог: важны все эмоции, как положительные, так и отрицательные. Все дело в том, чтобы между ними был баланс, а также в умении управлять эмоциями.

 Притча о счастье: Первого человека Бог вылепил, как известно, из глины,  и вот , по завершению работы, остался у него еще неиспользованный  кусок.

-Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

-Слепи мне счастье, -  сказал человек.

Ничего не ответил Бог, а только вложил человеку в ладонь оставшийся кусок глины.

  1. Релаксация : с использованием поз расслабления, музыкотерапии, аромотерапии, самомассажа, рисование «ленивой восьмерки»
  2. Подведение итогов, рефлексия занятия : нарисуйте «смайлик» рядом с цифрой 1, если ваше настроение улучшилось, рядом с цифрой 2 – если физическое состояние улучшилось (расслабление, комфорт, желание работать), 3 – если почувствовали ответственность за свое психологическое здоровье.
  3. Прощание : положив руки на плечи друг другу, стараемся почувствовать настроение и состояние соседа, передать добрые мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический занимательный тренинг "Будем мы друзьями"

Цель: Создание психологического комфорта в группе. Задачи:- сплочение группы- развитие коммуникативных навыков детей- знакомство детей друг с другом- знакомство детей с эмоциями радости, грусти, ...

мульти-тренинг "Как хорошо иметь друзей!"

Мульти-тренинг для детей старшего дошкольного возраста "Как хорошо иметь друзей!"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе. Тема: «В кругу друзей» (с элементами тренинга)

Содержание занятия направлено на развитие социально-коммуникативной сферы воспитанников младшего дошкольного возраста....

ТРЕНИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «О ДРУЖБЕ И ДРУЗЬЯХ»

«О дружбе и друзьях»Цели тренинга: Закрепить знания детей о положительных иотрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, поним...

Конспект НОД по музыкальному воспитанию с элементами экологического тренинга "ДЕРЕВЬЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

Увлекательное музыкальное занятие, где дети узнают о  деревья и помогают лесному Гному сохранить их в его родном лесу....

Методическая разработка тренинга для детей старшего дошкольного возраста: «Как хорошо иметь друзей!»

Методическая разработка направлена на:- снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;- создание благоприятного климата в группе;- развитие коммуникативных навыков, умения координировать сво...