Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Крепыш"
рабочая программа (младшая группа)

Голышева Анастасия Валерьевна

Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Крепыш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_krepysh_3-4_goda.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№7 «РАДУГА»

ГОРОДКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято:

Советом педагогов МАДОУ д/с

комбинированного вида №7 «Радуга»

от 29 августа 2019 г.

Протокол №1 от 29.08.2019г.

Утверждено:

Приказом МАДОУ д/с

комбинированного вида №7 «Радуга»

№225 от 02 сентября 2019 г.

Заведующий__________И.И. Матвеева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«КРЕПЫШ»

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

Возраст обучающихся: 3-4года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Котова Людмила Владимировна

педагог дошкольного образования

Ступино 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Общие сведения

3

1.1.2

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

5

1.1.3

Цели и задачи данной Программы

6

1.1.4

Принципы и подходы к формированию Программы

7

1.1.5

Отличительная особенность Программы

7

1.1.6

Адресат Программы

8

1.1.7

Продолжительность реализации программы

8

1.1.8

Формы обучения и режим занятий,

8

1.1.9

Планируемые результаты освоения Программы

8

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1

Содержание и задачи образовательной работы с детьми 3-4  лет.

9

2.2

Календарно-тематическое планирование

11

2.3

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации Программы

19

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1

Взаимодействие с родителями

24

3.2

Материально-технические условия реализации Программы

24

3.3

Методическое обеспечение Программы

25

3.4

Список используемой литературы

25

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Общие сведения

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в различных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей посещающих детский сад.

Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронических патологий преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения и аллергические заболевания кожи, 70% процентов страдают кариесом зубов, имеются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

У детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. Почти до 40% процентов детей составляют группу риска по развитию психических нарушений.

Анализ физического развития детей выявил тенденцию уменьшения количества гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Соответственно, возросло число детей с замедленными темпами созревания. При поступлении в детский сад от 20% до 50% процентов детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. И среди, посещающих дошкольные учреждения детей, большое количество имеют неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к заболеваниям. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста новых болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения своего здоровья приведут к положительным результатам.

В связи с актуальной проблемой оздоровления детей разработана программа по валеологическому образованию детей дошкольного возраста. Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждённый приказом Министерства образования и наукиРФ от 17 .10.2013 № 1155);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 (об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -  образовательным программам дошкольного образования;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.

Программа является дополнительным компонентом к образовательной программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга», характеризует организацию дополнительного образования здоровьесберегающей направленности в форме детского объединения в ДОУ.

1.1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность.

Актуальность программы в том, что она основывается на современной науке - валеологии. Организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни.

Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.

У детей 3-4 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.

Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

1.1.3. Цель и задачи данной программы.

Цель: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья; выработка разумного отношения к нему.

Задачи:

Обучающие.

1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.

3. Обучать" слушать" и "слышать" свой организм.

4. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Развивающие.

  1. Формировать представления о том, что полезно, а что вредно для организма.
  2. Учить заботиться о своем здоровье.
  3. Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между состоянием здоровья и поведением.
  4. Развивать основные физические возможности.

Воспитательные.

  1. Приобщать к здоровому образу жизни, заботе о своем здоровье, правильном питании и укрепление организма.
  2.  Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
  3. Воспитывать культурно - гигиенические навыки.
  4. Прививать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

  • Доступность:

- учёт возрастных особенностей детей;

- адаптированность материала к возрасту.

  • Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных правил и норм.

  • Наглядность:

- учёт особенностей мышления.

  • Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности.

  • Дифференциация:

- учёт возрастных особенностей детей;

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.

 1.1.5. Отличительной особенностью данной Программы является обновление и расширение содержания программы дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста, использование широкого спектра разнообразных привлекательных для дошкольников форм образовательной деятельности, структуризация практического и диагностического материала именно для дошкольников; расширение партнерских отношений с социальным окружением за счет развития инновационных форм взаимодействия и осуществления интеграции образовательных областей, направленных на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка.

1.1.6. Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы 3-4 года.

1.1.7. Продолжительность реализации программы - 1 год

1.1.8. Формы обучения и режим занятий. Форма обучения - очная. Программа реализуется в объединениях по интересам, сформированных в группы одного возраста (3 - 4 года).

Занятия с детьми проходят с сентября месяца по май, 4 раза в месяц, 1раз в неделю продолжительностью не более 15 минут. Общее количество занятий в год - 36.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности сверстников.

Наглядный метод: показ, демонстрация, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.

Практический метод: повторение упражнений с соблюдением их правильного и точного выполнения.

1.1.9. Планируемые результаты

-дети различают и называют органы чувств (глаза, рот, нос, уши), имеют представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;

-имеют представления о полезной и вредной для здоровья человека пищи;

- понимают значение пищи, воды, воздуха для человека;

- имеют первичные представления о существовании витаминов, их пользе;

- знают основные условия, необходимые для жизни человека (тепло, свет, общество других людей);

- знают о некоторых заболеваниях, возбудителями которых являются микробы, основных симптомах; понимать разницу между здоровым и больным человеком;

- владеют необходимыми по возрасту санитарно-гигиеническими навыками, понимают их значение для здоровья человека;

- знают правила ухода за зубами;

- имеют первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в детском саду;

- знакомы с некоторыми видами спорта, сформирована потребность в двигательной активности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.1. Содержание и задачи образовательной работы с детьми младшей группы (2-3 лет).

Программа разделена на 6 разделов, каждый из которых делится на темы.

I. «Человек – живое существо»

II. «В гостях у Мойдодыра»

III. «Золотые правила питания»

IV. «Мой организм»

V. «Человек и его защита»

VI. «Овощи и фрукты - полезные продукты»

 Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.

Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.

Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.

В разделе «Мой организм» мы знакомим детей со строением тела человека, формируем представление о роли различных частей тела и органах чувств. 

 «Человек и его защита» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.

В разделе «Овощи и фрукты – полезные продукты» дается детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека.

Формы работы с детьми:

  • Наблюдения.
  • Беседы.
  • Экспериментирование.
  • Практическая деятельность.

Формы организации образовательного процесса:

фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

Для осуществления данной программы используются следующие педагогические приемы:

 -сюрпризные моменты;

-рассказ педагога;

 - беседа;

- использование загадок, сказок, стихов;

 - демонстрация наглядного материала;

- показ презентаций, мультфильмов;

- дидактические и подвижные игры;

- использование релаксационной музыки и звуков природы;

-игровые ситуации.

 На занятиях кружка применяются разнообразные методы работы с детьми:

- словесный;

- демонстрационный;

- практичный;

- метод экспериментирования.

2.2. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

№ ООД

Тема

Цель

Сентябрь

I раздел «Человек – живое существо»

1

1

«Чудо света человек»

Дать детям понять, что все люди живущие на Земле имеют сходные по строению тела. Что эти тела отличают людей от животных и растений, но хоть наши тела и похожи мы все совершенно разные. Как жизненные условия влияют на человека и какими возможностями он обладает.

2

2

«Вот я какой»

Дать детям понять, что каждый из нас большая ценность. Что ребенок – это личность и он должен заботиться о себе. Поговорить о том, что он растет и какие у него способности. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

3

3

«Это мое тело»

Дидактическая игра

«Если бы я был куклой»

Дать детям понять, из каких частей тела состоит человек, почему они располагаются именно так, а не иначе.

Закрепить полученные знания о движении частей тела, вызвать у детей радость от движения рук, ног, головы. Способствовать возникновению чувства радостного настроения

4

4

«Зачем человеку скелет»

Дать представление о том, что у человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела. Скелет защищает внутренние органы от повреждений. Поговорить об опасности переломов и как их избежать.

Октябрь

1

5

«Мышцы – это сила»

Дать детям понять, что такое мышца и что только благодаря им мы можем выполнять движения. Воспитывать чувства любви к своему телу и восхищения его возможностями.

2

6

Досуг: «Чтобы сильным быть, надо со спортом дружить»

Создать приподнятое, радостное настроение, оптимистический настрой на будущее. Желание заниматься спортом, вести активную жизнь.

II раздел «В гостях у Мойдодыра»

3

1

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Приучать детей к чистоте, совершенствовать навыки умывания перед едой и после неё.

4

2

«В гости к Мойдодыру»

Познакомить детей с культурно-гигиеническими навыками, с предметами личной гигиены. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Формировать основы здорового образа жизни детей. Воспитывать привычку ежедневного соблюдения гигиенических процедур.

5

3

 Досуг: «Волшебная щетка»

 Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Ноябрь

1

4

«О мыльной пене и расческе» 

Продолжать формировать навыки гигиены. Умываться, чистить зубы, расчесывать волосы. Вытирать лицо только своим полотенцем. Воспитывать желание быть опрятным.

2

5

«Девочка чумазая» 

Формировать потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков. Закреплять навыки ухода за своим телом.

3

6

«Для чего надо мыть руки»

  Воспитывать культурно – гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни.

4

7

«Одевание и раздевание. Складывание одежды»

  Приучать детей правильно и последовательно снимать и надевать одежду и складывать её на стульчик,  в шкаф.

Декабрь

1

8

Досуг «Вопрос чистоты»

  Приобщение детей к здоровому образу жизни через формирование культурно – гигиенических навыков, поддержание духовной установки по отношению к окружающему миру.

III раздел «Золотые правила питания»

2

1

«Что нам надо кушать»

  Формировать представление детей о необходимых телу человека веществах, расширять словарный запас, познакомить с новой сказкой.

3

2

«Как мы учили аккуратно кушать Мишку. Приём пищи»

Помочь  привыкнуть к новому вкусу, к новой обстановке во время приёма пищи

4

3

«Накормим куклу»

Закрепить представление детей о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах. Уточнить навыки правильного приема пищи.

Январь

IV раздел «Мой организм»

1

1

«Части тела и их действия» 

  Формировать у детей понимание значения отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Развивать умение соотносить свои движения со словами песенки. Воспитывать чувство гордости, что ты человек.

2

2

«Нам без рук никак нельзя» 

Формировать представление детей о руках человека, о их значении в нашей жизни. Рассказать об опасных предметах, средствах и способах защиты и обработки ран. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.

3

3

«Мои пальчики»

Рассказать детям о  пальцах, и об их именах, разучить упражнения для развития пальчиков, обогащать  словарный запас, активизировать в речи детей слова обозначающие действие, развивать внимание, воспитывать культуру поведения.

Февраль

1

4

«Зачем человеку нос?» 

Познакомить детей с носом, как органом обоняния, его функциями и значением в нашей жизни. Объяснить детям способы ухода за носом. Обучать упражнениям, улучшающим кровообращения верхних дыхательных путей, повышающих устойчивость организма к холоду и инфекциям.

2

5

«Чтобы уши слышали»

Формировать представление детей об органе слуха. Рассказать о строении ушей и их значении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

3

6

«Для чего нужен язычок» 

Дать детям первичные знания о языке человека, его функциях и значении. Учить различать и называть вкус разных продуктов.  Обучать правильному звукопроизношению. Стимулировать развитие мышц, поднимающих язык. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

4

7

«Глазки подсказки» 

Формировать представление детей о глазах человека, об их значении в нашей жизни. Познакомить с болезнями глаз. Учить бережно, относиться к своему здоровью. Показать упражнения для глаз. Тренировать зрительную память.

Март

1

8

«Пять помощников моих» 

  Закреплять у детей умение понимать значение отдельных частей своего тела: глаза, ушей, носа, рта. Различать детей по одежде, прическе, цвету волос и другим особенностям. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые качества.

2

9

«Для чего нужны ноги?» 

Расширять представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Формировать представление о болезнях ног, правилах гигиены, отношения к своему здоровью. Развивать и укреплять мышцы и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к людям.

3

10

«Путешествие к Королеве зубной щетке» 

Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Показать правила чистки зубов. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относиться к себе.

4

11

«Про носовой платок, расческу и зубную щетку»

  Формировать мотивацию к здоровому образу жизни посредством игровой деятельности.  Помогать осваивать предметы личной гигиены.

Апрель

V раздел «Человек и его защита»

1

1

«Откуда берутся болезни?» 

Познакомить с причинами заболеваний у детей интерес к сохранению своего здоровья. Воспитывать привычку к ежедневному выполнению культурно-гигиенических навыков.

2

2

«Где живет здоровье?»

  Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности;

 уточнить знания дошкольников о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия, продолжать обучать осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов;

развивать познавательный интерес, мышление, воображение дошкольников.

3

3

«Медвежонок спортсмен» 

Познакомить детей с некоторыми видами спорта. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребность заниматься физической культурой и спортом. Воспитывать интерес к новым познаниям.

4

4

«Победим микроба»

  Дать детям элементарное представление о микробе, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым.

Май

1

5

«Если хочешь быть здоровым – закаляйся» 

Познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, гимнастика. Рассказать о пользе соблюдения режима и водных процедур.

VIраздел «Овощи и фрукты – полезные продукты»

2

1

«В гости к Витаминке» 

Познакомить детей с продуктами, полезными и вредными для здоровья и хорошего настроения. Закрепить название продуктов, овощей и фруктов. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Воспитывать потребность в здоровом питании.

3

2

«Фрукты полезны взрослым и детям»

Уточнять знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.

4

3

Досуг «День здоровья»

  Продолжать укреплять здоровье детей, развивать физические качества, обобщить элементарные валеологические знания детей.

2.3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации Программы

Раздел «Человек – живое существо»

Ф.И. ребенка/

показатели

Представления о человеке, гендерных различиях мальчика и девочки.

Строение тела человека (основные органы и системы).

Необходимые  факторы жизни и развития человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье)

Выражение своих эмоций и чувств, учитывание настроения и эмоционального состояния окружающих.

Организация подвижных игр, планирование самостоятельной двигательной активности

1

2

3 балла - Имеет устойчивые представления о человеке, различиях и особенностях внешнего вида мальчика и девочки. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем. Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье) Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность.

2 балла - Имеет примерные представления о человеке, может различить по внешнему виду мальчика и девочку. Называет основные части тела человека и некоторые органы и системы. Имеет представления о некоторых необходимых факторах жизни и развитии человека. Имеет представление о пользе ежедневных физических упражнений. Является активным участником подвижных игр.

1 балл - Имеет примерные представления о человеке; различает, но не называет отличия в особенностях внешнего вида мальчика и девочки. Запас представлений о строении тела человека, наличии и функционировании основных органов и систем ограничен. Понимает, но не может объяснить значение необходимых факторов жизни и развития человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье). Принимает пассивное участие в организованных подвижных играх.

Раздел «В гостях у Мойдодыра»

Ф.И. ребенка/

показатели

Основные правила ухода за зубами

Полезные привычки, элементарные навыки личной гигиены

Основные принципы и виды закаливания организма

Участие в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома

Выполнение дыхательной гимнастики  и самомассажа.

1.

2..

3 балла - Знает и выполняет основные правила ухода за зубами. Знает основные причины болезни зубов. Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. Знает основные принципы и виды закаливания организма, участвует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж. Выбирает одежду в соответствии с погодными условиями.

2 балла - Выполняет основные правила ухода за зубами. При напоминании обслуживает себя и пользуется элементарными навыками личной гигиены. Участвует в закаливающих мероприятиях в детском саду. Выполняет дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж. С помощью выбирает одежду в соответствии с погодными условиями.

1 балл – Умеет пользоваться средствами личной гигиены. Обслуживает себя с помощью взрослого. Принимает участие в закаливающих мероприятиях детского сада. После напоминания моет руки (перед едой, после прогулки, после посещения туалета), посещает туалет, причесывается и т.п.

Разделы «Золотые правила питания»,

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

Ф.И. ребенка/

показатели

Правильная сервировка стола, знает и называет столовые приборы

Отличие полезных и неполезных для организма продуктов, разумное их употребление.

Владение культурой приема пищи, правилами поведения за столом.

Представление о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

Знание о ценности употребления в пищу овощей и фруктов.

1.

2.

3 балла - Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом. Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы. Правильно питается, соблюдает меру в еде. Отличает полезные и неполезные для организма продукты; знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов и о наличии в них витаминов.

2 балла – Знает правила поведения за столом. Знает и называет столовые приборы. Соблюдает меру в еде. Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты. Знает о наличии в продуктах витаминов.

1 балл – Самостоятельно принимает пищу, знает правила поведения за столом. Различает столовые приборы. Имеет общее представление о полезных и вредных продуктах. Употребляет овощи и фрукты, имеющиеся в меню учреждения.

Раздел «Мой организм»

Ф.И. ребенка/

показатели

Понимание значения отдельных частей своего тела (рук, ног, головы, туловища).

Понимание назначения органов осязания, обоняния, зрения и слуха.

Представление о правилах гигиены.

Представление о скелете человека.

Назначение и укрепление мышц.

1.

2.

3 балла - Умеет различать правую и левую ногу/руку; знает и понимает назначение частей тела в жизни человека. Знает название и понимает назначение органов осязания, обоняния, слуха. Сформирован навык и понимание гигиенического ухода за носом, ушами, глазами, зубами. Имеет первоначальные представления о пользе физических упражнений и закаливании для человеческого организма.

2 балла - Показывает правую и левую ногу/руку; показывает на себе части тела. Знает название и понимает назначение органов осязания, обоняния, слуха. Навык и понимание гигиенического ухода за носом, ушами, глазами, зубами практически сформированы. Имеет положительную мотивацию в плане выполнения физических упражнений и закаливания.

1 балл – Ориентируется в собственном теле. Путает лево/право. Показывает некоторые части и органы тела. Имеет приблизительное представление об органах осязания, обоняния, слуха. Гигиенический навык ухода «за собой» в стадии формирования. Выполняет физические упражнения и мероприятия по закаливанию в учреждении только по необходимости и образцу взрослого.

Раздел «Человек и его защита»

Ф.И. ребенка/

показатели

Представление о здоровом образе жизни.

Знание некоторых видов спорта.

Представления о душевной и физической боли.

Представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных  заболеваний.

Назначение лекарства, польза и вред для человека.

1.

2.

3 балла – Имеет общие представления о здоровье, болезнях, микробах, инфекционных заболеваниях, способах их распространения. Знает правила сохранения здоровья. Умеет заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих. Различает эмоциональное состояние (по мимике, жестам, поведению) окружающих детей, сопереживает, принимает участие, заботится. Знает названия некоторых видов спорта. Понимает для чего нужны врачи и лекарства. Осознает опасность самостоятельного приема лекарственных средств.

2 балла – Имеет определенный запас сведений о правилах сохранения здоровья, о болезнях и микробах. Является эмоционально отзывчивым ребенком, сопереживает окружающим. Имеет общие представления о здоровом образе жизни. Знает некоторые виды и формы физической активности. Понимает для чего нужны врачи и лекарства.

1 балл – Имеет интуитивные представления в вопросах здорового образа жизни. Правила сохранения здоровья не называет, но показывает с опорой на наглядный материал. Не может заботиться о своем здоровье, но выполняет все предложенные действия для этого. Эмоционально спокоен по отношению к другим окружающим детям. Не называет виды спорта, заменяет их действиями. Не имеет представления о цели применения лекарственных средств.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Взаимодействие с родителями

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. ДОУ может предложить родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях (мероприятиях). Родители (законные представители) могут привнести в жизнь Организации свои особые умения, организовать экскурсию, сопровождать группу детей во время экскурсий и т.п. Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет детско-взрослая проектная деятельность.

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование и тестирование родителей
  • Беседы и консультации
  • Родительские собрания
  • Проведение различных мероприятий (праздников, досугов) с участием родителей
  • Оформление наглядного материала
  • Проектная деятельность, семейные проекты
  • Просмотр родителями детской деятельности (занятий, игр, досугов)
  • Приобщение родителей к совместной деятельности, к сотворчеству с ребенком
  • Организация предметно-развивающей среды
  • Тематические выставки
  • Размещение информации в социальных группах сети «Интернет»

3.2. Материально-технические условия реализации Программы.

Образовательная деятельность в зависимости от темы и программных задач проводится:

  • в кабинете для дополнительных занятий, оборудованного интерактивной доской;
  • в группе, оборудованной уголком по валеологии, уголком сюжетно-ролевых игр;
  • на прогулке;
  • физкультурном зале;
  • музыкальном зале.

3.3. Методическое обеспечение Программы

- Схема, как правильно чистить зубы.

-Таблица, как правильно мыть руки.

- Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась».

- Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Магазин».

- «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.

- Массажные дорожки, массажные шарики, массажные перчатки, Су-Джок, предметы для дыхательной гимнастики.

- Спортивный инвентарь.

3.4. Литература, используемая педагогом для разработки Программы и организации образовательного процесса:

1.Агаджанова С.Н. «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми» Информационно-деловое оснащение ДОУ / М.2010г.

2.Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство–пресс, 2010.

3.АганджановойС.Н.Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. // Под ред. В.И.Орла и. СПб., Детство-пресс, 2006

4.Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001.

5.Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? СПб., Детство-пресс, 2010

6. Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва, 2010

7.Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.

8.Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение, 2007

9.Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.

10.Зайцев Г. Пособие «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита. Расти здоровым» /С-П.1997г

11.Иванова А. И. Программа развития « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»

12.Иванова Т.В. Пособие «Система работы по формированию здорового образа жизни. Средняя  группа» /К.2009г

13.Истомина И.В. «Расти здоровым»; В.Я. Хозяинова/К.1989г.

14.Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. Москва, Медицина, 1986

15.М.Ю. Картушина Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»  / М.2009г.

16.Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.

17. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. СПб., Детство-пресс, 2009

18.Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006

19.Г.Остер «Петька-микроб»; «Вредные советы» /М.1999г.

20.Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.М.2008 г.

21.Пензулаева Л.И. «Растем здоровыми и крепкими»

22. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Патриотическое воспитание детей 3-7 лет»

Цель программы: воспитание у детей патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре, стране, формирование гражданской позиции, в соответствии с их возрастными возможностями....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа «Запоминай-ка!» Мнемотехника Направленность программы: Социально -педагогическая Уровень программы: Вводный

    Дополнительная общеразвивающая программа«Запоминай-ка!» МнемотехникаНаправленность программы: Социально -педагогическаяУровень программы: Вводный...