Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Патриотическое воспитание детей 3-7 лет»
методическая разработка по теме
Цель программы: воспитание у детей патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре, стране, формирование гражданской позиции, в соответствии с их возрастными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №4
Обсуждена на педагогическом совете МАДОУ ЦРР – детского сада №4 протокол №2 от 18.11.2016 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ ЦРР – детским садом №4 ____________В. А. Фомина |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Патриотическое воспитание детей 3-7 лет»
Составитель: Мовчан О.В., воспитатель МАДОУ ЦРР - детского сада № 4 |
МАДОУ ЦРР – детский сад № 4
г. Зеленоградск
2016 год
II. Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы современных образовательных учреждений является патриотическое воспитание детей.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» обозначено резкое снижение уровня воспитания патриотизма, приобщения к российской культуре и искусству, а также констатируется, что «патриотическое воспитание призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».
Согласно ФГОС, одним из основных принципов дошкольного образования является«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
своим городом и семьей.
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с младшего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.
Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый образ жизни.
Цель программы:воспитание у детей патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре, стране, формирование гражданской позиции, в соответствии с их возрастными возможностями.
Задачи программы:
- Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу.
- Формирование заботливого отношения к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Расширение представлений о своей стране,символике российского государства, ее значения для народа и страны в целом.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Воспитание уважения к защитникам Родины, их подвигам.
- Формирование уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к ним.
Ожидаемые результаты:
Наличие у детей знаний о своей семье, доме, детском саде, родном городе и теплых чувств к ним. Наличие представлений о достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края и страны. Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
3–4 года.
Дети должны знать:
- свое имя, фамилию; имя, отчество родителей;
- имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым, с доверием относиться к ним;
- участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями;
- некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых;
- название своего города; некоторых улиц, мест отдыха, где часто бывают.
4–5 лет.
Дети должны
- с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;
- уметь рассказывать о своем родном городе, улице, на которой живут, самых красивых местах родного города, его достопримечательностях;
- рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.);
- участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; знать о бережном отношении к природе;
- иметь представление о государственных праздниках, о Российской армии, воинах, которые охраняют нашу страну.
5–6 лет.
Дети должны
- иметь четкое представление о семье, родственных связях, правилах, традициях семьи, знать профессии родителей;
- знать профессии людей, работающих в детском саду, уважать их, ценить заботу о здоровье и развитии детей;
- знать свой домашний адрес, название города, региона, его достопримечательности;
- иметь представление о символике города;
- знать четкие правила поведения в природе;
- знать название своей страны, узнавать герб, флаг, мелодию гимна, интересоваться национальными особенностями культуры;
- испытывать уважение, гордость за свою страну, ее историю;
- различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
Дети должны
- знать семейные и родственные связи, профессии близких людей, досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, ценности отношений, семейный бюджет, семейные традиции, значимые и памятные события, некоторые сведения о родословной семьи;
- знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества, профессии родителей;
- знать герб города, улицы, некоторые архитектурные особенности, достопримечательности города, общественные учреждения, их назначения, транспорт, труд и отдых людей, сведения об истории города и выдающихся горожанах, традиции городской жизни;
- знать государственные символы, столицу и крупные города России, ее природные особенности. Иметь четкие представления о Президенте, некоторых выдающихся людях России (писатели, поэты, художники, космонавты), общественно-значимых событиях, государственных праздниках;
- знать русский национальный костюм, традиции, обычаи, фольклор, произведения искусства;
- знать прошлое родной страны, иметь знания о Российской армии, войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;
- соблюдать правила безопасности поведения в природе и на улице города, иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках страны;
- иметь представления о людях разной национальности, их культуре, толерантно относится к ним;
- понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества;
- выражать желание в будущем трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы.
III. Механизм реализации программы
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию построена следующим образом :
- семья;
- детский сад;
- родной город;
- регион;
- страна;
- права и обязанности.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется по нескольким направлениям:
- непрерывная образовательная деятельность, тематические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, иллюстраций, макетов, просмотр видеофильмов, работа в музее;
- игровая деятельность (дидактические игры, народные игры и др.), народные праздники, развлечения;
- экскурсии и целевые прогулки, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми;
- творческая деятельность (выставка рисунков, оформление фотоальбомов, постановка спектаклей, разучивание стихов и песен, постановка музыкальных номеров);
- организация посильного труда, участие в утренниках.
Продолжительность НОД для детей второй младшей группы составляет не более 15 минут, средней группы – 20 минут, старшей группы – 25 минут, подготовительной группы – 30 минут.
При решении задач патриотического воспитания осуществляется тесный контакт с семьей ребенка. Родители активно участвуют в жизни детского сада, с их участием проводятся выставки рисунков, поделок, утренники, праздники, экскурсии, соревнования, природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др. Воспитателем осуществляется проведение консультаций, мастер-классов, оформление родительских уголков с целью удовлетворения образовательных интересов по определенным вопросам воспитания детей.
IV. Календарно-тематическое планирование
Вторая младшая группа
Месяц | НОД, совместная деятельность педагогов, детей и родителей |
Сентябрь | НОД «Мама, папа, я – семья» |
Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом) | |
Октябрь | НОД «Наши добрые дела. Труд взрослых в детском саду и дома» |
Природоохраняемая акция «Посади цветок» | |
Ноябрь | НОД «Мы корреспонденты» - рассказы о себе |
Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | |
Декабрь | НОД «Наш любимый детский сад» |
Выставка рисунков «Моя любимая игрушка дома и в детском саду» | |
Январь | НОД конструирование «Мы построим новый дом» |
Целевая прогулка «Растения участка детского сада – природа родного края» | |
Февраль | НОД «Мой родной город» |
Дидактическая игра «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | |
Март | НОД «Наши меньшие друзья» |
Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья» | |
Апрель | НОД «Улицы нашего города или где я люблю гулять» |
Совместный труд на участке «Пришла весна» | |
Май | НОД «Правила поведения на улицах города» |
Создание фотоальбома в группе «Я и моя семья», «Любимый город» |
Средняя группа
Месяц | НОД, совместная деятельность педагогов, детей и родителей |
Сентябрь | НОД «Семейная фотография» (состав многоколенной семьи – бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры, родители) |
Народные забавы (игры, пляски) | |
Октябрь | НОД «Бабушкины сказки» (сказки, традиции, праздники семьи) |
Природоохраняемая акция «Посади цветок» | |
Ноябрь | НОД «У нас большая стирка» (совместный труд – как основа семьи) |
«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа осенью | |
Декабрь | НОД «Мой город» (самые любимые места в городе, родные улицы) |
Целевая прогулка по украшенным к празднику улицам | |
Январь | НОД аппликация «Мой детский сад» |
Экскурсия в Музей истории края в детском саду | |
Февраль | НОД «Папы, дедушки, мальчики » (о государственном празднике «День Защитника Отечества», Российской армии) |
Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья» | |
Март | НОД «Добрые наши друзья» (домашние животные, их роль в семейной жизни и быту) |
Досуг «Мы следопыты» (жизнь диких животных в Калининградской области | |
Апрель | НОД «Профессии» (профессии родителей и сотрудников детского сада) |
«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной | |
Май | НОД «Все флаги в гости к нам» (знакомство с флагом России и Калининградской области) |
Просмотр мультфильма о родном крае |
Старшая группа
Месяц | НОД, совместная деятельность педагогов, детей и родителей |
Сентябрь | НОД «Мир вокруг дома» (семья, мир природы вокруг и их единство) |
Создание семейного альбома | |
Октябрь | НОД «Бабушкины сказки» (сказки, традиции, обычаи, праздники семьи) |
Природоохраняемая акция «Посади цветок» | |
Ноябрь | НОД «Мой любимый детский сад» (изменения в группе, «Добрые пожелания») |
Проект «Визитная карточка группы» | |
Декабрь | НОД «Путешествие по родному городу» (самые любимые места в городе, родные улицы, символика города, знакомство с общественными учреждениями – школа, поликлиника и др.) |
Презентация фотовыставки с рассказами детей о родном городе | |
Январь | НОД аппликация «Мой детский сад» |
Проект «Работа экскурсовода» в Музее истории края в детском саду | |
Февраль | НОД «Родину защитим» (о государственном празднике «День Защитника Отечества», Российской армии, знакомство с различными родами войск) |
Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья», выпуск газеты «Защитники Отечества» | |
Март | НОД «Моя малая родина» (Калининградская область, ее история, символика, природа) |
Встреча со спасателями МЧС, знакомство с их непростой работой, амуницией | |
Апрель | НОД «Страна, в которой я живу» (что рассказывают о России флаг и герб, их значение, гимн России, государственные праздники, природа разных частей страны, люди разных национальностей» |
Музыкальный досуг «Моя Россия» | |
Май | НОД «Салют Победы» (Великое прошлое страны, значение праздника, Чтение художественной литературы, изготовление открыток для ветеранов ВОВ) |
Встреча с Ветераном Великой Отечественной войны, возложение цветов к мемориалу |
Подготовительная группа
Месяц | НОД, совместная деятельность педагогов, детей и родителей |
Сентябрь | НОД «Моя семья, моя друзья» (семейные и родственные связи, взаимные чувства, правила общения в семье, ценности отношений, дружба взрослых) |
Создание семейного альбома, «Кодекса лучшего друга» | |
Октябрь | НОД «Богатство нашей страны» (природа Калининградской области, разных частей России, ее уникальность, Красная Книга) |
Природоохраняемая акция «Посади цветок» | |
Ноябрь | НОД «Мир профессий» (связи между трудом разных профессий, проявление уважения к трудящемуся человеку) |
Составление картотеки профессий, встреча с учителем начальных классов | |
Декабрь | НОД «Жители нашего города» (улицы города, символика, почетные люди г. Зеленоградска, его история) |
Презентация фотовыставки с рассказами детей о родном городе, виртуальная экскурсия по улицам города | |
Январь | НОД «Калининградская область – часть России» (уникальность Калининградской области, ее история, символика, природа) |
Проект «Работа экскурсовода» в Музее истории края в детском саду | |
Февраль | НОД «День защитника Отечества» (государственный праздник «День Защитника Отечества», устройство Российской армии, ее история, героизм военных) |
Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья», викторина «Защитники Отечества» | |
Март | НОД «Страна, в которой я живу» (символика России, ее могущество, величие, президент, правительство, государственные праздники, природа, выдающиеся люди, люди разных национальностей» |
Встреча со спасателями МЧС, знакомство с их непростой работой, амуницией; игры с картами, атласами, глобусом. | |
Апрель | НОД «Права детей в России» (достижения, желания, мечты, интересы ребенка, уважение к правам другого человека, интерес к школьной жизни» |
КВЕСТ - игра «Мы разные» на участке детского сада | |
Май | НОД «Салют Победы» (Великое прошлое страны, значение праздника, изготовление открыток для ветеранов ВОВ) |
Встреча с Ветераном Великой Отечественной войны, возложение цветов к мемориалу |
V. Методическое обеспечение программы
- дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая и художественная литература;
- репродукции картин, фотографии города, Куршской косы, достопримечательностей городов страны, природы России;
- аудиозаписи с песнями, тематические видео;
- глобус, карты, атласы Калининградской области, России;
- символика города, области, страны и т.д.;
- костюмы, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей;
- материалы музея истории края в детском саду.
Список используемой литературы
- Бабаева Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. – 523 с.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Сфера, 2003. – 128 с.
- Дядюнова И.А. Патриотическок воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2003. – 176 с.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392500-1390885533.jpg)
Программа «Духовно - нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Курс Программы предполагает трехгодичное обучение...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-623791-1464591025.jpg)
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/15/picture-866911-1481803822.jpg)
Выступление на МО воспитателей на тему: Ознакомление с родным краем, как одно из направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детск-ом саду», является патриотическоевоспитание детей.Патриотические чувства закла...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042779-1528490391.jpg)
"Формирование толерантности как одно из направлений патриотического воспитания детей дошкольного возраста".
Работа по патриотическому воспитанию важная задача дошкольных учреждений, она должна пронизывать всю жизнь ребенка, быть постоянной....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/04/picture-1260681-1596552717.png)
Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Крепыш"
Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Крепыш" ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/22/picture-435230-1466583881.jpg)
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-835882-1709043740.jpg)
2020-2021 Дополнительная программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»
для детей средней группы (4-5 лет)...