Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Патриотическое воспитание детей 3-7 лет»
методическая разработка по теме

Мовчан Ольга Вячеславовна

Цель программы: воспитание у детей патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре, стране, формирование гражданской позиции, в соответствии с их возрастными возможностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_1.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №4

Обсуждена на педагогическом совете

МАДОУ ЦРР – детского сада №4

протокол №2 от 18.11.2016

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ЦРР –

детским садом №4

____________В. А. Фомина

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Патриотическое воспитание детей 3-7 лет»

Составитель:

Мовчан О.В., воспитатель

МАДОУ ЦРР - детского сада № 4

МАДОУ ЦРР – детский сад № 4

г. Зеленоградск

2016 год

II. Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы современных образовательных учреждений является патриотическое воспитание детей.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» обозначено резкое снижение уровня воспитания патриотизма, приобщения к российской культуре и искусству, а также констатируется, что  «патриотическое воспитание призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».

Согласно ФГОС, одним из основных принципов  дошкольного образования является«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

своим городом и семьей.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с младшего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый образ жизни.

Цель программы:воспитание у детей патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре, стране, формирование гражданской позиции, в соответствии с их возрастными возможностями.

Задачи программы:

  1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу.
  2. Формирование заботливого отношения к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  3. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  4. Расширение представлений о своей стране,символике российского государства, ее значения для народа и страны в целом.
  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Воспитание уважения к защитникам Родины, их подвигам.
  7. Формирование уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к ним.

Ожидаемые результаты:

Наличие у детей знаний о своей семье, доме, детском саде, родном городе и теплых чувств к ним. Наличие представлений о достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края и страны. Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

3–4 года.

Дети должны знать:

  • свое имя, фамилию; имя, отчество родителей;
  • имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым, с доверием относиться к ним;
  • участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями;
  • некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых;
  • название своего города; некоторых улиц, мест отдыха, где часто бывают.

4–5 лет.

Дети должны

  • с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;
  • уметь рассказывать о своем родном городе, улице, на которой живут, самых красивых местах родного города, его достопримечательностях;
  • рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.);
  • участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; знать о бережном отношении к природе;
  • иметь представление о государственных праздниках, о Российской армии, воинах, которые охраняют нашу страну.

5–6 лет.

Дети должны

  • иметь четкое представление о семье, родственных связях, правилах, традициях семьи, знать профессии родителей;
  • знать профессии людей, работающих в детском саду, уважать их, ценить заботу о здоровье и развитии детей;
  • знать свой домашний адрес, название города, региона, его достопримечательности;
  • иметь представление о символике города;
  • знать четкие правила поведения в природе;
  • знать название своей страны, узнавать герб, флаг, мелодию гимна, интересоваться национальными особенностями культуры;
  • испытывать уважение, гордость за свою страну, ее историю;
  • различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

Дети должны

  • знать семейные  и родственные связи, профессии близких людей, досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, ценности отношений, семейный бюджет, семейные традиции, значимые и памятные события, некоторые сведения о родословной семьи;
  • знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества, профессии родителей;
  • знать герб города, улицы, некоторые архитектурные особенности, достопримечательности города, общественные учреждения, их назначения, транспорт, труд и отдых людей, сведения об истории города и выдающихся горожанах, традиции городской жизни;
  • знать государственные символы, столицу и крупные города России, ее природные особенности. Иметь четкие представления о Президенте, некоторых выдающихся людях России (писатели, поэты, художники, космонавты), общественно-значимых событиях, государственных праздниках;
  • знать русский национальный костюм, традиции, обычаи, фольклор, произведения искусства;
  • знать прошлое родной страны, иметь знания  о Российской армии, войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;
  • соблюдать правила безопасности поведения в природе и на улице города, иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках страны;
  • иметь представления о людях разной национальности, их культуре, толерантно относится к ним;
  • понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества;
  • выражать желание в будущем трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы.

III. Механизм реализации программы

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию построена следующим образом :

  • семья;
  • детский сад;
  • родной город;
  • регион;
  • страна;
  • права и обязанности.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется по нескольким  направлениям:

  • непрерывная образовательная деятельность, тематические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, иллюстраций, макетов, просмотр видеофильмов, работа в музее;
  • игровая деятельность (дидактические игры, народные игры  и др.), народные праздники, развлечения;
  • экскурсии и целевые прогулки, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми;
  • творческая деятельность (выставка рисунков, оформление фотоальбомов, постановка спектаклей, разучивание стихов и песен, постановка музыкальных номеров);
  • организация посильного труда, участие в утренниках.

Продолжительность НОД для детей второй младшей группы составляет не более 15 минут, средней группы – 20 минут, старшей группы – 25 минут, подготовительной группы – 30 минут.

При решении задач патриотического воспитания осуществляется тесный контакт с семьей ребенка. Родители активно участвуют в жизни детского сада, с их участием проводятся выставки рисунков, поделок, утренники, праздники, экскурсии, соревнования, природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др. Воспитателем осуществляется проведение консультаций, мастер-классов, оформление родительских уголков с целью удовлетворения образовательных интересов по определенным вопросам воспитания детей.

IV. Календарно-тематическое планирование

Вторая младшая группа

Месяц

НОД, совместная деятельность педагогов, детей и родителей

Сентябрь

НОД «Мама, папа, я – семья»

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом)

Октябрь

НОД «Наши добрые дела. Труд взрослых в детском саду и дома»

Природоохраняемая акция «Посади цветок»

Ноябрь

НОД «Мы корреспонденты» - рассказы о себе

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

Декабрь

НОД «Наш любимый детский сад»

Выставка рисунков «Моя любимая игрушка дома и в детском саду»

Январь

НОД конструирование «Мы построим новый дом»

Целевая прогулка «Растения участка детского сада – природа родного края»

Февраль

НОД «Мой родной город»

Дидактическая игра «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Март

НОД «Наши меньшие друзья»

Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»

Апрель

НОД «Улицы нашего города или где я люблю гулять»

Совместный труд на участке «Пришла весна»

Май

НОД «Правила поведения на улицах города»

Создание фотоальбома в группе «Я и моя семья», «Любимый город»

Средняя группа

Месяц

НОД, совместная деятельность педагогов, детей и родителей

Сентябрь

НОД «Семейная фотография» (состав многоколенной семьи – бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры, родители)

Народные забавы (игры, пляски)

Октябрь

НОД «Бабушкины сказки» (сказки, традиции, праздники семьи)

Природоохраняемая акция «Посади цветок»

Ноябрь

НОД «У нас большая стирка» (совместный труд – как основа семьи)

«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа осенью

Декабрь

НОД «Мой город» (самые любимые места в городе, родные улицы)

Целевая прогулка по украшенным к празднику улицам

Январь

НОД аппликация  «Мой детский сад»

Экскурсия в Музей истории края в детском саду

Февраль

НОД «Папы, дедушки, мальчики » (о государственном празднике «День Защитника Отечества», Российской армии)

Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»

Март

НОД «Добрые наши друзья» (домашние животные, их роль в семейной жизни и быту)

Досуг «Мы следопыты» (жизнь  диких животных в Калининградской области

Апрель

НОД «Профессии» (профессии родителей и сотрудников детского сада)

«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной

Май

НОД «Все флаги в гости к нам» (знакомство с флагом России и Калининградской области)

Просмотр мультфильма о родном крае

Старшая группа

Месяц

НОД, совместная деятельность педагогов, детей и родителей

Сентябрь

НОД «Мир вокруг дома» (семья, мир природы вокруг и их единство)

Создание семейного альбома

Октябрь

НОД «Бабушкины сказки» (сказки, традиции, обычаи, праздники семьи)

Природоохраняемая акция «Посади цветок»

Ноябрь

НОД «Мой любимый детский сад» (изменения в группе, «Добрые пожелания»)

Проект «Визитная карточка группы»

Декабрь

НОД «Путешествие по родному городу» (самые любимые места в городе, родные улицы, символика города, знакомство с общественными учреждениями – школа, поликлиника и др.)

Презентация фотовыставки с рассказами детей о родном городе

Январь

НОД аппликация  «Мой детский сад»

Проект «Работа экскурсовода» в Музее истории края в детском саду

Февраль

НОД «Родину защитим» (о государственном празднике «День Защитника Отечества», Российской армии, знакомство с различными родами войск)

Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья», выпуск газеты «Защитники Отечества»

Март

НОД «Моя малая родина» (Калининградская область, ее история, символика, природа)

Встреча со спасателями МЧС, знакомство с их непростой работой, амуницией

Апрель

НОД «Страна, в которой я живу» (что рассказывают о России флаг и герб, их значение, гимн России, государственные праздники, природа разных частей страны, люди разных национальностей»

Музыкальный досуг «Моя Россия»

Май

НОД «Салют Победы» (Великое прошлое страны, значение праздника, Чтение художественной литературы, изготовление открыток для ветеранов ВОВ)

Встреча с Ветераном Великой Отечественной войны, возложение цветов к мемориалу

Подготовительная группа

Месяц

НОД, совместная деятельность педагогов, детей и родителей

Сентябрь

НОД «Моя семья, моя друзья» (семейные  и родственные связи, взаимные чувства, правила общения в семье, ценности отношений, дружба взрослых)

Создание семейного альбома, «Кодекса лучшего друга»

Октябрь

НОД «Богатство нашей страны» (природа Калининградской области, разных частей России, ее уникальность, Красная Книга)

Природоохраняемая акция «Посади цветок»

Ноябрь

НОД «Мир профессий» (связи между трудом разных профессий, проявление уважения к трудящемуся человеку)

Составление картотеки профессий, встреча с учителем начальных классов

Декабрь

НОД «Жители нашего города» (улицы города, символика, почетные люди г. Зеленоградска, его история)

Презентация фотовыставки с рассказами детей о родном городе, виртуальная экскурсия по улицам города

Январь

НОД «Калининградская область – часть России» (уникальность Калининградской области, ее история, символика, природа)

Проект «Работа экскурсовода» в Музее истории края в детском саду

Февраль

НОД «День защитника Отечества» (государственный праздник «День Защитника Отечества», устройство Российской армии, ее история, героизм военных)

Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья», викторина «Защитники Отечества»

Март

НОД «Страна, в которой я живу» (символика России, ее могущество, величие, президент, правительство, государственные праздники, природа, выдающиеся люди, люди разных национальностей»

Встреча со спасателями МЧС, знакомство с их непростой работой, амуницией; игры с картами, атласами, глобусом.

Апрель

НОД «Права детей в России» (достижения, желания, мечты, интересы ребенка, уважение к правам другого человека, интерес к школьной жизни»

КВЕСТ - игра «Мы разные» на участке детского сада

Май

НОД «Салют Победы» (Великое прошлое страны, значение праздника, изготовление открыток для ветеранов ВОВ)

Встреча с Ветераном Великой Отечественной войны, возложение цветов к мемориалу

V. Методическое обеспечение программы

  • дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая и художественная литература;
  • репродукции картин, фотографии города, Куршской косы, достопримечательностей городов страны, природы России;
  • аудиозаписи с песнями, тематические видео;
  • глобус, карты, атласы Калининградской области, России;
  • символика города, области, страны и т.д.;
  • костюмы, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей;
  • материалы музея истории края в детском саду.

Список используемой литературы

  1. Бабаева Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. – 523 с.
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  3. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
  4. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Сфера, 2003. – 128 с.
  5. Дядюнова И.А. Патриотическок воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2003. – 176 с.
  6. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Выступление на МО воспитателей на тему: Ознакомление с родным краем, как одно из направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детск-ом саду»,  является патриотическоевоспитание детей.Патриотические чувства закла...

"Формирование толерантности как одно из направлений патриотического воспитания детей дошкольного возраста".

Работа по патриотическому воспитанию­ важная задача дошкольных учреждений, она должна пронизывать всю жизнь ребенка, быть постоянной....

Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Крепыш"

Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Крепыш" ...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...