2020-2021 Дополнительная программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Борисова Оксана Евгеньевна

для детей средней группы (4-5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20-21_borisova_dop_sensornoe_razvitie_detey.docx66.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №83 «Улыбка» города Смоленска

Дополнительная программа

познавательно-исследовательской направленности

«Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»

для детей средней группы

(4-5 лет)

Автор-составитель:

Борисова О.Е., воспитатель

Смоленск

2020

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная программа является программой познавательно-исследовательской направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБДОУ «Детский сад №83 «Улыбка».

Актуальность программы:

В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что она:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Анализируя сенсорное развитие, изобразительную деятельность детей  на начало учебного года  в средней группе, можно сделать вывод о совместимости таких образовательных областей как «Познавательно-исследовательская» и «Художественно-эстетическое развитие», так как  успешное  овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного  воспитания  и сенсорному развитию детей, Поэтому необходимо  развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание.

Новизна программы:

Данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключается в том, что позволяет обучать детей не только через дидактические игры, но и включать элементы изобразительного искусства (рисование, аппликация, лепка) для более лучшего обеспечения усвоения сенсорных эталонов, яркого продукта детского творчества.

Адресат программы: дети в возрасте 4-5 лет

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.

Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Виды занятий:

- беседа;

- практическое занятие;

- игра.

Цель программы:

Обогащение сенсорного опыта детей 4-5 лет, развитие и совершенствования сенсорных процессов посредством изобразительной деятельности детей.

Задачи

  • образовательные:

- выделять цвет, форму, величину, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;

-  учить способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов;

  • развивающие:

- творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности;

- мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

  • воспитательные:

- интерес к изобразительной деятельности;

- аккуратность при работе с изобразительными материалами.

Планируемые результаты

  • личностные:

- развитие внимания

- развитие воображения

  • метапредметные:

- усвоение сенсорных эталонов

- усвоение навыков учебной деятельности

  • предметные

- различать предметы по форме

 - сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы

Виды и формы контроля

  • Вводный контроль проводится в сентябре в начале обучения ребенка по дополнительной программе. Он проходит в форме беседы, игры, педагогического наблюдения;
  • Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, анализа выполнения творческих работ;
  • Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре. Формы проведения: практическое задание.
  • Итоговый контроль проводится в мае в конце обучения ребенка по дополнительной программе. Он проходит в форме выполнения практического задания.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

«Поможем клоуну Клепе»

«Большие и маленькие»

2

4

«Яблоко на тарелочке

«Разноцветные мячики»

2

4

«Фигуры-человечки в гостях у ребят»

«Украсим елочку» (коллективная работа)

2

2

«Нарядное платье»

«Пирамидка для малышей»

2

2

«Достроим домики»

«Фигуры-человечки заблудились»

1

4

«Порадуем бабушку красивой салфеткой»

«Нарисуем, что бывает желтым, зеленым, синим»

1

4

«Все цвета радуги»

«Чудесный мешочек»

2

2

Итого:

32


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. «Поможем клоуну Клепе». «Большие и маленькие»

Теория: Формирование понятия «много», «один», «большой», «маленький».

Практика: первые опыты.

Раздел 2. «Яблоко на тарелочке». «Разноцветные мячики»

Теория: Формировать восприятия формы, цвета

Практика: создание объёмной работы круглой формы.

Раздел 3. «Фигуры-человечки в гостях у ребят». «Украсим елочку» (коллективная работа)

Теория: Учить детей рассматривать предметы (елку, елочные шары)

Практика: создание коллективной работы.

Раздел 4. «Нарядное платье». «Пирамидка для малышей»

Теория: Закреплять знание «большой», «маленький»

Практика: создание нескольких работ (индивидуальных и коллективных).

Раздел 5. «Достроим домики». «Фигуры-человечки заблудились»

Теория: Развитие и совершенствование представлений о форме, величине.

Практика: создание фигуры человека в уменьшенном масштабе.

Раздел 6. «Порадуем бабушку красивой салфеткой». «Нарисуем, что бывает желтым, зеленым, синим»

Теория: Учить подбирать предметы ориентируясь на цвет

Практика: создание индивидуальных работ по выбору ребёнка.

Раздел 7. «Все цвета радуги». «Чудесный мешочек»

Теория: закреплять подбирать фигуру по образцу, используя прием накладывания

Практика: создание коллективной работы для оформления выставки по выбору детей.

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

сентябрь

мониторинг

сентябрь

мониторинг

сентябрь

мониторинг

сентябрь

мониторинг

октябрь

Найти цветок для бабочки

Формировать интерес к игре с цветом

октябрь

Листопад, листопад в нашем саду листопад

        Формировать эмоциональное отношение к ярким цветам

октябрь

Наведем порядок

Закрепить умение классифицировать предметы (посуда,игрушки)

октябрь

Три медведя

Закреплять размер предметов

ноябрь

Яблочки на тарелочке

Формировать восприятия формы ,цвета

ноябрь

В гостях у Мишутки

Целенаправленные действия с предметами

ноябрь

Разноцветные ленточки

Закреплять знания о форме (круг,квадрат,треугольник)

ноябрь

Оденем ежика

Формирование понятия «много», «один»

декабрь

Следы на снегу

Рисование ватными палочками

декабрь

Зернышки для курочки

Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику

декабрь

Украшаем елочку шарами

Учить детей рассматривать предметы (елку, елочные шары)

декабрь

Разноцветные шары

Воспитывать интерес к занятиям

январь

Нарядное платье

Закреплять знание «большой», «маленький»

январь

Помогите Мишке найти своих друзей

Закреплять знания «пушистый». «гладкий»

январь

Поиграем с пирамидками

Развитие зрительно-слухового контроля

февраль

Красивые домики

Развитие и совершенствование представлений о форме ,величине

февраль

Вот и гости пришли

Развивать речевую активность

февраль

Кукла Маша заблудилась

        Закреплять знания о животных,звукоподражать им,узнавать на карточках  и показывать их

февраль

Зайчик в гостях у ребят

Знания геометрических фигур

март

Нарядное платье для мамы

Упражнять в рисовании ватными палочками

март

Витаминный салют

Продолжать учить определять часть и целое

март

Солнечный круг

Учить подбирать предметы ориентируясь на цвет

март

Строим башню

Развивать мелкую маторику ,интерес к различным формам деятельностис предметами и игрушками

апрель

Паровозик из Ромашково

Формировать интерес к игре с цветом ,ориентировку на цвет

апрель

На зеленом, на лугу разноцветные бабочки летают

закреплять подбирать фигуру по образцу, используя прием накладывания

апрель

Что лежит в мешочке

Развивать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук

апрель

матрешки

        Развивать крупную и мелкую маторику

май

мониторинг

май

мониторинг

май

мониторинг

май

Мониторинг


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Методическое пособие «Сенсорное развитие детей, через различные виды деятельности» Методическое пособие. Творческий центр Сфера.-М.,2012

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгера.-М.:Просвещение,1988.

3.Интернет ресурсы

4.Борисенко,М.Г. ,Наши пальчики играют (Развитие мелкой маторики). (Текст)/ Е.Г.Борисенко. Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет»,2002.

5. Колосс,Г.Г Сенсорная комната в дошкольном учреждении.

6. Лыкова,И.А. дидактика в природе: Игры с цветом,сенсорное развитие.(Текст)/ И.А.Лыкова. – М.:Издательство  «Карапуз», 2006. – 19с.

7.Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост.,вступ. Статья М.

8.В.Богусловский, Г.Б.Корнетов. (Текст) / М.Монтессори. – М.

Дидактический материал:

        Игрушки игры с уголка сенсорики,  фланелеграф, ниточки ,круги бумажные,  клей ,кисточки, салфетки, клеенки, тарелочки, баночки, гуашь, пирамидка, матрешки, набор геометрических фигур, шишки, мячики, пуговицы, цветные карандаши, ракушки, камешки, листочки, лото, мозайка, напольный конструктор, настольный конструктор, шнуровка, прищепки,  бусы

Наглядный материал

 Альбомы, атласы, карты, таблицы

Описание общей методики работы

Сенсорное развитие детей, через различные виды деятельности – это развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а так же запахе, вкусе.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки  во внешних  свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и  времени. Источником знаний об окружающем мире является ощущения и восприятия, возникающие от прикосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно  воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве)

Методы обучения

            - обучение детей обследованию предметов;

          -формирование представлений обследований о сенсорных эталонах;

           -восприятие облика предмета;

        -мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.)

Технологии обучения

В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

  •   игровые,
  • развивающего обучения,
  • личностно-ориентированного обучения,  
  • здоровьесберегающие

Контрольно-измерительные (оценочные) материалы

Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных)  используются:  

  • Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.).

VI. ЛИТЕРАТУРА

  1. 1. Методическое пособие «Сенсорное развитие детей, через различные виды деятельности» Методическое пособие. Творческий центр Сфера.-М.,2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгера.-М.:Просвещение,1988.
  3. Интернет ресурсы
  4. Борисенко,М.Г. ,Наши пальчики играют (Развитие мелкой маторики). (Текст)/ Е.Г.Борисенко. Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет»,2002.
  5. Колосс,Г.Г Сенсорная комната в дошкольном учреждении.
  6. Лыкова,И.А. дидактика в природе: Игры с цветом,сенсорное развитие.(Текст)/ И.А.Лыкова. – М.:Издательство  «Карапуз», 2006. – 19с.
  7. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост.,вступ. Статья М.
  8. В.Богусловский, Г.Б.Корнетов. (Текст) / М.Монтессори. – М.


VII. ПРИЛОЖЕНИЕ 

ТАБЛИЦА I

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во

баллов

Методы диагностики

1

Теоретическая подготовка ребенка:

1.1

Теоретические знания (по основным разделам

учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,

предусмотренных программой);

1

наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний,

предусмотренных программой за конкретный период).

10

1.2.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные

термины);

1

собеседование

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

5

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в

полном соответствии с их содержанием)

10

2

Практическая подготовка ребенка:

2.1

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (по основным

разделам учебно-тематического плана программы)

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и

навыков);

1

контрольное задание

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и

навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

10

2.2.

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

1

контрольное задание

средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

5

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не

испытывает особых трудностей).

10

2.3.

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в

состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

1

контрольное задание

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

5

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

10

3

Общеучебные умения и навыки ребенка:

3.1

Учебно-интеллектуальные умения:

А

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения

при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

анализ исслед работы

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

Б

Умение пользоваться компьютерными

источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения

при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

анализ исслед работы

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

В

Умение осуществлять

учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в учебно- исследовательской работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения

при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

анализ исслед работы

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

3.2.

Учебно-коммуникативные умения:

А

Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения

при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

Б

Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле

педагога);

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

В

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле

педагога);

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

3.3.

Учебно-организационные умения и навыки:

А

Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения

при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

наблюдение

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей)

10

Б

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков

соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

1

наблюдение

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков,

предусмотренных программой за конкретный период).

10

В

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

удовл. – хорошо – отлично

наблюдение

ТАБЛИЦА II

Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во

баллов

Методы диагностики

1

Организационно-волевые качества:

1.1.

Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности

терпения хватает < чем на ½ занятия

1

наблюдение

терпения хватает > чем на ½ занятия

5

терпения хватает на все занятие

10

1.2.

Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

волевые усилия ребёнка побуждаются извне

1

наблюдение

иногда – самим ребёнком

5

всегда – самим ребёнком

10

1.3.

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

ребёнок постоянно действует под воздействием контроля

извне

1

наблюдение

периодически контролирует себя сам

5

постоянно контролирует себя сам

10

2

Ориентационные качества:

2.1.

Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

завышенная

1

анкетирование

заниженная

5

нормальная

10

2.2.

Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы

интерес к занятиям продиктован ребенку извне

1

тестирование

интерес периодически поддерживается самим ребёнком

5

интерес постоянно поддерживается ребёнком

самостоятельно

10

3

Поведенческие качества:

3.1.

Конфликтность

(отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

периодически провоцирует конфликты

0

тестирование, метод незаконченного предложения

сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

5

пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

10

3.2.

Тип сотрудничества

(отношение ребёнка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

избегает участия в общих делах

0

наблюдение

участвует при побуждении извне

5

инициативен в общих делах

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей через различные виды деятельности.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо...

Доклад "Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности".

Данные методические рекомендации посвящены методике развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности....

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»Аннот...