Проект " Азбука здоровья".
проект (старшая, подготовительная группа)

Педагогический проект по валеологии для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_uroki_zdorovya.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»

Авторы и руководитель проекта:

Ковалева Н.В. – инструктор по физической культуре.

Участники проекта: дети старшей и 2 подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Тип проекта: долговременный на 2 года, коллективный, познавательный.

Цель проекта: охрана здоровья детей и формирование основ культуры ЗОЖ.

Задачи проекта:

  1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровья детей;
  2. воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  3.  формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
  4. способствовать развитию всех интегративных качеств;
  5. закреплять полученные детьми знания привлекая к занятиям

родителей, повышая их педагогическую культуру.

Актуальность проекта.

От здоровья, бойкости, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. И  конечно, забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. Но не менее важно научить ребенка с дошкольного возраста понимать свой организм, знать что вредно, а что полено для него и уметь правильно заботиться о себе.

В свете новых ФГТ, образовательная область «Здоровье» включена во все программы дошкольного образования и воспитания.  Поэтому при разработке данного проекта я опиралась на цель и задачи,  которые реализует  образовательная область «Здоровье»

Содержание проекта:

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей через:

  • анкетирование детей и родителей в начале и конце года.
  • «Уроки здоровья»  - беседы, рассказы, работа с компьютерной программой «Знай свое тело» (в спортивном зале 1 раз в неделю).
  • Совместные с родителями практические занятия и развлечения (1 раз в квартал).
  • Интегрированные  занятия, развлечения совместно со специалистами ДОУ.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

Старшая группа

 Месяц, № Занятия

Задачи

Содержание занятия

СЕНТЯБРЬ

1.

 Выяснить уровень знаний детей о  значение слова «здоровье» и что, по их мнению,  необходимо делать для сохранения и поддержания здоровья; объяснить, что будем изучать на «уроках Здоровья».

 Здоровье:

  • Я думаю, что здоровье это - (дети по очереди продолжают фразу)
  • Что бы быть здоровым нужно – (предложить продолжить фразу)
  • Зачем человеку необходимо заботится о своем здоровье – (предложить продолжить фразу).
  • Записать самые интересные высказывания детей и ознакомить с ними родителей

2,

 Формировать представление об индивидуальности каждого человека. Раскрыть уникальность человеческого организма.

Человеческий организм:

  • Внешнее и внутреннее строение человека»
  • Сравнение с животными.

3.

Дать детям представление о человеке, как о части природы.

Я и природа:

  • Влияние человека на живую и неживую природу (вред и польза)
  • Мы в ответе за тех, кого приручили»
  • Единство человека и природы.

4.

Воспитывать желание вести ЗОЖ, познавать себя и свои возможности.

Здоровый образ жизни:

  • Условия соблюдения ЗОЖ (личная гигиена, зарядка, питание и т. д.)
  • Связь физкультуры и здоровья

 Месяц, № Занятия

Задачи

Содержание занятия

ОКТЯБРЬ

Закрепить знания детей о здоровье, ЗОЖ, происхождение болезней.

Я и мое здоровье:

  • Болезнь и здоровье (общее состояние организма, настроение, аппетит и т. д.);
  • Веду ли я ЗОЖ ?

2.

Формировать у детей умение делать выводы о влиянии личной гигиены на здоровье.

Гигиена в моей жизни:

  • Связь между действием и состоянием организма на каком либо примере личной гигиены.

3.

Дать представление о специализации врачей, объяснить значимость врачей.

Зачем нужны врачи?

  • Что какой врач лечит (стоматолог, окулист, педиатр, хирург).

4.

Совместно с детьми раскрыть значение оздоровительных мероприятий.

Чтобы быть здоровым:

  • Размышления детей на основе полученных знаний о значении: питания, отдыха, сна, закаливания, зарядки и т. д.

НОЯБРЬ

1.

Дать представление о работе органов дыхания.

 Зачем мы дышим:

  • Для чего человеку нужно дышать?
  • Как правильно дышать – через рот или нос?
  • На примере дыхательных упражнений понаблюдать за механизмом дыхания.

2.

Познакомить с механизмом обоняния. Сделать выводы о правилах обеспечения безопасности дыхания.

Для чего нужен нос:

  • Определение запахов;
  • Если нос не дышит;
  • Защита от микробов.

3.

Подвести детей к самостоятельным выводам, о том, что: правильное дыхание улучшает работу всех органов;

А также необходимости профилактики заболеваний органов дыхания.

Дыхание и организм:

  • Дыхание помогает работе мозга лучше думать (насыщенная кислородом кровь стимулирует работу головного мозга);
  • Для улучшения работы органов пищеварения;
  • Для расслабления нервной системы (медленный вдох помогает расслабиться;
  • Дыхательные упражнения это профилактика ОРВИ.

4.

Научить самостоятельно, выполнять сюжетные дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения

После подвижной игры с бегом предложить детям самостоятельно провести дыхательную гимнастику.

ДЕКАБРЬ

1.

Дать представление об особенностях слуха животных и человека.

Слух:

  • Развитие слуха у животных;
  • Как люди слышат друга.

2.

Объяснить значение слуха для ориентировки в пространстве и овладении речью.

Зачем нам уши:

  • Какие звуки мы можем услышать (громкие, тихие, музыку, шелест, приятные, неприятные);
  • Безопасность органов слуха;
  • Глухие люди.

3.

Формировать умение детей делать выводы о связи между рекомендацией по предупреждению и причиной нарушения слуха.

Гигиена органов слуха:

  • Безопасность (защита от сильного шума, ветра, попадания воды и т. д.);
  • Гигиенический уход за ушами.

4.

Закрепление полученных знаний на практике.

Игра на заданный сюжет:

  • Группе детей предлагается найти выход из проблемной ситуации или подсказать герою как необходимо поступить. (разговор с глухим, сильный  шум и т. д.)

ЯНВАРЬ

1.

Обсудить с детьми роль зрения в жизни человека, дать представление об особенностях зрительного восприятия предметов и явлений.

Роль зрения:

  • Рассмотрение строения глаза в зеркале и на картинке;
  • Для чего нужно зрение – игра «отбей воздушный шарик с закрытыми глазами»;
  • Отличие зрения человека от зрения некоторых животных.

2.

Составление  с детьми рекомендаций по охране зрения.

Как сохранить зрение:

  • Что полезно, что вредно для глаз;
  • Составление рекомендаций.

3.

Рассказать об применении  очков. Подвести к пониманию  того, что слепым людям нужно помогать.

Про очки:

  • Загадка про очки;
  • Цели применения очков ( от солнца, для защиты от внешних повреждений и т.д.);
  • Инвалиды по зрению и оказание этим людям необходимой помощи.

4.

Выучить с детьми несколько простых упражнений для глаз

и правила соблюдения гигиены зрения.

Гимнастика для глаз:

  • Бабочка;
  • Восьмерка
  • В угол, на нос, на предмет.
  • Правила гигиены составляем совместно с детьми.

ФЕВРАЛЬ

Подвести детей к выводу о необходимости языка для определения вкуса и для процесса пережевывания пищи.

Зачем человеку язык:

  • Где находится?
  • Строгий охранник – почему?
  • Определитель вкуса;
  • Как используют язык животные (на примере домашних животных).

2.

Познакомить детей с ролью зубов в жизни человеке.

Зубы:

  • Сравнить зубы животных и людей;
  • Процесс пережевывания и переваривания пищи;

3.

Продолжить знакомство с гигиеной полости рта и уходом за зубами.

Как сохранить зубы:

  • Правила ухода за полость рта;
  • Что вредно, что полезно для зубов.
  • Как лечат зубы,

МАРТ

1.

Познакомить детей с назначением кожи, ногтей и волос  человека.

Мои защитники:

  • Сравнение кожи, ногтей и волос людей и животных и их назначение;
  • Почему у людей кожа разного цвета

2.

Продолжать знакомить со значением кожи, как «защитника и помощника» при взаимодействии с окружающим миром.

Что мы чувствуем кожей:

  • Если бы мы не чувствовали боли;
  • Нервные окончания и потоотделение;
  • массаж

3.

Подвести детей к выводу о важности соблюдения правил личной гигиены для кожи, ногтей, волос.

О правилах гигиены:

  • Гигиена кожи (предметы личной гигиены, мыло, мочалка, полотенце и т. д.). Для чего нужно стричь ногти, расчесывать волосы?
  • Спортивная форма на физкультурных. занятиях – для чего?

4.

Выполнение практических заданий по темам: « полость рта» и «мои защитники»

Задание по картинкам:

  • Помоги разложить карточки по папкам: полезно не полезно для здоровья; правильно поступают дети на карточках неправильно.

АПРЕЛЬ

1.

Дать представления о роли скелета, костей, мышц в формировании всего организма.

Красивая осанка:

  • Проверка правильной осанки;
  • Что помогает сохранять правильную осанку (скелет, мышцы спины)?
  • Упражнения для мышц спины.
  • Защитные свойства скелета и мышц;
  • Двигательная функция мышц
  • Объяснить выражение: «движение – это жизнь.

2.

Познакомить с особенностями кровеносной системы и функции сердца человека.

Зачем человеку сердце:

  • Сердце – главная мышца человеческого организма
  • Игра «послушай свой организм» (до подвижной игры и после);
  • Сердце – «насос» который заставляет кровь двигаться по всему телу;
  • Кровь движется по сосудам – длинным трубочкам расположенным по всему организму.

3.

Познакомить детей с пищеварительной системой

О работе пищеварительного тракта.

  • Куда попадает пища после того, как она пережевана? (показать в энциклопедии: глотку, пищевод, желудок, кишечник);
  • Сколько нужно есть и какие продукты полезны;
  • Поведение за столом

4.

Рассказать детям, что мы относим к внутренним органам человека.

Внутренние органы:

  • Органы, которые находятся внутри человека (попросить перечислить);
  • Показать анатомическое строение и где находятся.

МАЙ

1.

Продолжать знакомить с зимними и летними видами спорта и олимпийским движением.

Что такое спорт:

  • Зачем люди занимаются спортом;
  • Виды спорта;
  • Почему есть летние и зимние виды спорта
  • Что такое олимпийские игры?

2.

Закреплять умение детей использовать имеющиеся знания о закаливании  на практике.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья:

  • Беседа о закаливании (воздух, солнце, вода, хождение босиком, самомассаж – основные средства закаливания);
  • Как правильно загорать, сколько можно находиться на солнце? Польза и вред солнечных ванн.
  • Безопасное купание, плавание (по картинкам);
  • Закаливание зимой – ответы детей.

3.

Продолжать формировать у детей желание вести ЗОЖ

В здоровом теле – здоровый дух:

  • Беседа - размышление на тему ЗОЖ
  •  Придумать и нарисовать значок ЗОЖ я или моя семья.

4.

Познакомить детей с понятием Олимпийское воспитание и рассказать чем спорт отличается от физической культуры.

Олимпийское воспитание:

  • История зарождения и родина олимпийских игр;
  • Олимпийское воспитание в древней Греции;
  •  Современное олимпийское воспитание;
  • Спорт и физическая культура.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.
  • Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
  • Знает о пользе утренней зарядки, и физических упражнений.
  • Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены и безопасности в повседневной жизни.
  • Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья и правильного питания.
  • Начинает проявлять, умение заботится о своем здоровье.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ

Месяц

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

«Человек»

«Знай свое тело»

Октябрь

«Чтобы быть здоровым»

«Органы чувств»

Ноябрь

«Органы дыхания»

«Внутренние органы»

Декабрь

«Наши органы слуха»

«Зимние виды спорта»

Январь

«Хорошее зрение»

«Нервная система мозг»

Февраль

«Язык и зубы»

«Олимпийские игры и соревнования»

Март

«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

«Фитнес»

Апрель

«Внутренние органы»

«ЗОЖ»

Май

«Правила на всю жизнь»

«Летние виды спорта»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

Подготовительная группа

 Месяц, № Занятия

Задачи

Содержание занятия

СЕНТЯБРЬ

1.

 Продолжить знакомить детей со строением  (внешних) частей человеческого тела

Знай свое тело:

  • Дети самостоятельно называют части тела человека, затем сравнивают с животным (по картинке);
  • Более подробное изучение (рука, кисть, предплечье, плечо).

2.

Продолжить знакомство с опорно-двигательным аппаратом – кости.

Скелет «Костя – косточкин»;

  • Рассматриваем и изучаем строение костей;
  • Кости у детей и взрослых;
  • Почему спину нужно держать прямо?
  • Если бы у человека не было костей;
  • Скелет и его функция.

3.

Продолжить знакомство с опорно-двигательным аппаратом – мышцы.

Мышцы:

  • Строение, виды, функции;
  • Что мышцы любят, а что не любят;
  • Подбор упражнений на заданную группу мышц;
  • Приемы массажа (поглаживание, растирание)
  • Первая помощь при растяжении.

4.

Закрепление пройденного материала о теме «Знай свое тело»

В гостях у Знайки:

  • Педагог в роли Незнайки, дети в роли «Знаек» отвечают на заранее приготовленные вопросы;
  • Разделившись на группы, выполняют практические задания по карточкам.

ОКТЯБРЬ

1.

Продолжать знакомить детей с органами чувств, что входит в это понятие и соответствующих им  видам ощущений; формировать культурно гигиенические навыки по уходу за ними.

5 помощников человека:

  • Перечислить органы чувств;
  • Назвать их функции;
  • Как правильно за ними ухаживать4
  • Выполнения игровых заданий на «удаление 1 анализатора» например слухового игра «пойми меня без слов ит.д.

2.

Продолжать знакомить детей с особенностями зрения человека, слуха их  о его роли и сохранения; развивать зрительное восприятие (наблюдательность), развитие навыков невербального общения.

Зрение и слух:

  • Рассмотреть строение глаза и уха;
  • Что мы можем воспринимать с помощью зрения, слуха;
  • Как беречь глаза, уши;
  • Игры: «какой предмет исчез», «фотография», «пантомимы».

3.

Формирование у детей представлений об особенностях обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений их роли.

Обоняние, осязание, вкус:

  • Какой бывает вкус, запах, игра «отгадай запах»
  • Почему мы чувствуем холод тепло, игра «определи, что в мешочке»

4.

Закрепление пройденного материала о теме «Органы чувств»

В гостях у Знайки:

  • Педагог в роли Незнайки, дети в роли «Знаек» отвечают на заранее приготовленные вопросы;
  • Разделившись на группы, выполняют практические задания по карточкам.
  • Игры: «поводырь», «гонки с лидером».

НОЯБРЬ

1.

Продолжить знакомство с работой сердца, формировать любовь к движениям, полезным для ССС.

Сердце свое я сберегу – сам себе я помогу:

  • Слушай свое сердце до и после Д.А.;
  • Как укрепить сердечную мышцу;
  • Как сберечь;
  • Правила поведения во время тренировок (нельзя резко останавливаться после интенсивного бега и т.д.);

2.

Познакомить с функцией легких, формировать умение самостоятельно выполнять дыхательные упражнения и самостоятельно принимать решения по защите своего организма от вредного воздействия газа и дыма.

Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет:

  • Легкие и кислород;
  • Откуда берется дым, газ;
  • Способы защиты от дыма;
  • Упражнения на дыхание.

3.

Познакомить с функцией печени и желудка, совместно с детьми определить полезные и вредные продукты питания.

«Печень и желудок»:

  • Функции и роль;
  • Питание – составление памятки полезных продуктов.

4.

Закрепление пройденного материала о теме «Внутренние органы»

В гостях у Знайки:

  • Педагог в роли Незнайки, дети в роли «Знаек» отвечают на заранее приготовленные вопросы;
  • Разделившись на группы, выполняют практические задания по карточкам.
  • Игры: «поводырь», «гонки с лидером».

ДЕКАБРЬ

1.

Продолжать знакомить с зимними видами спорта и их пользе для организма человека.

Коньки:

  • История возникновения и изобретения коньков;
  • Зимние виды спорта с использованием коньков, спортивная одежда и инвентарь;
  • Польза и правила поведения при катании на коньках.

2.

Продолжать знакомить с зимними видами спорта и их пользе для организма человека.

Лыжи:

  • История возникновения и изобретения лыж;
  • Зимние виды спорта с использованием лыж, спортивная одежда и инвентарь;
  • Правильно подбираем лыжи.

.

3.

Продолжать знакомить с зимними видами спорта и их пользе для организма человека.

Санный спорт:

  • История возникновения;
  • Виды спорта:
  • Форма одежды и правила безопасности.

4.

Продолжать знакомить с зимними видами спорта и их пользе для организма человека.

Все зимние виды спорта;

  • Игра «кто больше назовет зимних видов спорта;
  • «имитация движений спортсменов»;
  • Назови правильно инвентарь, и к какому виду спорта он относится.

ЯНВАРЬ

1.

Познакомить детей с функцией нервной системы.

«Учись справляться с собой:

  • Нервы для чего они нам;
  • Как можно укреплять нервную систему;
  • Как научится владеть собой.

2.

Познакомить детей с функцией мозга

Что умеет твой мозг:

  • Головной и спиной мозг и его функции – рассматриваем схему;
  • Для каждого отдела свой мозг;
  • Камера хранения для памяти или как стать умнее.

3.

Закрепление пройденного материала о теме «Нервная система и мозг»

В гостях у Знайки:

  • Педагог в роли Незнайки, дети в роли «Знаек» отвечают на заранее приготовленные вопросы;
  • Разделившись на группы, выполняют практические задания по карточкам.

ФЕВРАЛЬ

1.

Вспомнить и закрепить материал по теме «Соревнования»

Соревнования

  • Предложить детям дать самостоятельное понятие соревнованию и как люди придумали соревнования;
  • Виды и уровень соревнований;
  • Эстафеты.

2.

Вспомнить и закрепить материал по теме «Олимпийские игры  древности»

Олимпионики и палестра:

  • Родина О.И. легенды возникновения и зарождения;
  • Палестры и система воспитания спортсменов;
  • Виды соревнований,

3.

Вспомнить и закрепить материал по теме «Олимпийские игры  современности»

Самые крупные и почетные соревнования:

  •  Атрибуты -символика, эмблема, талисманы, клятва, спортсменов;
  • Олимпийское движение и спортсмены;
  • Параолимпиада и специальная олимпиада.

4.

Итоговое занятие по теме «Олимпийское движение»

В форме вопросов и заданий

МАРТ

1.

Познакомить детей с понятием фитнес, видами фитнеса и их пользе для человека.

Детский фитнес:

  • Виды фитнеса, форма одежды;
  • Как подготовить организм к занятиям;
  • Составить с детьми памятку о его пользе.

2.

Практическое занятие на фитболах, выучить комплекс упражнений под музыку.

Фитбол:

  • Разминка;
  • Комплекс «Заинька» на фитболах.

3.

Практическое занятие на йогой выучить комплекс упражнений (асан) под музыку.

Йога для детей:

  • Как правильно выполнять асаны;
  • Комплекс «Здоровая спина»

4

Закрепление и повторение разученных ранее комплексов.

Музыкальные номера:

  • Дети демонстрируют комплексы на фитболах и асаны из йоги.

АПРЕЛЬ

1.

Продолжать формировать у детей желание вести ЗОЖ

В здоровом теле – здоровый дух:

  • Беседа - размышление на тему ЗОЖ
  •  Придумать и нарисовать значок ЗОЖ я или моя семья.
  • Твоя семья и ЗОЖ

2.

Закреплять умение детей использовать имеющиеся знания о закаливании  на практике.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья:

  • Беседа о закаливании (воздух, солнце, вода, хождение босиком, самомассаж – основные средства закаливания);
  • Как правильно загорать, сколько можно находиться на солнце? Польза и вред солнечных ванн.
  • Безопасное купание, плавание (по картинкам);
  • Закаливание зимой – ответы детей.
  • Твое закаливание.

3.

Совместно с детьми вспомнить значение оздоровительных мероприятий.

Чтобы быть здоровым:

  • Размышления детей на основе полученных знаний о значении: питания, отдыха, сна, закаливания, зарядки и т. д.

4.

Итоговое занятие по теме «ЗОЖ»

  • Дети отвечают на вопросы и выполняют практические задания (проведи зарядку для ног ит.д.)

МАЙ

1.

Продолжить знакомить детей с летними видами спорта.

«Летние виды спорта»

  • Перечислить виды, рассмотреть иллюстрации;
  • Атрибутика и экипировка для занятий спортом.;
  • Эстафеты.

2.

Продолжить знакомить детей с летними видами спорта.

Плавание

  • Истории возникновения;
  • Виды плавания и техника, с имитацией движений на суше.

3.

Продолжить знакомить детей с летними видами спорта.

Легка атлетика:

  • Что входит;
  • Как правильно называется;

4.

Итоговое занятие с мониторингом ожидаемого в конце года результата.

  • Дети отвечают на вопросы, выполняют практически задания по темам перспективного плана на год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Усвоил основные культурно – гигиенические навыки.
  • Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, соревнованиях.
  • Знает о пользе утренней зарядки, и физических упражнений, сформирована потребность в двигательной активности.
  • Имеет сформированные представления о ЗОЖ (об особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о пользе и видах закаливания, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).

Проект составил:

Инструктор по

физической культуре

МБДОУ д/с №23

______Н.В. Ковалева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономи...

Проект «Азбука здоровья»

 Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению. И речь идёт не только о физиче...

проект "Азбука здоровья"

Проект для подготовительной группы "Азбука здоровья"...

Разработка и реализация проекта «Азбука здоровья»

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического развития детей и укрепления их здоровья – проектная деятельность. Эта деятельность помогает д...

Проект "Азбука здоровья"

В публикации представлены материалы проекта "Азбука здоровья" для детей старшего дошкольного возраста.  Разработан план реализации проекта, реализуемые мероприятия с детьми и родителями....

Проект " Азбука здоровья"

Цель проекта.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здорового образа жизни и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и з...