Здоровьесберегающие технологии в старшем дошкольном возрасте
материал (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Онофрук

Здоровьесберегающие технологии в старшем дошкольном возрасте 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в старшем дошкольном возрасте (гр. №9)

Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.

Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности: 

  • физические упражнения;
  • физкультминутки и паузы;
  • эмоциональные разрядки;
  • гимнастика (оздоровительная после сна);
  • пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • лечебная физкультура;
  • подвижные и спортивные игры;
  • массаж;
  • самомассаж;
  • психогимнастика;
  • сухой бассейн и др.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Аромотерапия;
  • Витаминотерапия
  • Закаливание
  • Бассейн и др.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:

  • личная гигиена;
  • проветривание;
  • влажная уборка;
  • режим питания;
  • сон;
  • правильное мытьё рук;
  • обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
  • обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д.
  • ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Все навыки, умения, привычки мы закрепляем и успешно используем в работе с детьми в валеологических и экологических проектах.

Работа по проектам: “Начни с зарядки”, “Чистые руки”, “Гигиена приёма пищи”, “Для чего мы чистим зубы”, “Охрана здоровья”, “Если хочешь быть здоров – закаляйся”, “Страна здоровья” - организует деятельность детей, направляет на развитие и совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепляют правила личной гигиены, культуры поведения.

 Проекты: “Вдыхай бодрящий аромат”, “Мой дом – мой друг”, стимулируют детей к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему.

Участие детей в выполнении проектов, способствует установлению активной позиции, в самосоздании экологически здоровой среды, а также к здоровому образу жизни.

Выполняя проекты, дети делают маленькие шаги к культуре здоровья, приобретают навыки здоровьетворческой деятельности. В ходе реализации проектов дети придумывают эмблемы, выбирают цели проектов, находят с родителями книги, иллюстрации, пословицы, загадки, выполняют интересные рисунки. Этот материал оформляем в “уголке здоровья”, в “книжках – раскладушках”, используем в дидактических играх, на занятиях.

Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё здоровье”, в который в течение четырёх лет записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

Литература

  Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 46 с.

  Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999. – 232 с.

 «Уроки здоровья для детей» Л.Ф.Тихомирова.

«Реализация валеологического подхода при организации образовательного  процесса» Н.Н.Суртаева, Е.Е.Лунина.

«Тридцать уроков здоровья»  Л.А.Обухова. Н.А.Лемяскина;

«Уроки Мойдодыра» Г.Зайцева.

«Букварь здоровья» Л.В.Баль, В.В.Ветрова.

«Двигательная активность ребёнка» М. А.Рунова.

«Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни» Б.А.Куган.

«Чтобы не было беды» Д.Б.Игуменова, И.Г.Иванн;

«Расти здоровым» - детская энциклопедия здоровья Роберт Ротенберг;

Журнал «Дошкольное воспитание».                                                                

«Этикет для малышей» В.А.Пушникова, И.В.Рыкунова.

По теме: «Забочусь о своём здоровье» работа ведётся второй год. Провели занятия из серии «Здоровье» (представления о строении   собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи). Эти занятия имеют большое значение в воспитании  у детей  потребности в здоровом образе жизни.

Мы очень интересно поводим занятия из этой серии. Я с большим удовольствием   занимаюсь с детьми, играю с ними. Радуюсь успехам, когда в группе  маленькая заболеваемость, когда группу посещают почти все дети. За год дети болели мало, поэтому на будущее я определила для себя следующие задачи:

     

- Развивать профессиональные навыки, используя новые методы обучения детей и передовой опыт педагогов.

- Пополнять и обогащать дидактический материал. Пополнять физкультурный уголок нестандартным оборудованием.

- Обеспечение физического и психического благополучия.

- Охрана и укрепление здоровья детей.

- Продолжать создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.

- Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

- Дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретение спокойствия и равновесия и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.

    Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...

Обучение грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий детей старшего дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Модель игры «Тропа здоровья» с элементами спортивного ориентирования, как один из видов здоровьесберегающих технологий, для старшего дошкольного возраста

Игра с элементами спортивного ориентирования («Тропа здоровья») Спортивное ориентирование не входит в программу детского сада, но на наш взгляд, является очень хорошим средством разви...

Квест-игра «Экологическая тропа» с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста.

В результате игры у детей развивается способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;умения устанавливать простейшие связи межд...

Опыт работы по теме: «Приобщение к здоровьесберегающим технологиям детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к сздоровьесберегающим технологиям содержит все используемые мной методы и приемы работы. Описано содержание работы по сохранению зрения, ...