ПРОГРАММА КРУЖКА «ШКОЛА МЯЧА»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_shkola_myacha.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №73 «Малыш»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ ДС КВ №73 №Малыш»
-------------------------------------Федорова Ж. А.
ПРОГРАММА
КРУЖКА «ШКОЛА МЯЧА»
Тип программы: Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности
Возраст: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Руководитель кружка: Карпова Татьяна Владиславовна
Смоленск 2017г.
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Оптимальный объем развития двигательных качеств — одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей 5-7 лет. Уровень физической подготовленности принято определять в основном по степени развития мышечной силы, быстроты и выносливости. Однако различных сторон двигательных качеств детей 5-7 лет деятельности гораздо больше и их в равной мере следует принимать во внимание. Базовыми двигательными качествами детей являются: ловкость, меткость, точность, подвижность, равновесие, ритмичность, быстрота реакции.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников. Коллективная игра создаёт благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых качеств ребенка.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в играх и упражнениях с мячом.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Школа мяча», которая составлена на основе программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти» (раздел «Баскетбол»), учебно-методического пособия Н.И.Николаевой «Школа мяча», Издательство «Детство-Пресс», учебно-методического пособия С. Е. Голомидовой «Физкультура. Игровая деятельность. Подготовительная группа. – Волгоград:ИТД«Корифей».
Направленность программы:
Работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.
Новизна и актуальность:
Программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Направления работы:
- Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, футбол, правила командной игры.
- Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.
Цель программы:
Гармоничное развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом.
Задачи :
- Обучающие:
- Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.
- Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.
- Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.
- Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом, ориентироваться на площадке.
- Развивающие:
- Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.
- Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.
- Воспитательные:
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Задачи первого года обучения:
- Формировать двигательные навыки у детей, умения работать в команде.
- Развивать точность и координацию движений, пространственную ориентировку, зрительную и слуховую ориентацию.
- Развивать физические качества ребёнка.
- Воспитывать положительные нравственно-волевые черты детей, умение принимать быстрые, разумные решения, соблюдать правила игры и поведение.
К концу года дети должны уметь:
- действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
- играть с мячом, не мешая другим;
- согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах (эстафета или поточный метод)
• бросать и ловить мяч:
-двумя руками снизу вверх;
-двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;
- Передача мяча:
-передача в парах двумя руками снизу;
-передача в парах двумя руками из-за головы;
-передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
-передача в парах двумя руками от груди;
-передача мяча через сетку;
- передача мяча друг другу в позе «йога»;
- передача мяча ногой.
• метать мяч:
- с расстояния 2 — 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками снизу;
-в вертикальную цель с 3-4 м;
-в баскетбольный щит с места;
-в баскетбольный щит с ведением;
с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота)
- отбивать мяч:
-на месте правой, левой рукой;
-на месте правой с передачей из правой руки в левую;
-правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой;
-ловить мяч ногой.
Задачи второго года обучения:
1. Формировать умение у детей действовать с мячом, с целью подведения их к усвоению приёмов передачи, ловли, ведения и бросков мяча.
2.Развивать основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость; учить командным взаимодействиям.
3.Развивать точность, координацию, глазомера.
4.Воспитывать умение играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч; приучать слушать сигнал.
К концу года дети должны уметь:
• вести мяч:
-с продвижением вперёд, змейкой, по кругу;
-с поворотом, бегом;
-правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;
-с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;-
-с передачей напарнику;
- с дополнительными заданиями.
- вести и передавать мяч парами с продвижением вперёд (ходьба, бег);
• бросать мяч в кольцо:
-двумя руками из-за головы;
-двумя руками от груди;
-забрасывание с трех шагов;
- после ведения (с фиксацией остановки);
-одной рукой от плеча;
Перебрасывать:
-перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней;
-перебрасывание 2 мячей одновременно в парах с помощью рук;
-передача мяча в парах с помощью ног;
Соблюдать правила в командной игре.
Отличительными особенностями данной программы является расширение возможностей физического воспитания на основе планирования и организации процесса развития двигательных способностей в процессе игры с мячом и максимального приближения занятий к игровой деятельности, соответствие их содержания возможностям и подготовленности детей; социально-личностная направленность программных задач.
Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в зале и на спортивной площадке во вторую половину дня.
Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к школе группе, с периодичностью проведения 1 раз в неделю.
Предполагаемые результаты по реализации программы:
Укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне.
Методика диагностики:
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Условия, необходимые для реализации программы
1. Принципы реализации программы
- Принцип индивидуальности.
- Принцип доступности.
- Принцип систематичности.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества.
- Принцип последовательности.
- Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
- Принцип научности.
- Принцип оздоровительной направленности.
2.Организационно – методическое обеспечение:
Наличие специальной литературы, освещающей организацию игровой деятельности по владению мячом в старших группах детского сада.
Возможность повышения уровня профессионального мастерства через взаимодействие с музыкальным руководителем, воспитателями, работающими в данном направлении, инструктором по физическому воспитанию.
Совершенствование форм и методов образовательного процесса.
Учебные материалы:
Наглядные пособия;
Схемы движений с мячом;
Видио средства;
Фотоаппарат.
3.Материально – техническое обеспечение:
- мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные, мини-баскетбольные, футбольные);
- баскетбольные корзины;
- волейбольная сетка;
- футбольные ворота;
- набивные мячи;
- мячи-хоппы;
- мячи фитболы;
- конусы-ориентиры.
4.Формы подведения итогов реализации программы:
итоговые занятия, дошкольные спартакиады, спортивные развлечения.
5.Методы обучения:
Объяснительно – наглядные;
Игровые;
Проблемные.
Учебно – тематический план (первый год обучения)
№ | Раздел | Количество | Теоретическое- практическое | Практическое |
1 | Диагностика | 4 | 4 | |
2 | История возникновения мяча | 1 | 1 | |
3 | Броски мяча | 5 | 5 | |
4 | Подбрасывание мяча | 2 | 2 | |
5 | Перебрасывание мяча через сетку | 5 | 5 | |
6 | Перебрасывание мяча в парах | 3 | 3 | |
7 | Отбивание мяча | 3 | 3 | |
8 | Забрасывание мяча в корзину | 3 | 3 | |
9 | Знакомство с мячами фитболами | 1 | 1 | 4 |
10 | Упражнение с мячами фитболами | 4 | 4 | |
11 | Итоговое | 1 | 1 | |
Итого | 32 | 3 | 24 |
Учебно – тематический план (второй год обучения)
№ | Раздел | Количество | Теоретическое- практическое | Практическое |
1 | Диагностика | 4 | 4 | |
2 | История возникновения мяча | 1 | 1 | |
3 | Беседа о спортивной игре «волейбол» | 1 | 1 | |
4 | Беседа о спортивной игре «баскетбол» | 1 | 1 | |
5 | Беседа о спортивной игре «футбол» | 1 | 1 | |
6 | Броски мяча | 4 | 4 | |
7 | Отбивание мяча | 3 | 3 | |
8 | Перебрасывание мяча | 4 | 4 | |
9 | Упражнения с фитболами | 2 | 2 | |
10 | Забрасывание мяча в цель | 4 | 4 | |
11 | Ведение мяча | 5 | 5 | |
12 | Перебрасывание мяча через сетку | 2 | 2 | |
Итого | 32 | 9 | 24 |
Литература:
1. «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти»
2. «Школа мяча» Николаева Н.И. СП. «Детство - Пресс» 2008 г.
3. «Спортивные игры и упражнения в.детскомсаду» Адашкявичене Э.Й.;
4.«Физическая культура в детском саду» Осокина Т.И М.: Просвещение 1986г;
5.Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду» составитель Батурина.
6.«Методика обучения и овладения элементами игры в футбол с детьми дошкольного возраста» И.А. Аксенова;
7.Учебно-методическое пособие, С. Е. Голомидова «Физкультура. Игровая деятельность. Подготовительная группа. – Волгоград: ИТД «Корифей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования кружка "Школа мяча"
Программа дополнительного образования создана с целью гармоничного развития личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом. Программа состоит из тематического...
дополнительная программа кружка школа мяча
хорошая информация для начинающих инструкторов по физо...
План - программа по физическому развитию детей дошкольного возраста кружка: «Школа мяча»
План - программа по физическому развитию детей дошкольного возраста кружка: «Школа мяча»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Школа мяча» (Пионербол) для детей 5-7 лет
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до семи лет. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность че...
Программа по дополнительному образованию спортивного кружка «Школа мяча»
Пояснительная записка Многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулат...
Программа кружка "Школа мяча"
Рабочая образовательная программадополнительного образования детей 5-7 лет «Школа мяча»...
Рабочая программа кружка "Школа мяча" для детей 5-7 лет
Рабочая программа кружка "Школа мяча" для детей 5-7 лет...