Консультация для родителей. «Игры для профилактики зрения».
консультация (средняя, старшая группа)

Филичкина Людмила Гурьевна

Данная  консультация  включает  игры прежде всего для  формирования  и концентрации  зрительного внимания: "Кто  во что  одет", "Далеко - близко", " Где  картина?", "Нарисуем  вместе лошадь", "Что изменилось"," Найди свою игрушку"," Пройди по дорожке". А так же  родителям  предлагается  использовать  дидактические  игры, такие  как  "Веселая  гимнастика" и "Посмотри  и  оцени"  для  снятия  зрительного  напряжения у дошкольников. В  каждой  игре выделены цели и   задачи с доступным для родителей описанием хода игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_profilaktiki_zreniya.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  родителей.

«Игры   для   профилактики  зрения».

Цель: Формирование концентрации  зрительного  внимания, развития  памяти  и  речи.

В  течении  30-60 секунд ребенок  смотрит  и  запоминает  картинки  с изображением  предметов  или  сюжетов, цветных   или  контурных( в зависимости   от   возраста  меняется  количество  и  сложность  картинок, время  на  запоминание ). Затем  ребенок  закрывает  глаза  и  пытается  вспомнить, что  запомнил.

1.«Кто   во  что   одет?»

Цель: Формирование  зрительного   внимания  и  образного  представления.

По  предложению  воспитателя  ребенок  внимательно  рассматривает  и  запоминает, что  надели  сегодня  его  товарищи. Затем , закрыв  глаза , отвечает  на  вопросы  типа : «На  ком  сегодня  красные  колготки?», «У  кого  рубашка  на  пуговицах?», «Кто  одет  в  джинсовые  шорты?». По  этому  же  принципу  проходят  игры  «Где  чье  место ?» (  с  детьми  или  предметами ), « Узнай   друга  ( тактильно )?», « Узнай  по  голосу ( нормальным  голосом, шепотом,  изменив  голос )?».

2.«Далеко – близко»

Цель: Формирования  умения  концентрации  зрительного  внимания.

Ребенок  рассматривает  предметную   или  сюжетную  картинку, расположенную  далеко. Затем  при  приближении  картинки находит  детали, которые   он  не  увидел  при  рассматривании  на  большом  расстоянии.

3.«Где  картинка ?»

Цель: Формирование  умения  правильного  ухода  за   глазами (сохранение  остроты  зрения).

Ребенок  попеременно   то  правым, то  левым , то  двумя  глазами  находит  в  таблице ( на  стенде )  названную  воспитателем  картинку. По  аналогии ,  упражняясь  в   рассматривании  изображений   то  одним, то  другим  глазом,  дети  выполняют  различные  задания.

4.« Нарисуем   вместе  лошадь ( корову и т.д.)».

Цель: Формирование  бережного  отношения  к  глазам.

Каждый   игрок  команды  с  закрытыми  глазами  делает  несколько  шагов  к  мольберту  и  рисует  1 элемент  рисунка. Так  же  можно  предложить  сначала  нарисовать  предмет ( животное ) с  закрытыми  глазами, а  затем  с  открытыми,  таким  образом  демонстрируя  необходимость   зрения   человеку  и  важность   сбережения   органов  зрения.

5.«Что  изменилось?»  или  «Что  пропало, появилось?»

Цель: Формирование  зрительного  восприятия  и  памяти.

Ребенок в  течении  нескольких  секунд  смотрит  на  предметы, закрывает  глаза, считает  до  трех, открывает  глаза  и  «ищет»  отличия  или  что  пропало,  или  что  появилось. В  зависимости  от  возраста  количество  предметов   варьируется  от  4  до  15, кроме  того  можно  усложнить , включая  в  игру   цвет   и  форму.

6.«Найди  свою  игрушку»

Цель: Показать  значимость  зрения  для  ориентировки  в  пространстве.

Три  ребенка  стоят  на  исходной  линии, в  руках  у  них  игрушки. Они  продвигаются  вперед  на  восемь  шагов, останавливаются, ставят их,    затем  возвращаются   к  исходной   линии. Детям  завязывают  глаза, они  поворачиваются  вокруг  своей  оси, воспитатель  помогает  принять нужное  направление  и  дети   идут  к  своим  игрушкам. Можно  ориентировать   детей  на  отчет  8   шагов.  Через  некоторое  время  оценивается  достигнутый   результат.

7.« Пройди  по  дорожке»

Цель: Формирование   умения   ориентироваться   в  пространстве   с   закрытыми  глазами.

На  полу  чертятся  3  дорожки (  длиной  3 м  и  шириной  30 см ). У  начала  дорожки  встают  одновременно  3  детей. Каждый  ребенок  по  сигналу  проходит  по  своей   дорожке  с  открытыми  глазами, затем возвращается. После  этого  детям  завязывают  глаза  и  они  должны  пройти  по  тем  же  дорожкам. По  сигналу  действия  детей  прекращаются, они  останавливаются, повязки  развязывают. Воспитатель  оценивает  результат  выполнения  задания  в  первом  и  во  втором  случаях.

Дидактическая  игра  « Веселая   гимнастика».

ЦЕЛЬ   ИГРЫ: развивать умение  снимать  зрительное  напряжение  при  помощи  специальной  гимнастики;  укрепление  глазных  мышц.

ОБОРУДОВАНИЕ:  геометрические  фигуры, изображения  игрушек, листочков, цветов, видов  транспорта, прикрепленных  на  стену  в  произвольном  порядке  таким  образом, чтобы  дети  могли  «скользить» глазами  от  одной  фигуры  к  другой.

ХОД  ИГРЫ: Родитель (воспитатель) предлагает  детям  подумать   и  ответить, когда  глаза  устают, что  нужно  сделать, чтоб  они  отдохнули. После  их  ответов  он  предлагает  сесть  поудобнее, внимательно   слушать  и  выполнять  гимнастику  для  глаз: «СКОЛЬЗИТЬ»  глазами  от  прямоугольника  к  треугольнику, от  треугольника  к  квадрату и  т.д.  Главное  правило, которое  должны  усвоить  дети,- ДВИГАЮТСЯ  ТОЛЬКО  ГЛАЗА, ГОЛОВА  НЕПОДВИЖНА.

Для  определения  сформированности  у  детей  привычки  использовать  гимнастику  при  утомлении  глаз  им  предлагается  после  прогулки  выполнить  эту  гимнастику. Дети   в  данном  случае  должны  обосновать  свой  отказ  от   выполнения  гимнастики  в  это  время  -  после  прогулки  глаза  не  устали, они  не  читали, не  рассматривали  картинки, отдыхали, поэтому  гимнастику  делать  не   обязательно.

Дидактическая  игра  «Посмотри  и  оцени».

ЦЕЛЬ  ИГРЫ:  закрепление  правил  поведения  для  охраны  зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ:  картинки  с  изображением  разных  ситуаций ( ребенок  сидит  за  столом, а  свет  падает  с  левой  стороны;  ребенок  сидит  за  столом, свет  падает  с  правой  стороны; мальчик, сидя  и  лежа  читает  книгу; умывает  лицо  и  трет  глаза  грязными  руками; занимается  в  темноте, без  настольной  лампы; смотрит  телевизор   близко-близко, на  расстоянии  и  т.д.); красные  фишки  -  для неправильных  картинок, а  зеленые  -  для  правильных.

ХОД  ИГРЫ: Ребенку предлагается  рассмотреть  проблемные   картинки  и   правильно  оценить  поведение  сверстников,  используя  красные  и  зеленые   фишки.

 В  процессе  решения  данных  ситуаций  внимание  детей  в  первом  случае  обращается  на  посадку  за  столом,  а  во  втором -  на  правильность  выбора  освещенности  для   рассматривания  книги.

Перед  началом  непосредственно  образовательной  деятельности  за  столом  дежурные  проверяют  расположение  столов  по  отношению  к  свету. На  протяжении   всего  дня  дежурные  контролируют соблюдение  правил  по охране  органов  зрения  у  сверстников  в  повседневной  жизни, а  в  конце  дня  детям,  не  получившим  ни одного  замечания  вручается  КРАСНЫЙ  флажок, получившим  1 – 2  замечания – СИНИЙ; постоянно  нарушавшим  правила  здоровье  сберегающего  поведения – ФИОЛЕТОВЫЙ. Общественная  оценка  соблюдения  правил  может  сыграть  значительную  роль  в  подчинении  установленным  нормам. Для  достижения  наибольшей  эффективности  в  формировании  у  детей  здоровье сберегающего  поведения  по  теме «Зрение – это орган  познания» должна  проводится  работа  с  родителями, направленная  на  приобретение опыта  сотрудничества  со  своим  ребенком  по  воспитанию привычки   к   здоровьесбережению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...