Логоритмические игры и упражнения дома
консультация

Логоритмические игры и упражнения дома

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,

музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один качественных

методов логопедической работы по развитию речи ребенка.

Чередование различных средств логоритмики требует от детей

внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В

результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более

раскрепощенными, эмоциональными.

Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и

т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают

двигательную сферу ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на

личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались

неосознанно, естественно.

Стихотворения (речевые упражнения) необходимо проговаривать так,

чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи.

Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют

действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно

проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

«Оладушки»

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как

по столу – от центра вправо – влево)

Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп !

Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от

центра перед собой: «дуют» на ладошки.)

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо ( опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем –

Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

«Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

«Шарик»

Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно

раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел, (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

«Хвостатый-хитроватый»

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)

-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)

Это ты в траве шуршишь?

- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)

- У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

«Козлики»

 

 

Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)

Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)

На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки

выставить вперед)

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться,

И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и

«расходятся» 8 раз.)

Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест -

накрест)

И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

«Пальчик-непоседа»

Мой пальчик – непоседа,

Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до

носика, ушка, животика, ножки …)

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением

головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на

выдохе)

И ушел. Газон засох. (присесть)

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

«Игровой самомассаж»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый

пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой

фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну

Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и

перебирать ими)

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа

1

Передача мяча на каждую сильную долю такта.

Музыка

«Итальянская полька» С.Рахманинов.

2 Ходьба под музыку, если темп ускоряется, ребенок/дети идут

быстрее или бегут, и наоборот.

3 Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок/дети должны его повторить.

4 Чтобы долго дом стоял, (дети сидят на полу скрестив ноги).

Чтобы прочным был он,

Надо аккуратно

Надо аккуратно

Забить гвозди в доски.

Справа тук! (Ударяют справа от себя)

Слева тук! (Ударяют слева от себя)

Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).

5 Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети/взрослые его

повторяют.

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Дирижеры"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона

(мелодики), развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей).

Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом

дирижируют палочкой, изображая движение

мелодики вниз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_doma.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические игры и упражнения дома

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, этокомплексная методика, включающая в себя средства логопедического,

музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один качественных

методов логопедической работы по развитию речи ребенка.

Чередование различных средств логоритмики требует от детей

внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В

результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более

раскрепощенными, эмоциональными.

Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и

т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают

двигательную сферу ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на

личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались

неосознанно, естественно.

Стихотворения (речевые упражнения) необходимо проговаривать так,

чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи.

Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют

действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно

проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

«Оладушки»

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как

по столу – от центра вправо – влево)

Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп !

Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от

центра перед собой: «дуют» на ладошки.)

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо ( опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем –

Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

«Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

«Шарик»

Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно

раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел, (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

«Хвостатый-хитроватый»

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)

-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)

Это ты в траве шуршишь?

- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)

- У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

«Козлики»

Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)

Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)

На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки

выставить вперед)

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться,

И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и

«расходятся» 8 раз.)

Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест -

накрест)

И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

«Пальчик-непоседа»

Мой пальчик – непоседа,

Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до

носика, ушка, животика, ножки …)

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением

головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на

выдохе)

И ушел. Газон засох. (присесть)

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

«Игровой самомассаж»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый

пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой

фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну

Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и

перебирать ими)

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа

1

Передача мяча на каждую сильную долю такта.

Музыка

«Итальянская полька» С.Рахманинов.

2 Ходьба под музыку, если темп ускоряется, ребенок/дети идут

быстрее или бегут, и наоборот.

3 Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок/дети должны его повторить.

4 Чтобы долго дом стоял, (дети сидят на полу скрестив ноги).

Чтобы прочным был он,

Надо аккуратно

Надо аккуратно

Забить гвозди в доски.

Справа тук! (Ударяют справа от себя)

Слева тук! (Ударяют слева от себя)

Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).

5 Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети/взрослые его

повторяют.

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Дирижеры"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона

(мелодики), развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей).

Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом

дирижируют палочкой, изображая движение

мелодики вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмические игры и упражнения

Для работы с детьми коррекционных групп в детском саду я часто использую логоритмические игры и упражнения. Данный материал я собрала из различных источников. Рекомендую для детей с ОНР и ФФН....

Логоритмические игры и упражнения

Логоритмические игры, пальчиковая гимнастика, упражнения предназначены для детей среднего-старшего дошкольного возраста для развития общей, мелкой моторики, координации речи с движением....

консультация для воспитателей "Логоритмические игры и упражнения"

В данной консультации дан практический материал для проведения логоритмики в старших, подготовительных группах....

Консультация для родителей «Логоритмические игры и упражнения дома»

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...

Методические рекомендации для родителей "Логоритмические игры и упражнения дома"

Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, физического воспитания....

Консультация для родителей "Логоритмические игры и упражнения дома"

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ри...

«Логоритмические игры и упражнения дома»

Логопедическая ритмика –одно из средств оздоровленияречи.Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспи...