Логоритмические игры и упражнения
учебно-методический материал по музыке (средняя группа) на тему

Логоритмические игры, пальчиковая гимнастика, упражнения предназначены для детей среднего-старшего дошкольного возраста для развития общей, мелкой моторики, координации речи с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_igry_i_uprazhneniya.docx29.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет:                               Дети ритмично соединяют

Мяу-мяу, мяу-мяу.                                     одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:                                 Скрещивают пальцы рук, рит

Мало-мало, мало-мало.                 мично опускают и поднимают    пальцы.

Покормит мама молочком:                         Ритмично поглаживают ладо

Мур-мур-мур, мур-мур-мур        нью одной руки тыльную сторону другой.

Свернется маленьким клубком:                 Ритмично потирают кулачок о

Ур-ур-ур, ур-ур-ур.                                      кулачок.
Потом с клубочком поиграет.                  
Ритмично сжимают и разжи-
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.                        мают пальцы рук.
И нитку быстро размотает.                      
Делают ритмичные круговые
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.                                    
движения указательных паль-
                                                                     цев вокруг друг друга.
 
Машина
Би-би-би —                                         
Дети ритмично постукивают
Гудит машина.                                        
кулачком одной руки о ладонь
                                                                       другой.
Тук-тук-тук —                                         
Ритмично хлопают руками.
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем, —                         
Ритмично потопывают ногами.
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —
                                         Потирают ладони.
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —                                                 
Делают ритмичную «вертуш-
Вперед спешат.                                         
ку» руками.

Часы
Ходят часики — тик-так                         
Дети сгибают руки в локтях
                                                                      перед собой и ритмично пока-
                                                                     чиваются из стороны в сторону

                                                        (рукистрелки).
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
               Ритмично хлопают руками.
Гирю оттянули вниз.
Скрип-скрип-скрип,
Скрип-скрип-скрип.                                
Ритмично похлопывают по
Вот так часовой сюрприз!                         
телу сверху вниз.
Гиря вверх опять ползет,
                         Ритмично похлопывают по
Чтобы завести завод.                                
телу снизу вверх.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат.
                        Ритмично постукивают кулач-
— Тук-тук-тук, — все говорят.                 
ком о кулачок.
Завертелось колесо,                                 Ритмично «заводят мотор»
Вот другое в ход пошло.                         руками.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.
Закрутилось до утра.

Ветер
Ветерок листвой шумит:
                        Дети ритмично потирают ла-
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.                         
донь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.                                        
Ритмично хлопают над головой-
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
                        Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.                         
Ритмично переступая, повора-

                                                                      чиваются вокруг себя.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
                        Поднимают руки в стороны и
Не удержится и слон.                                 
делают вращательные движения.
Ах-ах, ах-ах.                                              
Ритмично покачивают головой.

Дождик
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
                                Дети ритмично щелкают паль-
И по лужам ты идешь.                         
цами рук.
Так-так-так-так.                                 
Ритмично притопывают.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
                                        Ритмично потирают ладонь о
Спрятал кудри под травой.                 
ладонь.
Тш-тш-тш-тш.                                 
Ритмично потирают ладонями
Дождь сильнее застучал.                        
о колени.
Тук-тук-тук-тук.
                                Ритмично стучат указательным-
Скоро дождик ливнем стал.                  пальцем одной руки о ладонь другой-

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.                 Ритмично хлопают в ладоши.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ


деревцо

Дует ветер нам в лицо.                        (махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.                        (руки подняты, покачивания туловищем

                                                из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише,                (плавно опустить руки)

Деревцо всё выше-выше.                (поднять руки и тянуться вверх)


физкульт-привет

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались,                
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.                (имитировать растирание спины

                                                полотенцем)

Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.                
(имитировать движения, указанные в

                                                тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!        
(резко поднять руки вверх)


бабочка

Спал цветок                                (исходное положение: присесть, спрятав

                                                голову в колени, и обхватив колени

                                                руками)

И вдруг проснулся.                        (поднять голову, выпрямить руки; затем

                                                опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.                
(выпрямить спину, подняться; слегка

                                                покачаться вправо-влево; отвести руки

                                                назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.                
(«летать», имитируя движения бабочки)


водичка

Водичка, водичка,                        (двумя руками по-очереди показывать,

                                                как сверху льется водичка)

Умой мое личико.                        (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,                        (дотрагиваться до глазок по очереди)

Чтобы щечки краснели,                (тереть щечки)

Улыбался роток                                (улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.                                (стучать зубками, показывать руками,

                                                как закрывается ротик)


кулачок

Как сожму я кулачок,                        (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.                        (поставить кулачки

                                                большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,                        (распрямить кисть)

Положу на ножку.                        (положить руку на колено ладонью вверх)


тук-тук

- Тук-тук-тук.                                (три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.                                        (три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?                                (три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!                                (три хлопка в ладоши)


зайчики

Жили-были зайчики                        (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.                        (разводить руками перед собой, описывая

                                                окружность)

Жили-были зайчики                        (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.                        (сложить руки над головой в форме

                                                домика)

Мыли свои ушки,                        (проводить руками по воображаемым

                                                ушкам)

Мыли свои лапочки.                        (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,                        (руки на бока, слегка поворачиваться в

                                                обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки.                                (руки на бока, поочередно выставлять

                                                вперед правую и левую ноги)

Упражнение «Дождик»

Цель-развитие общей моторики, чувства ритма, координации речи с движением; закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе.

Капля раз,

прыжок на носочках, руки на поясе

капля два,

прыжок на носочках, руки на поясе

очень медленно сперва.

4 прыжка на носочках, руки на поясе

А потом, потом, потом

все бегом, бегом, бегом.

8 прыжков на носочках, руки на поясе

Мы зонты свои раскрыли,

развести руки в стороны

от дождя себя укрыли.

сомкнуть руки над головой полукругом.

Упражнение «Листья»

Цель-развитие общей моторики, координации речи с движением; закрепление умения приседать без опоры.

Листья осенние тихо кружатся,

кружатся на месте, расставив руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся

приседают

И под ногами шуршат, шелестят,

движения руками влево-вправо

Будто опять закружиться хотят.

кружатся на месте на носочках

Упражнение «Урожай»

Цель-развитие общей моторики, координации речи с движением, формирования умения ходить по кругу в общем для всех темпе.

В огород мы пойдем, урожай соберем

идут по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем

выполняют наклоны с имитирующими движениями рук

и картошки накопаем.

выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой

Срежем мы кочан капусты,

одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.

круглый, сочный, очень вкусный.

рисуют в воздухе круг три раза

Щавеля нарвем немножко

приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками

и вернемся по дорожке.

идут по кругу, взявшись за руки.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Цель- развитие тонкой моторики,  координация речи с движением.

Раз, два, три, четыре, пять,

загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших

будем листья собирать.

ритмично сжимают и разжимают кулачки

Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины,

вновь загибают пальчики, начиная с больших

Листики дуба мы соберем, маме осенний букет отнесем.

приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук.

Упражнение «Овощи»

Цель-развитие общей моторики, координация речи с движением, закрепление умения ходить по кругу в общем для всех темпе.

Как-то вечером на грядке репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг.

дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре сидит на корточках водящий с завязанными глазами

Рассчитались четко тут же: раз, два, три, четыре, пять.

останавливаются, крутят водящего

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

разбегаются, приседают, водящий их ищет.

 Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»

Цель- развитие мелкой моторики пальцев рук

У Лариски две редиски,

У Алешки две картошки,

У Сережки-сорванца два зеленых огурца.

А у Вовки две морковки,

Да еще у Петьки две хвостатых редьки

по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого , на одной или обеих руках.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Цель-развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Будем мы варить компот, фруктов нужно много. Вот:

левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок.

загибают пальчики на правой руке, начиная с большого

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.

опять «варят» и «помешивают»

Игра «Ежик и барабан»

Цель-развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма; закрепление навыка ходьбы с высоким подниманием колена.

С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум!

Целый день играет ежик, бум-бум-бум!

маршируют по кругу, изображая игру на барабане

С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно, бум-бум-бум!

маршируют, спрятав руки за спину

Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!

Подносят ко рту воображаемое яблоко то одной, то другой рукой

Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!

Разводят руками

Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!

И удары раздавались, бум-бум-бум!

Прыгают на двух ногах, руки на поясе

Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум!

Приседают, сделав «ушки» из ладошек

Подвижная игра «За малиной в сад пойдем»

Цель-развитие общей моторики, координации речи с движением, закрепление навыка ходьбы по кругу в общем темпе.

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем

идут в хороводе, взявшись за руки

Спелых ягод наберем, наберем.

идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды

Солнышко высоко,

встают лицом в круг, тянутся вверх

а в лесу тропинка.

Сладкая ты моя, ягодка-малинка.

наклоняются и пытаются достать пол

идут по кругу, взявшись за руки

Пальчиковая гимнастика  «За ягодами»

Цель-развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи с движением.

Раз, два, три, четыре, пять,

пальчики обеих рук «здороваются»,начиная с больших

в лес пойдем мы погулять

обе руки «идут» пальчиками по столу

За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем и братишке отнесем

загибают пальчики, начиная с больших

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»

Цель-развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи с движением.

Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки для нашей Валентинки,

А вот эти валенки для малышки Галеньки.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Цель-развитие мелкой мотрики пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире,

В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку,

Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили,

Много мебели в квартире.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Цель-координация речи с движением, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали, так мы маме помогали.

Подвижная игра «Посуда»

Цель-развитие творческого воображения, внимания, общей моторики.

Вот большой стеклянный чайник,очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки, очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, только стукни-разобьются.

Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принес.

Подвижная игра «Снежная баба»

Цель-развитие общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением.

Сегодня из снежного мокрого кома мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот. Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Цель-Раз, два, три, четыре мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз-подбросим, два-поймаем,

Три-уроним, и…сломаем.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Цель-развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, а еще в снегу валялись.

Все в снегу пришли, съели суп и спать легли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмические игры и упражнения

Для работы с детьми коррекционных групп в детском саду я часто использую логоритмические игры и упражнения. Данный материал я собрала из различных источников. Рекомендую для детей с ОНР и ФФН....

консультация для воспитателей "Логоритмические игры и упражнения"

В данной консультации дан практический материал для проведения логоритмики в старших, подготовительных группах....

Логоритмические игры и упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Логоритмические игры и упражнения с музыкальным сопровождением...

Логоритмические игры и упражнения для дошкольников 4-5 лет

Логоритмические игры и упражнения для дошкольников 4-5 лет...

Логоритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Логоритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста...

«Логоритмические игры и упражнения»

Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений,в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением....

Консультация для родителей «Логоритмические игры и упражнения дома»

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...