Здоровьесберегающие технологии, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Панюкова Ольга Валерьевна

             В дошкольном возрасте происходит активное формирование трёх сторон здоровья: физического, психического и социального. В психо-социальном развитии детей можно выделить особую роль положительных мотивов выполнения гигиенических процессов, правил и физических упражнений, лежащих в основе здоровьесберегающего поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии, как средство приобщения     дошкольников к здоровому образу жизни

Подготовила воспитатель ГБОУ «Школа № 718»

Панюкова Ольга Валерьевна

             В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).

             Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.  Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

             По мнению ученых, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека [14].

             В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

            Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

             В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

            Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

             Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

             Важность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни обусловлена, во-первых, негативными тенденциями состояния здоровья в детской популяции. По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО, в дошкольном возрасте всего около 5,6 % детей можно назвать абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 23-26 % имеют хронические заболевания (III группа здоровья), остальные ослабленное здоровье (II группа здоровья). В школьном возрасте к абсолютно здоровым детям уже относится 10,2 %, но при этом в 2 раза до 52 % увеличивается число детей хроников, а остальные 38 % имеют ослабленное здоровье (II группу) [35, с.65].

  Демографическая ситуация в нашей стране тоже складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и формирования культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.

             Во-вторых, в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, об этом свидетельствует большое количество критических периодов в развитии различных функциональных систем организма. За этот период приходится 4 из 5 критических периодов в развитии иммунной системы, благодаря чему к концу дошкольного возраста происходит резкое снижение острой заболеваемости, в связи с чем, большинство старших дошкольников переходит в разряд редко болеющих  [15, с. 25]. Периоды интенсивного развития детского организма резко повышают его чувствительность к внешним воздействиям и грамотно проводимые в этот период оздоровительные мероприятия могут существенно повлиять на улучшение детского здоровья.

   В-третьих, на развитие детского организма влияют не только внутренние, но и внешние факторы: климатические, медицинские, педагогические и другие. Несмотря на успехи профилактической медицины, существенного улучшения состояния здоровья современных детей не произошло, поэтому, учитывая психосоматическое единство здоровья, необходимо подключить к этой работе психологов, педагогов, и направить совместные медико-психолого-педагогические усилия на исправление данной ситуации. Специальные исследования роли о социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний показали, что образ жизни детей обусловливает в зависимости от возраста от 3 до 11% заболеваемости [13].

   В-четвертых, в деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов.

             В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе.

             В дошкольном возрасте происходит активное формирование трёх сторон здоровья: физического, психического и социального. В психо-социальном развитии детей можно выделить особую роль положительных мотивов выполнения гигиенических процессов, правил и физических упражнений, лежащих в основе здоровьесберегающего поведения.

             Под «здоровым образом жизни» в медицинской литературе понимают поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье [13, с.56].

            Повышение защитных сил организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.

            Применительно к детям дошкольного возраста педагогам необходимо иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть его будущее поведение.

            В последние годы в педагогике утвердился компетентностный подход. В качестве целевого ориентира, показателя результативности и качества образования детей старшего дошкольного возраста рассматриваются начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных жизненных программ. В системе начальных компетентностей ребенка выделяют начальные ключевые и начальные специальные (допредметные) компетентности.

             А.Г. Гогоберидзе отмечает, что в структуре начальных ключевых компетентностей на первом месте находится начальная здоровьесберегающая компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

            В программных документах по дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством образования («Концепции содержания непрерывного образования дошкольное и начальное звено», «Программе воспитания и обучения в детском саду», программах «Детство», «Радуга»), большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о здоровом образе жизни и воспитания здоровьесберегающего поведения. Во всех этих документах большое внимание уделяется не только вопросу формирования гигиенической культуры, но и физической культуры, а также обеспечения социально-эмоционального благополучия. Поэтому относительно детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ, можно говорить о формировании у них культуры здоровья. Под «культурой здоровья ребенка» понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи [11].  Таким образом, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни можно представить в следующей последовательности: валеологические знания → практические умения → начальная здоровьесберегающая компетентность.

            В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни должны находиться представления об организме, потому что здоровье - это, прежде всего, здоровый организм. Поэтому детей знакомят с его внешним и внутренним строением, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, их строением, функционированием и взаимосвязью в работе, влиянием физических упражнений на их работу, причинами ухудшения их рабочего состояния, правилами поведения, способствующими сохранению и укреплению всех систем организма.

            Необходимо, чтобы на занятиях ребенок знакомился с положительными факторами   (режим дня, правильное питание, занятия физкультурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, самоконтроль за здоровьем)  и отрицательными факторами, влияющими на здоровье (болезни, вредные привычки, неблагоприятные  условия). Получил представление об их негативных последствиях и мерах предупреждения, правилах безопасного поведения в опасных ситуациях, приемах оказания элементарной медицинской и психологической самопомощи.

            Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольников, нужно использовать различные методы, наглядно показывающие необходимость выполнения правил: моделирование, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, проведение опытов, рассматривание иллюстраций, знакомство со схемами. Могут быть использованы различные виды игр и игровые упражнения. При подведении итога каждого занятия педагогу следует выделять правила, которых ребенку необходимо придерживаться для охраны и укрепления своего здоровья.

      В формировании здоровьесберегающей компетентности необходимо обращать внимание, чтобы усвоение и использование правил носило осознанный характер, чтобы ребенок понимал необходимость выполнения правил для здоровья, формирование практических умений и мотивов выполнения правил было окрашено положительными эмоциями, у детей развивался самоконтроль. Для этого могут быть использованы различные варианты организации активного отдыха детей (дни здоровья, спортивные праздники), различные виды игр (сюжетно-ролевые,  спортивные и т.д.).

      Чтобы использование правил носило стойкий и осознанный характер необходимо изменять условия для их выполнения. Также важно, чтобы дошкольники придерживались правил поведения и при отсутствии внешнего контроля со стороны взрослого, на основе сформированных мотивов выполнения правил, для этого ребенок должен накапливать индивидуальный опыт поведения во время режимных моментов, оказания шефской помощи малышам, в игровой, самостоятельной двигательной деятельности.

     Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с применением методов совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.  Внедрение в практику работы дошкольных учреждений в области физкультурно-оздоровительной работы инновационных методов позволит в значительной степени сохранить и укрепить здоровье детей.

      Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

            Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

            Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения.

            По словам Б.Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни [50].

            Поэтому с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

                                      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Абрамова Л.П. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет [Текст] / Л.П. Абрамова, Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова.– М.: Карапуз, 2003.-37 с.
  2. Арнаутова  Е.П. Педагог и семья [Текст]/ Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2002. - 156 с.
  3.  Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни [Текст]/ Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2005. - 560 с.
  4. Базарный  В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! [Текст] / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004
  5. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Л.П.  Банникова.- ТЦ Сфера, 2007.- 51 с.
  6. Баранова З.П.  Пособие для воспитателя. [Текст]/ З.П.Баранова, В.Г. Кисляковская, С. Г. Мамедова, И.С. Окунев // Пусть ребёнок растёт здоровым! / под ред. Л. Ф. Островской. - 2 изд. М.: Просвещение, 1975.-79 с.
  7.  Безруких М.М. "Российская газета" [Текст] /М.М. Безруких // В школу с букетом болезней. - РГ Федеральный выпуск N4309 от 6 марта 2007
  8. Безруких М.М. Учебно-методическое пособие. Материалы курса «Здоровьесберегающая школа»: лекции 5-8. [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова.- М.: Педагогический университет, 2006.- 72 с.
  9. Безруких М.М. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380 с.  
  10. Безруких М.М.  Возрастная физиология (физиология развития). Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических вузов [Текст] / В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2001.-  416 с.
  11.  Бересневой  З.И.  Здоровый малыш.  Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / З.И. Береснева. //  под ред.  ТЦ Сфера, 2003. –  32 с.
  12.  Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие [Текст] / Н.И. Бочарова. - М.: Центр педагогического образования, 2007. –  256 с.
  13.  Васильевой М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. / Под редакцией - М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 240 с.
  14.  Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие [Текст] / Э.Н. Вайнер. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998.- 183 с.  
  15.  Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / И.М. Воротилкин. - М.: Энас, 2006.-144 с.
  16.  Галанов А.С. Игры,  которые лечат [Текст] / А.С.Галанов. // Педагогическое общество России  - М.:  2005. - С. 76-91.
  17. Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий [Текст] / Л.Г.  Обухова. – М:. -  2007.-110 с.
  18.  Дмитриев А.А. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе. Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. [Текст] / И.Ю. Жуковин  - 1999. С. 190 – 193.
  19.  Доскин В.П. Растим детей здоровыми [Текст] /А.Г. Голубева - М.: Мозаика-синтез, 2005.- 96 с. 
  20. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учеб. пособ. для студ. пед. Вузов [Текст] / Ю. А. Ермолаев. – Москва: Высш. шк., 1985. – 384 с. 
  21. Жданова Т.Н. Игра-лото «Театр настроения» [Текст] / Т.Н. Жданова. - ОАО «Дом печати-ВЯТКА», 2005.- 10 с.
  22. Зайцев Н. К.  Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. [Текст] / В.В. Колбанов. // Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. С.148-153.
  23.  Здоровье и окружающая среда. [Текст] – М.:Медицина, 1981.
  24. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст] / А.И. Иванова.– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  25. Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства» [Текст] / Т.С. Козаковцева. – Киров, 1997.
  26. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник. [Текст] / В.Н. Кардашенко.– М.: Медицина, 1980.- С. 45-115
  27.  Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!” [Текст] /Т.Г. Карепова, И.Ю. Жуковин. // Психолог в детском саду. -№3, 2006. - С. 52-80.
  28.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - 1-4 классы. [Текст] / В.И. Коваленко - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.
  29.  Козырева О.В. Если ребенок часто болеет: Пособие для педагогов и инструкторов физкультуры [Текст] / О.В. Козырева. - М.: Просвещение, 2008.-21с.
  30.  Козырёва О.В. Оздоровительно–развивающие игры для дошкольников: Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры ДОУ [Текст] / О.В. Козырёва. - Москва «Просвещение» 2007. – 94с.
  31.  Кравцова Е.Е. Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе [Текст] / Е.Е. Кравцова.// Дошкольное образование. -№15, 2001.-17с.
  32. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.Ф. Лури.-М.: Просвещение, 1991. - 63с.
  33. Лядова Н.В. Диагностика умственной работоспособности и утомления детей и подростков в  процессе  учебной деятельности: Метод, пособие [Текст] /  Н.В. Лядова.О. Д. Лившиц.-  Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998.
  34.  Нестерюк Т. Гимнастика маленьких волшебников элементы йоги для детей, (нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе, семье. [Текст] / Т. Нестерюк, А. Шкода.- М.: ДТД (Димов, Ткачев, Добахов) 1993. - 105 с.
  35.  Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокин. - М.: Просвещение, 1973.- 216 с.
  36. Погадаев Г.И. «Физкульт – Ура!»  Физическая культура дошкольников/ пособие для   родителей и воспитателей [Текст] / Г.И. Погадаев. – М.:, Школьная Пресса, 2003.- 96 с.
  37. Полтавцева Н.В. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни/ Н.В. Полтавцева, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. [Текст] // Дошкольник. Содержание образования. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ ульяновской области в 2005-2006 учебном году. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2005. – С.65-71.
  38. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни [Текст] / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2005.–  6 с.
  39.  Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья [Текст] / Р. Ротенберг.- Пер. с английского. М.: Физкультура и спорт. 1991. - 592 с.
  40. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4-5 лет (с учетом уровня двигательной активности) [Текст] / М.А. Рунова. -М.: Просвещение, 2007.- 44 с.
  41. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.П. Савина. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48 с. 
  42.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н.К. Смирнов.- М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
  43. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев 1973. -  87 с.
  44. Тарасова Т.А.  Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ [Текст] / Т.А. Тарасова. - Т19 М.: ТЦ Сфера, (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).  ISBN 5-89144-591-3 , 2005. - 176 с.
  45. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития [Текст] / Л.Г. Татарникова.  - СПб: Петроградский и К.,1997.- 90 с.
  46. Торохова Е.И. Валеология: Словарь [Текст] / Е.И. Торохова.- М.: Флинта: Наука. 1999. -  248 с.
  47. Урунтаева Т.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум [Текст] / Т.А. Урунтаева. – М.: Academia, 1999. - 96 с.
  48. Филиппова С.О.  Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский.- ИЦ Академия, 2007.-321 с.
  49. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье [Текст] /  В.М. Целуйко. - Мозырь: Содействие, 2007. -  224 с.
  50.  Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции [Текст] / Б.Н. Чумаков.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -  245 с.
  51. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми [Текст] / С.Е. Шукшина. - М.: Школьная Пресса, 2004. -  48 с.
  52. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет [Текст] / Л.В. Яковлева.- М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2004. – 315 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

«Роль здоровьесберегающих технологий в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» (из опыта работы)

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей группе является одним из приоритетных.  Они яв...

Программа по самообразованию "Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни."

Цель. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения русских народных подвижных игр в систему физкультурно-оздоров...

План по самообразованию "Здоровьесберегающие технологии как средство приобщение детей к здоровому образу жизни"

План по самообразованию в средней группе "Здоровьесберегающие технологии как средство приобщение детей к здоровому образу жизни"...

План по самореализации «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

Цель. Продолжать повышать профессиональную компетентность по вопросу современных здоровьесберегающих технологийЗадачи:Продолжать изучать учебную, справочную, научно - методическую литературу по вопрос...

«Здоровьесберегающие технологии, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Самообразование: «Здоровьесберегающие технологии, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»...