На Пути к Здоровью
статья

Применение зровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как часто мы слышим: «Дети – цветы жизни». Все знают для того, чтобы вырастить цветок, надо приложить много сил. Так и ребёнок требует нашей любви, заботы и внимания.

Ребёнок, физически здоровый, развитый, духовно совершенный – это не только идеал, но и практически достижимая цель.

        Дети, с которыми нам приходится работать в детском саду, принадлежат к группе детей с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи, задержка психического развития). Отслеживая состояние здоровья детей нашего детского сада, я выяснила, что за последние годы состояние здоровья детей значительно ухудшилось (увеличилось количество сопутствующих заболеваний, снизился уровень речевого и психического развития). И моя главная задача, как учителя-логопеда, сделать так, чтобы каждый ребёнок, как цветок, расцветал и радовал окружающих своей красотой.         

Перед нами стоит важная задача – сформировать у ребёнка такие представления о здоровом образе жизни, которые сохранят свою значимость на всю жизнь.

 В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы, поэтому у нас есть уникальная возможность для выработки у детей правильных привычек, формирования сознательной установки на здоровый образ жизни, и возможность научить ребёнка жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Изначально родителями посеяно зерно, из которого уже появился росток. В наши руки родители передают нежный хрупкий росток, за которым мы начинаем ухаживать в сотрудничестве с родителями. Наша с вами задача совместно с родителями помочь этому ростку вырасти и стать крепким здоровым цветком – ребёнком.

 Каждый год в детский сад приходят новые дети. Для того чтобы выяснить состояние здоровья ребёнка, выявить проблемы, мы проводим мониторинг здоровья.

Для того чтобы цветок из хрупкого ростка превратился в сильное растение, ему нужны благоприятные условия: почва, тепло, вода. Так и ребёнку нужно создать такие условия, в которых он будет ценить тот образ жизни, при котором ему комфортно, где он будет здоров.

Мы стремимся сделать так, чтобы ребёнок шёл в детский сад с радостью и уходил домой счастливый. Так мы создаём психологический комфорт.

Создаём развивающую среду таким образом, чтобы ребёнок мог развиваться физически, а образовательный процесс выстраиваем с учётом индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей.

Но и педагог должен постоянно заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию. Я постоянно ищу те инновации, которые помогут мне в работе с моими воспитанниками. Я не только изучаю опыт других педагогов, но и делюсь своим.

Мною применяются многие здоровьесберегающие технологии. Несколько лет назад я открыла для себя совершенно уникальную технологию БОС «Дыхание». Ежедневно я провожу с детьми оздоровительную дыхательную гимнастику с использованием метода БОС, разработанного А.А.Сметанкиным.

Метод биологической обратной связи (БОС) активно развивается и получил широкое распространение не только во многих областях современной медицины, но и в коррекционной педагогике.

Принцип метода БОС заключается в том, что ребёнку предоставляется возможность увидеть, как работают его лёгкие, сердце, а затем, опираясь на эту информацию, выработать правильные с точки зрения физиологии навыки дыхания. Сегодня любой ребёнок, пройдя курс сеансов БОС, может овладеть навыками самокоррекции, самоконтроля и самосовершенствования, которые он сможет применять в различных жизненных ситуациях.

Диафрагмально-релаксационный тип дыхания заложен в нас природой. Этот тип дыхания приводит в гармонию работу дыхательной и сердечнососудистой систем. Этот тип дыхания, по сути, тренирует важнейшие функции организма (сердце, дыхательную, нервную, иммунную системы), поддерживает высокий уровень адаптационных возможностей, укрепляет здоровье.

Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания производится путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации. Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики показано для решения следующих задач:

  • оказание общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм ребёнка;
  • повышение уровня концентрации внимания;
  • повышение неспецифической резистентности организма ребёнка;
  • обучение произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.
  • нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития;

Работая с тренажёром БОС «Дыхание» дети овладевают навыком релаксационно-диафрагмального дыхания. В результате снижается уровень заболеваемости и соответственно сокращается количество пропущенных по болезни дней. Заметно улучшается поведение детей, снижается агрессивность, психомоторная расторможенность. Уменьшается психоэмоциональное напряжение – соответственно, улучшается настроение. Если в ходе реализации базовой программы работы на тренажёре БОС «Дыхание» не удалось выработать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания, то ребёнку показан повторный курс (более краткий) через 1 – 2 месяца.

Каждый день ребёнок, приходя в детский сад, начинает своё утро с улыбки, с добрых слов, сказанных своим сверстникам и педагогам. А это значит, что на весь день дети получают хорошее настроение и положительные эмоции. Все вы знаете, что коррекционный процесс очень сложен и труден для ребёнка. И поэтому я стараюсь сделать так, чтобы ребёнок не всегда замечал это воздействие. А помогают мне в этом разнообразные игры, с применением здоровьесберегающих технологий.

Но «один в поле - не воин». Для более успешной работы в нашем детском саду функционирует медико-педагогический консилиум, участниками которого являются медики, специалисты, воспитатели и родители. На заседании консилиума каждый ребёнок становится объектом обсуждения, там же определяется перспектива взаимодействия с ребёнком.

Давайте рассмотрим один день из жизни детей нашей группы. Каждый день мы начинаем с релаксации, дыхательной гимнастики и коммуникативных игр. Всё это создаёт положительный эмоциональный фон, настраивает ребёнка на рабочий лад, на взаимодействие и сотрудничество. На протяжении дня в каждом виде деятельности обязательно применяется какая-либо здоровьесберегающая технология. Всё это даёт положительные результаты. От того, что дети всё делают с удовольствием, мы - педагоги, не ухудшаем, а способствуем сохранению здоровья, и в чём-то укрепляем его. У детей начинают формироваться предпосылки к здоровому образу жизни. А значит, мы сделали ещё один шаг к нашему идеалу: здоровому ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Здоровый образ жизни с детства – путь к здоровью навсегда"

Цель проекта: создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в средней группе «Путь к здоровью»

Цель: формирование здорового образа жизниЗадачи: 1.обобщить знания детей о правилах личной гигиены, о сохранении своего здоровья; 2. учить детей заботиться о своем здоровье; 3. сов...

«Проектирование и реализация эффективных путей укрепления здоровья ребенка через приобщение его к здоровому образу жизни»

Проект региональной инновационной площадки Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан...

Проект по формированию привычки к здоровому образу жизни "Путь к здоровью"

Проект по формированию привычки к здоровому образу жизни "Путь к здоровью"...

"Здоровое питание - путь к здоровью"

Проблема правильной организации питания детей имеет социальное значение посколько является определяющим фактором....