"Здоровое питание - путь к здоровью"
статья (подготовительная группа)

Дужникова Нелли Васильевна

Проблема правильной организации питания детей имеет социальное значение посколько является определяющим фактором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bud_zdorovword.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Здоровое питание – путь к здоровью

 Одной из главных задач дошкольного учреждения  является обеспечение конституционного права каждого ребёнка на охрану его жизни и здоровья. При этом организация  рационального питания как необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно – психического развития, устойчивости к инфекциям и другим  неблагоприятным факторам внешней среды занимает особое место  в деятельности ДОУ. Ведь именно здесь дети проводят значительную часть дня. Однако не стоит забывать, что питание в детском саду и семье должно сочетаться. Вырастить воспитанника здоровым – общая цель родителей и педагогов.

        Проблема правильной организации питания детей имеет не только медицинское, но и большое социальное значение поскольку является определяющим фактором. Рациональное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, обеспечивает гармоничное развитие ребёнка, повышает его иммунитет, выносливость к различным неблагоприятным факторам окружающей среды.

        Особенность питания детей обусловлена усилением роста. Пищевые белки, белковые структуры, липиды, углеводы. Минеральные и другие соединения, необходимые для обеспечения стабильности и обновления активных соединений – ферментов, гормонов.

        Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и интенсивным течением обменных процессов.

        На протяжении первых лет жизни формируется структура и совершенствуется функция нервной, костно – мышечной, сердечно – сосудистой, эндокринной и других жизненно важных систем.

         Физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуется высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной и функциональной перестройкой отдельных органов. В связи с этим организм ребёнка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах – источниках пластического материала и энергии.

        Дошкольный возраст – своего рода ключевая фаза жизненного цикла, когда в ходе развития организм оказывается самым ранимым и легко повреждаемым.

        Несмотря на количественные различия, кулинарные обработки продуктов, для детей дошкольного возраста сформулированы принципы рационального питания, обеспечивающие роль фактора в поддержании здоровья.

         К числу таких принципов относятся:

  1) энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребёнка.

  2) Сбалансированность рациона по всем заменимым и не заменимым пищевым факторам, включая белки, аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли, микроэлементы.

 Примеры: Хлеб можно заменить макаронами, манкой, вермишелью

                   Картофель любыми овощами, макароны, манка, хлеб

                   Яблоки свежие сушёные яблоки, курага, чернослив.

                    Мясо говядины творог жирный, рыба, яйцо

 3) Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

 4) Оптимальный режим питания

 5) Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

 6) Учёт индивидуальных особенностей детей ( в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд)

 7) обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока (кухни), поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче ( вид посуды для приёма пищи).

         Структура питания детей различных возрастных групп в настоящее время характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении продуктов питания: мясо и мясопродукты, яйцо, растительные масла, молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты, фрукты, овощи. При этом увеличение потребления хлеба и хлебобулочных изделий, картофеля.

         Недостаточное поступление с пищей полноценного белка, витаминов, минералов особенно отрицательно сказывается на здоровье детского и подросткового организма, приводя к нарушению психического развития повышению склонности к развитию хронических заболеваний, и в конечном итоге препятствует формированию здорового поколения. Роль белков в жизнедеятельности организма исключительно велика и многообразна.

        Организм человека, в особенности детский, практически лишён резервов белка, причём углеводы и жиры так же не могут служить его предшественниками. Поэтому белки должны поступать ежедневно с рационом питания. Норма белка в сутки от года до 3 лет 4-4,5 граммов4 от 4 лет до 7 лет 3,5-4 грамма. Имеет значение не только количество белка но и качество вводимого белка. Белки должны быть как животного происхождения так и растительного.

        Жиры как и белки – важнейшие компоненты, из которых формируются клетки и клеточные мембраны. Являющиеся теми структурными единицами, из которых образуется различные ткани, органы организма. Они выполняют в организме пластическую функцию. Пищевые жиры играют большую роль в удовлетворении потребностей человека в энергии. С жиром доставляются растворимые в нём витамины А, Д, Е,К. – важный фактор роста и развития ребёнка.

        Углеводы тоже играют огромную роль в питании. Обеспечивающие 50-70% общей энергетической ценности рациона. Минимум углеводов, необходимо детям различного возраста.

        Суточное количество углеводов, которое дети должны получать с пищей, значительно увеличивается с возрастом: 1-2 лет 174 грамма, 2-3 лет 203 грамма, 3-7 лет 261 грамм, согласно физиологическим нормам питания. Особенность потребления углеводов заключается в том, что в их питании должны преобладать легкоусваемые углеводы, источники которых – фрукты, соки, ягоды и их соки.

        Большое значение в питании отводится клетчатке растительных продуктов, состоящих из пищевых волокон, создаёт чувство насыщения пищей, стимулирует функцию кишечника и желчеотделения, изменяет скорость всасывания глюкозы из кишечника, что снижает уровень глюкозы в крови, положительно влияет на кишечную микрофлору.

        Организм не синтезирует микроэлементы, поэтому необходимо их регулярное поступление в полном объёме и физиологических количествах в готовом виде с пищей. Роль витаминов и минеральных веществ в детском возрасте особенно велика, что связано с интенсивностью процессов роста формирования организма ребёнка. Серьёзная  проблема питания детей – распространённый дефицит в их рационе витаминов, минеральных солей и микроэлементов ( Са, Fе, У, селена, Zп).

        Необходимо принимать меры по профилактике дефицита микронутриенов ( это все витамины и микроэлементы) у детей, как в домашних условиях так и в дошкольных и школьных учреждениях. Для этого должен соблюдаться режим питания.

 1) Количество приёмов пищи в течение суток ( кратность питания)

 2) распределение суточного рациона по его энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на отдельные приёмы ищи)

 3) время приёма пищи в течение суток.

 4)интервалы между приёмами пищи.

5) время затрачиваемое на приём пищи.

        Дети должны принимать трёхразовое питание – обеспечивающее 75-80% от суточного рациона. Завтрак составляет 25% от суточной энергетической ценности; обед 40%, полдник 15-20%, ужин 20%.

        Блюда, содержащие мясо, рыбу, яйцо рекомендуется принимать в первую половину дня – на завтрак и обед. На ужин желательно давать молочно – растительную, легкоусвояемую пищу так. Как вовремя ночного сна процессы пищеварения замедляются.

         Некоторые продукты должны включаться в рацион питания ребёнка ежедневно: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки. Хлеб, крупы, сливочное масло, растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты: ( рыбу, творог, сыр, яйцо) 2-3 раза в неделю.

         Организация питания детей в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием в семье. Очень важно поддерживать правильный режим, то есть домашнее питание должно дополнять рацион детского сада. Для этого вывешиваются меню на день во всех группах. Поэтому вечером необходимо дать ребёнку продукты, которые он не получил днём. Родители должны помнить, что перед отправлением в сад не следует кормить ребёнка, в необходимых случаях можно дать 1 стакан кефира или яблоко. Особенно тяжело привыкать детям первые дни, для этого необходимо приучать детей к режиму в  детском саду и стараться поддерживать режим в выходные дни и каникулы. Так же соблюдать режим и культуру при приёме пищи, как в детском саду так и дома.

         Современные проблемы питания взрослого и детского населения : избыточное потребление хлеба, картофеля, макаронные изделия и очень малое использование в меню плодов, овощей, трав, молочных продуктов и рыбы. Имеющиеся в продаже рафинированные продукты бедны витаминами и другими биологически важными веществами.

        Вкусовые ощущения и привычки зарождаются у человека в раннем возрасте. От того, насколько он привыкает к той или иной пище, будет в дальнейшем зависеть характер его питания.

        Это важно знать родителям. Здесь нужно остановиться  на использовании жевательной резинки, которую родители дают детям или вместо лакомства, или для развлечения то есть вне всякой связи с приёмами пищи. Жевание ведёт к выделению желудочного сока, а он нужен для переваривания пищи.  Таким образом частое употребление жевательной резинки может привести к повреждению  слизистой кислым желудочным соком, а отсюда – прямой путь к эрозии, язве желудка.

         Очень пагубно действует на организм излишнее употребление сахара. Для детей избыток сахара – это всегда лишние калории, повышающие риск развития нарушений жирового и углеводного обмена.

        Чрезмерное употребление сахара ведёт к таким заболеваниям, как сахарный диабет, функциональная гипокликемия (снижение уровня сахара в крови).

        

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Презентация к педсовету  "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье".  Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...

Презентация к проекту "Правильное питание - путь к здоровью"

Здоровье - это главное богатство человека. Правильное питание - одно из составляющих этого богатства. Я вам предлагаю мини-проект на тему "Правильное питание". В нём отражены основные этапы и формы ра...

буклет "Я советую своим друзьям: Правильное питание - путь к здоровому образу жизни!"

буклет "Я советую своим друзьям: Правильное питание - путь к здоровому образу жизни!"...

Проект «Здоровое питание – забота о здоровье дошкольника»

Пропаганда здорового питания среди детей и родителей. Создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах правильного питания....

Консультация Здоровое питание – важный фактор здорового образа жизни детей

В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, сухариков, чупа–чупсов и т.д. у детей формируются искажённые взгляды на питание, поэтому очень важно уделять внимание правильному ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...