Картотека игр на эмоциональное развитие
картотека

Матвеева Юлия Петровна

Картотека игр на эмоциональное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_emotsionalnoe_razvitie.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на эмоциональное развитие

«Паровозик с именем».

   Паровозик у нас не простой, у каждого вагона – своё имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть своё имя. Потом паровозик соскучиться и подъедет к любому из вас со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» и назовёт своё имя. Тот ребёнок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовёт своё имя и станет новым паровозиком, а первый – его вагоном. Теперь они едут вместе и называют имя нового паровозика. (Игра продолжается до тех пор пока в «паровозик» не будет включены все дети)

«Поём имя».

    Давайте представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно познакомиться. Пусть каждый из вас по очереди пропоёт своё имя, а потом ваше имя хором пропоют все дети.

     Ребёнок: (поёт). Саша. (Остальные дети хором пропевают его имя).

«Колокольчик».

    Ребята посмотрите на эту птичку, она грустит и не поёт весёлую песенку. Чтобы она запела, вы должны назвать ей своё имя. Каждый из вас подойдёт к птички, позвонит в колокольчик и назовёт своё имя, а потом позовет следующего, называя его по имени.

«Соседи». Подвижная игра.

    Посмотрите на своих соседей, которые сидят от вас справа и слева. Назовите их по имени. Когда все назовут своих соседей, нужно встать и походить по группе. По моему сигналу (звон колокольчика) все должны снова сесть на своё место рядом со своими соседями. Дети называют имена своих соседей справа и слева. (Если кто-то из детей ошибся и сел не на своё место, педагог просит группу помочь этому ребёнку).

«Ветер шепчет имя».

    Представьте себе, что мы вышли на берег озера. С этого озера дует лёгкий ветерок. Закройте глаза. Почувствуйте на своём лице тёплое, нежное дуновение. Прислушайтесь, этот ветерок шепчет ваше имя. Откройте глаза. Прошепчите своё имя так, как это сделал ветер.

«Кот и мыши» Подвижная игра.

   Дети мышки сидят с одной стороны группы (их норки). В противоположной стороне сидит кот. Кот закрывает глаза, а мыши разбегаются по всей группе со словами:

          Тише, мыши, тише, мыши,

          Кот сидит на нашей крыше.

          Мышка, мышка, берегись

          И коту не попадись!

   Кот просыпается и пытается поймать мышей. Мышки быстро убегают к себе в норку.

«Надень и попляши».

 Подвижная игра.

    Цель: Игра учит мальчиков и девочек общению друг с другом; учит самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.

    Ход игры: Все дети ходят по кругу, а один ребёнок (например Катя), которого заранее выбирает педагог, находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам:

              По дорожке Катя шла,

              Катя тапочки нашла.

    (Дети, держась за руки, идут по кругу, а Катя находится внутри круга).

               Катя тапки примеряла,

               Чуть надела – захромала.

    (Катя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

                Стала Катя выбирать,

                Кому тапочки отдать.

                Коли тапки хороши,

                На, надень и попляши.

    (Хоровод останавливается. Все смотрят на Катю. Катя выбирает одного из мальчиков, который выходит на середину круга).

    Все хлопают в ладоши, а Катя и Коля свободно пляшут внутри круга. Затем Катя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остаётся в кругу, и игра начинается сначала.

    (В игре используются настоящие имена детей. В ходе игры девочки выбирают только мальчиков и наоборот).

«Карусели».

Подвижная игра.

    Цель: Игра создаёт положительное эмоциональное настроение у детей, обучает умению согласовывать свои движения с движениями других детей и ритмом текста; развивает слуховые внимание.

    Ход игры: Дети встают в круг держась за руки. Педагог сообщает: «Сейчас мы с вами будем кататься на карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

                   Еле-еле-еле-еле

                   Завертелись карусели.

    (Карусель медленно движется по кругу).

                   А потом, потом, потом

                   Все бегом, бегом, бегом!

    (Темп речи и движений постепенно ускоряются).

                   Тише, тише, не спешите,

                   Карусель ос-та-но-ви-те,

    (Темп движений постепенно замедляется. Останавливаемся).

                   Раз-два, раз-два,

                   Вот и кончилась игра.

    Игра кончается тем, что дети хлопают в ладоши.

«Поезд».

Подвижная игра.

    Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящего. Наш поезд пыхтит, свистит, колёса работают чётко. Поезд едет в разных направлениях, быстро, медленно, поворачивая. Но помните, как бы поезд ни ехал, вагончики крепко держатся друг за другом!

«Цветы и пчёлки».

 Подвижная игра.

    Цель: Игра учит детей выразительными движениям, соответствующим представлению о женском и мужском поле.

    Ход игры: Педагог предлагает детям распределиться на две команды – девочек и мальчиков. Педагог договаривается с ними о том, что девочки будут изображать пчёлок, а мальчики цветы.

    Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределённые роли. Девочки изображают пчёлок: передвигаются грациозно, машут крылышками, подражают жужжанию пчелы: «в-зз-з-з». Мальчики изображают цветы: расправляют руки, как лепестки.

    По сигналу педагога дети меняются ролями.

 

«Кто что носит?».

Дидактическая игра.

    Цель: Игра учит детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков идевочек.

    Ход игры: Педагог говорит детям о том, что нуждается в их помощи – необходимо разобраться, что надеть куклам Маше и Саше.

    Педагог может показать ребятам юбку и, как бы по ошибке, приложить её к мальчику. Дети исправляют ошибку. Далее педагог достаёт по очереди различные предметы одежды. Иногда он сознательно допускает ошибки, например, мальчику предлагает завязать бант, вызывая тем самым смех у детей.

    Дети вместе с педагогом одевают кукол. Дополнительно педагог может предложить для кукол выбрать подходящие предметы или игрушки.

«Наши причёски».

Сюжетно-ролевая игра.

    Цель: Игра формирует у детей понятие о такой детали внешнего вида, как причёска; развивает фантазию, воображение.

    Ход игры: Педагог вместе с детьми рассматривает и обсуждает картинки, на которых изображены мальчики и девочки с различными причёсками и цветом волос. Педагог рассказывает детям о разной длине волос, деталях и особенностях причёсок. Дети угадывают, на каких картинках художник изобразил мальчика, на каких – девочку.

                  Короткая стрижка…

                  Длинная стрижка…

                  Но кто здесь

                 Девчонка?

                 И кто здесь

                 Мальчишка?

    После небольшой беседы и чтения стихотворения педагог приглашает мальчика и девочку выступить в роли парикмахера. Двое других ребят соглашаются сделать у них новую причёску. Остальные девочки садятся вокруг маленького парикмахера и помогают ей сделать причёску мальчику, мальчики – девочке.

«Семья».

Пальчиковая гимнастика.

(На каждую строчку загибаем пальчики, начиная с большого).

   Этот пальчик – дедушка,

   Этот пальчик – бабушка,

   Этот пальчик – папочка,

   Этот пальчик – мамочка,

   Этот пальчик – я,

   Вот и вся моя семья!

(Ритмично хлопаем в ладоши).

«Зайка беленький сидит».

Подвижная игра.

    Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Доставить детям радость.

    Ход игры: Воспитатель говорит детям, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину группы, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

               Зайка беленький сидит

               И ушами шевелит.

               Вот так, вот так

               Он ушами шевелит.

    (Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове).

               Зайке холодно сидеть,

               Надо лапочки погреть.

               Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

               Надо лапочки погреть.

    (Со словами «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши).

               Зайке холодно стоять,

               Надо зайке поскакать,

               Скок-скок, скок-скок,

               Надо зайке поскакать.

    (Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте).

               Кто-то зайку испугал,

               Зайка прыг… и ускакал.

    (Дети убегают на свои места).

«Выбери друга».

Подвижная игра.

    Все дети встают в кругу и поют: «Ты в кругу покружись, у дружка остановись. С другом вместе обнимись». Ребёнок-ведущий ходит по кругу и останавливается около того ребёнка, с которым он дружит. Друзья обнимаются.

«Мишка косолапый».

 Подвижная игра.

Мишка косолапый по лесу идёт,

(Показываем как идёт мишка).

Шишки собирает в сумочку кладёт.

(«Собираем» шишки с пола и « кладём» в карман).

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

(Хлопаем ладошкой по лбу, тихонечко).

Мишка рассердился и ногою топ.

(Топаем ногой).

Больше я не буду шишки собирать,

(Грозим пальчиком).

Сяду я в машину и поеду спать.

(«Берём» руль и едем).

«Заяц и кочан капусты».

 Пальчиковая гимнастика.

Встал зайчишка рано,

Вышел на поляну.

(Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши).

По опушке к лесу шёл

(«Идём» пальцами по столу).

И большой качан нашёл.

(Показываем кулак другой руки).

Стал зайчишка с хрустом

Грызть кочан капусты:

Хруст-хруст, хруст-хруст…

(«Заяц» грызёт кулак и причмокивает).

И уснул.

Проснулся…

Сладко потянулся,

(с усилием растопыриваем все пальцы).

А домой добрался – долго отдувался!

(Показываем, как заяц движется по столу).

«Зайцы и волк».

Подвижная игра.

    Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - зайцы убегают и прячутся за кусты. Волк пытается их догнать.

    В игре можно использовать небольшой текст:

          Зайцы скачут: скок, скок, скок,

          На зелёный на лужок.

          Травку щиплют, кушают,

          Осторожно слушают,

          Не идёт ли волк?

    Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

«У страха глаза велики».

Упражнение.

    Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки). А затем вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!

«Дружба начинается с улыбки». Упражнение.

    Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и подарите молча каждому, по очереди, самую добрую, какая есть, улыбку. (Включается музыка).

«У медведя во бору».

Подвижная игра.

    Ход игры: Дети становятся в круг, в центре ребёнок в маске медведя. Дети ходят по кругу хороводом и поют:

У медведя во бору

  Грибы, ягоды беру,

 А медведь не спит,

Всё на нас глядит,

    А потом как зарычит

  И за нами побежит.

   Дети разбегаются. Медведь рычит и пытается поймать кого-нибудь из детей. Пойманный ребёнок становится медведем, и игра повторяется.

«Хоровод». Дидактическая игра.

    Ход игры:  Встаньте в круг и по моей команде (звон колокольчика), двигаясь друг за другом, изобразите печального зайчика, злого волка, весёлого воробья, удивлённую лисицу, сердитого медведя, испуганную лягушку.

«Повстречались». Пальчиковая гимнастика.

   Педагог называет детёнышей животных, а дети говорят как они кричат, и одновременно делают пальчиковую гимнастику.

П: Повстречались два котёнка

Д: Мяу – мяу! (Соединяют мизинцы)

П: Два щенка.

Д: Гав – гав! (Соединяют безымянные пальцы)

П: Два жеребёнка!

Д: Иго – го! (Соединяют средние пальцы)

П: Два поросёнка.

Д: Хрю – хрю! (Соед.  указательные пальцы)

П: Два бычка.

Д: Му – у! (Соединяют большие пальцы).

«Кукла спит».

Я хожу, хожу, хожу,

(Ходьба на месте с высоким подниманием колен).

Вдруг я куклу разбужу!

(Полупресидание, удержание позы).

Кукле надо отдыхать,

(Потягивание на носочках, глубокий вдох).

Кукле хочется поспать

Я на цыпочках хожу,

Куклу я не разбужу.

(Руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шёпотом).

И ни разу, и ни разу

Я словечка не скажу.

«Познакомим Мишку с игрушками». Дидактическая игра.

    Дети садятся на ковёр. Игрушки стоят на столе перед ними. Воспитатель берёт 6-7 игрушек и предлагает назвать их и запомнить. Затем накрывает игрушки скатертью. Незаметно от детей одну игрушку убирает. Открыв игрушки, спрашивает у детей: «Какой игрушки не стало?»

«Коробка с игрушками». Дидактическая игра.

   Воспитатель приносит коробку с игрушками.

Игрушки выкладываются и раздаются детям для игр по выбору. При этом воспитатель может прочитать детям стихи А.Барто «Игрушки».

«Расскажи стихи руками». Дидактическая игра.

    Воспитатель читает стихотворение и показывает движения, а дети смотрят и   запоминают. Затем все вместе пробуют показать нужные движения.

«Тише!» Этюд.

    Мышата (дети) должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

( выразительные движения: указательный палец приставить к губам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по эмоциональному развитию детей 4 лет

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет....

КАРТОТЕКА ИГР ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И СНЯТИЮ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА

Игра очень важна для развития счастливого ребенка. Игра – это умение весело и легко учиться видеть и понимать мир вокруг, контактировать с окружающими людьми, думать, говорить и делать. В игре все не ...

Картотека развивающих игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию

Картотека развивающих игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию...

Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста по эмоциональному развитию

Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста по эмоциональному развитию...

Картотека занятий, направленных на развитие эмоционального мира дошкольников 4-5 лет.

Занятие «Тайна моего имени»Цели: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.Оборудование: две куклы; ко...

Картотека игр для эмоционального развития

Картотека содержит игры на развитие у дошкольников умения распознавать, проявлять и управлять своими эмоциями и чувствами. Картотека так же содержит игры и упражнения на избавление от негативных эмоци...

Картотека игр на эмоциональное развитие

Картотека игр на эмоциональное развитие...