Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя ДОУ
статья (младшая группа)

Что такое артикуляционная гимнастика для детей

 

Актуальность:

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Однако опыт моей работы  с детьми 3-4 лет показал, что дети данного возраста имеют слабые предпосылки  к полноценному речевому  развитию. Только в группе детей, с которыми я работаю было выявлено врачом-психиатром около 45% детей с ЗРР (задержка речевого развития).

Очень хорошо в практике воспитателя по развитию подвижного артикуляционного аппарата и речи в целом помогает использование приемов здорово сбережения, а в частности упражнения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

 

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

 

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения  быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).

 

 

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык  в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.

 

      В своей работе, я использовала артикуляционные сказки. Суть сказки «Репка» заключается не только в том, чтобы  познакомить детей с фольклорным произведением «Репке», развивать понимание, смысл содержания сказки в доступной для детей форме, а так же в доступной и близкой детям форме развивать у них подвижность артикуляционной моторики

         Вывод:

         Я пришла к тому, что систематическое использование элементов артикуляционной гимнастики в занятиях НОД по развитию речи с детьми 3-4 лет может хорошо помочь  в развитии  у детей младшего возраста речевых навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Загадка»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

в работе воспитателя ДОУ

Выполнила воспитатель:

Махмудова Л.Т.

г. Южно-Сахалинск

2020г.

Что такое артикуляционная гимнастика для детей

Актуальность:

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Однако опыт моей работы  с детьми 3-4 лет показал, что дети данного возраста имеют слабые предпосылки  к полноценному речевому  развитию. Только в группе детей, с которыми я работаю было выявлено врачом-психиатром около 45% детей с ЗРР (задержка речевого развития).

Очень хорошо в практике воспитателя по развитию подвижного артикуляционного аппарата и речи в целом помогает использование приемов здорово сбережения, а в частности упражнения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения  быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык  в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.

      В своей работе, я использовала артикуляционные сказки. Суть сказки «Репка» заключается не только в том, чтобы  познакомить детей с фольклорным произведением «Репке», развивать понимание, смысл содержания сказки в доступной для детей форме, а так же в доступной и близкой детям форме развивать у них подвижность артикуляционной моторики

        Вывод:

        Я пришла к тому, что систематическое использование элементов артикуляционной гимнастики в занятиях НОД по развитию речи с детьми 3-4 лет может хорошо помочь  в развитии  у детей младшего возраста речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Консультация для педагогов"Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Даются рекомендации  как и когдаиспользовать артикуляционную гимнастику воспитателю в работе с детьми....

Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...

Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя

В статье дается понятие артикуляционной гимнастики, описывается методика ее проведения воспитателем....

Консультация для воспитателей «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

В консультации описаны методы и приёмы, игры для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики....

Мастер класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Рекомендации воспитателям по проведению Артикуляционной гимнастики...