Консультация для педагогов"Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
консультация по логопедии на тему

МочаловаТатьянаИвановна

Даются рекомендации  как и когдаиспользовать артикуляционную гимнастику воспитателю в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДУ «Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя»                                                                              

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно — важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции.

Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Причины , по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.                            

 2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты,  когда с ними начнет заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным , но вялым звукопроизношением ,про которых говорят ,что у них «каша во рту».

 4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым – научиться говорить правильно ,четко и красиво.

Артикуляционная гимнастика проводится в группах детского сада — после общей зарядки, желательно в зале-перед зеркалами. Дети выстраиваются перед зеркалами-педагог встаёт за их спинами .Все видят друг друга. Артикуляционная гимнастика длится от 5-8-10 минут (не более). Каждое упражнение выполняется не менее 8 раз. За прием предлагается 3-5 упражнений. Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми заменяется новым. Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы.  Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

1«ТРУБОЧКА»Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении 10-15 секунд.

2«ХОБОТОК»Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении 10 сек.

3.«ИГОЛОЧКА»Цель.Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1-10.

4.«ЖЕЛОБОК»Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

5.«ЧАШЕЧКА»Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть,широкий кончик языка поднять,подтянуть его к верхним зубам(но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

6.«ЛОШАДКА»Цель.Учить растягивать подъязычную  связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание проводится с изменением темпа(медленно- быстрее- очень быстро).Выполнять 10-15 раз.

7.«КАТАНИЕ  ШАРИКА»Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения(как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта.Движения выполняются сначала по часовой стрелке(5-6 кругов); затем против часовой стрелки(5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

8.«ФУТБОЛ»Цель. См.упр.»КАТАНИЕ ШАРИКА»

Рот закрыт.Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики-«мяч в воротах».

Предлагаю статические упражнения с картинками.
«Веселые зверята»
«Улыбка»
Белые, крепкие зубки у зайки
И ты покажи свои без утайки
Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Ударжать 5-10 секунд

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_1012d607f52da71d04c0454c42b5351d.png.jpg                           http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_a86951439304e4427e554ab3f4aef2fd.jpg.jpg

«Обезьянка»
Обезьянку покажиЯзык за губку заложи
Губы и зубы сомкнуты, язык между нижней губой и зубами. Удержать 5-10 секунд

«Бегемот»
Шире открывай свой рот
Как огромный бегемот
Имитация зевания с широким открыванием рта, 5-7 повторов

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8338_daf7525aee2394a17ea9e1b13a0ba01f.jpg.jpg                             http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8338_b9fec129f9bb714fda4474009aa883a8.jpg.jpg
«Трубочка»
Если волк, уснуть не может
Губы в трубочку он сложит
Губы максимально вытянуть вперед, удержать в таком положении 3-5 секунд, повторить 5 раз

«Трубочка» - «Улыбка»
Волк и заяц подружились
Целый час они мирились
Волк научит зайку выть
Зайка волка учит грызть

Губы максимально вытянуть вперед, удержать в таком положении 3-5 секунд, губы растянуть в широкую улыбку, зубы сомкнуты и видны, удержать 3-5 секунд, повторить 5 раз

«Сладкий мед»
Любит мишка сладкий мед
Слижет язычком - и в рот
Кончиком языка дотронуться до нижней губы, губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, подбородок неподвижен 10 повторов

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8338_1c88813bce1ead8fb58c86e6848e38d2.jpg.jpg
«Киска»
Как лакает молоко
Наш котенок языком?
С нижней губки языком
Слижем тоже молоко
Широким языком дотронуться до нижней губы, провести по ней и спрятать за нижние зубы, губы при этом растянуты в улыбку, рот приоткрыт, подбородок неподвижен 10 повторов Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной ,  хорошо развитой ,связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения»

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша ...

Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя

В статье дается понятие артикуляционной гимнастики, описывается методика ее проведения воспитателем....

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя ДОУ

Что такое артикуляционная гимнастика для детей Актуальность:Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-...

Мастер класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Рекомендации воспитателям по проведению Артикуляционной гимнастики...