Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Подготовка детей к школе с помощью кинезиологических упражнений"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мацалюк Татьяна Владимировна

Цель: создание условий для внедрения универсального метода кинезиологии для подготовки детей к школе.

Задачи:

•Развивать мелкую моторику кистей рук;

•Развивать координацию и общую моторику ребенка;

•Развивать память, внимание, мышление, речь;

•Формировать навыки произвольности и самоконтроля.

Гипотеза: кинезиологические упражнения способствуют успешной  подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx338.59 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04f2/00007a21-f1c90cef/img5.jpg

Практико-ориентированный проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Подготовка детей к школе

с помощью кинезиологических упражнений»


                                                                                 

Тема проекта  «Подготовка детей к школе с помощью кинезиологических упражнений»

Вид проекта: практико - ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети, педагоги.

Дополнительно привлекаемые участники (специалисты):  педагог-психолог.

Структура проекта.

1.        Актуальность.

2.        Постановка проблемы.

3.        Постановка цели.

4.        Задачи проекта.

5.        Гипотеза.

6.        Принципы проекта.

7.       Технология подготовки и проведения    комплекса упражнений.

8.      Работа с родителями

9.      Этапы реализации проекта.

10.    Циклограмма реализации проекта.

11.    Прогнозируемый результат.

12     Литература.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

                                           чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтенью

Актуальность. 

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным. Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу.

Многие  ошибочно считают, что самое главное – научить ребенка читать, считать, писать. На самом деле, это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий ребенок, начиная обучаться в школе, снижает свои успехи. Ребенок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление, не может сосредоточиться на уроке, с трудом высказывается, невнимательно слушает учителя. Эти признаки говорят о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, мышление, память. 

Целью подготовки детей к школе является формирование учебной мотивации старших дошкольников; помощь в становлении самосознания; развитие творческого мышления, памяти, внимания; направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации к школе. Как же поддержать познавательную активность детей, развить их мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая  излишней информацией? Как помочь развить умственные способности, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?

Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие. 

Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта которые необходимы ребёнку при поступление в школу. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений,  в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что необходимо для поступления в школу.

Проблема:

- На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

- Вторая проблема малая осведомлённость родителей  о нетрадиционном методе  кинезиология.

   Цель: создание условий для внедрения универсального  метода   кинезиологии  для  подготовки детей к школе.

  Задачи:

•Развивать мелкую моторику кистей рук;

•Развивать координацию и общую моторику ребенка;

•Развивать память, внимание, мышление, речь;

•Формировать навыки произвольности и самоконтроля.

Гипотеза: кинезиологические упражнения способствуют успешной  подготовке детей к школе.

Принципы реализации проекта:

- Целенаправленность процесса психологического развития на основе возрастных особенностей детей. Все дети неповторимы и имеют свои индивидуальные особенности. Значительное внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы, в выявление и учёт индивидуальных особенностей темперамента, черт характера.

- Единство содержания форм и методов работы.  Комплекс упражнений  направлен на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии.

- Принцип системности и последовательности. Систематичность и взаимосвязь  материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих комплексах,  позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие; способствуют получению требуемых результатов.

Планируемые результаты проекта:

В результате кинезиологических упражнений у детей:

-улучшится речь, память и концентрация внимания;

-развиваются межполушарные взаимосвязи;

-снизится утомляемость;

-повысится способность к произвольному контролю;

-активизируются интеллектуальные и познавательные процессы.

Технология подготовки и проведения    комплекса упражнений.

Для проведения   комплексов упражнений   в условиях детского  сада специального помещения, оборудования не требуется, но следует соблюдать ряд правил:

- педагог сам осваивает  упражнения.

- упражнения должны выполняться строго по инструкции. Любые, даже самые незначительные, на взгляд непрофессионала, изменения снижают, а то и вовсе сводят на нет всю эффективность подобранных упражнений.

- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

- Комплекс упражнений   должен  проходить только в спокойной, доброжелательной атмосфере.

- работа должна быть системной, проводить упражнения необходимо ежедневно.

-заниматься можно индивидуально или сразу с несколькими детьми.

-упражнения необходимо постепенно усложнять, вводить новые упражнения, увеличивать темп.

Продолжительность комплекса упражнений   10 – 15 мин.

Периодичность — ежедневно.

Время занятий – утро, день.

Длительность выполнения   одного  комплекса упражнений – 45  дней.

комплекс упражнений  включает в себя:

- Массаж, точечный массаж;

- Упражнение для развития мелкой моторики;

-Кинезиологическое  упражнение. Телесные движения, развивающие межполушарное взаимодействие;

- Растяжка;

-Дыхательные упражнения или упражнения на релаксацию.

Технология подготовки и проведения    комплекса упражнений.

«Зеркальное рисование»

1.        Рисование двумя руками достаточно сложно. Поэтому поначалу полезнее предложить обвести картинки обеими руками одновременно по пунктирным линиям.  

2.        Полезно прорисовать весь образ сначала в воздухе (в увеличенном масштабе и в том же порядке, в каком вы будете работать на листе), причём с кисточками в руках или фломастерами.

3.        Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом.

4.        После того, как выполняющий упражнение поймет, что от него требуется, в данном упражнении поощряется творчество, создание собственных картинок, а не следование образцу.

5.        Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.

6.        Для правильного выполнения задания надо стремиться фиксировать взгляд на центральной линии рисунка, стараясь боковым зрением охватить его целиком.

7.        Ставим кончики карандашей на точки, и начинает синхронно проводить цветные линии, стараясь сохранить единый темп выполнения задания, руки должны двигаться одновременно, а не по очереди.

8.           Перед проведением обязательно провести  любой комплекс. Тем самым  в течение выполнения упражнений увеличиваем мозговую нагрузку.

9.        И обязательно помнить о проведении  глазодвигательных упражнений.

Работа с родителями:

  1. Познакомить родителей с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
  2. Создание альбома «Кинезиология в детском саду» (нетрадиционные формы работы).
  3. Оформление папки с материалами проекта.
  4. Научить родителей применять эту методики на практике.
  5. Проведение индивидуальных встреч  с родителями для консультаций по проведению  игровых сеансов.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационно-подготовительный.

Задачи: 

Создание условий для внедрения нетрадиционного метода кинезиологии для повышения  уровня готовности детей к школе, вовлечение родителей в тему проекта.

1.Подбор программно-методического обеспечения.

За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк. 

2. Пополнение развивающей среды:

 - Составление комплексов  кинезиологических упражнений с использованием   растяжек, дыхательных упражнений, глазодвигательных упражнений, телесных упражнений, упражнений для развития мелкой моторики,  релаксационных упражнений, массаж.

-Обогащение уголка для развития мелкой моторики  рук пособиями для кинезиологических комплексов.

II этап – практический

Задачи: Введение  комплексов упражнений  в индивидуальную работу, и режимные моменты.

1.Проведение  комплексов кинезиологических упражнений.

III этап - Заключительный.

Задачи: Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

1.Презентация продукта проекта.

1.Составление мини - сказок   с  показом  упражнений  из кинезиологии.

2.Сборник для родителей « Кинезиологические упражнения для моего ребёнка».

Если у детей не вызывает трудности при выполнении  комплекса упражнений, можно  добавить дополнительные упражнения из приложения №5

ЦИКЛОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

МЕСЯЦ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

1.

2.

1-4 НЕДЕЛЯ СЕНТЯБРЯ

1-4 НЕДЕЛЯ ОКТЯБРЯ 

3-4 неделя октября

1. «Кнопки мозга»

Встаньте удобно, с середины лба нащупайте точки, на которые нужно нажать пальцами, и круговыми движениями, мы медленно начинаем массировать эти точки, сначала в одну, а затем в другую сторону. (20-30 раз)

2. « Стол».

У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка.

Левая рука складывается в кулак. Сверху на кулак опускается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно полу. По счету менять положение рук.

3. «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте  пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем  последовательно указательный, средний и т.д. Проба  выполняется в прямом (от указательного пальца к

мизинцу) и в обратном (от мизинца к  указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется  каждой рукой отдельно, затем вместе.

(3-4  неделя сентября)

1. «Кнопки мозга»

Встаньте удобно, с середины лба нащупайте точки, на которые нужно нажать пальцами, и круговыми движениями, мы медленно начинаем массировать эти точки, сначала в одну, а затем в другую сторону. (20-30 раз).

2. «Стул»

Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулак большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.

3. «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте  пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем  последовательно указательный, средний и т.д. Проба  выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к  указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется  каждой рукой отдельно, затем вместе.

4.«Кулак-ребро-ладонь».

Три положения руки на плоскости стола,  последовательно сменяющих друг друга: кулак (ладонью  вниз), ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу

вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя

5. «Дирижер»

 Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку.  Представьте себя дирижером, который руководит большим оркестром.

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком.… Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все  тело. Дирижируйте всем своим телом, и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

1.Массаж. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную

раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. «Грабли»

Листья падают в саду, я их граблями смету. Ладони рук развернуты к себе, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

3.  «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте  пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем  последовательно указательный, средний и т.д. Проба  выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к  указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется  каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь».

Три положения руки на плоскости стола,  последовательно сменяющих друг друга: кулак (ладонью  вниз), ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4. «Снеговик»

 Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

1. «Кнопки земли»

Находим точки ниже ключиц, кладем на них пальцы левой руки, правой рукой находим пупочную область, кладем правую руку и одновременно начинаем круговые движения (двумя руками-20- 30 раз, и тоже самое правой рукой.

2. «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел —

Стал он тонкий и худой.

Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.

3. «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения руки на плоскости стола,  последовательно сменяющих друг друга: кулак (ладонью  вниз), ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Лезгинка».

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. «Снеговик»

 Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.        

Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое –

кинезиология?» «Роль кинезиологии в оздоровлении и физическом развитии

дошкольников».

Консультация с презентацией «Кинезиологические упражнения – это просто и весело».

Родительское собрание «Кинезиология для детей».

3.

1-4 НЕДЕЛЯ НОЯБРЯ

3-4 неделя ноября

1. Массаж. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную

раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2.  «Цепочка»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

3. «Лезгинка».

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4.«Ухо-нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»

5. «Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку.  Представьте себя дирижером, который руководит большим оркестром.

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком.… Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все  тело. Дирижируйте всем своим телом, и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

1. «Кнопки земли, кнопки мозга»

 Нужно положить правую руку на подбородок, чуть ниже нижней губы, а левую руку, от пупка, мы кладем вниз и просто держим ее, а в это время правой рукой массируем точку на лице. (20-30 раз)

2. «Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-трам-трам.   И ударил трам-трам-трам.

Пальцы согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.

3. «Ухо-нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

4.«Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен  двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы  обеих рук.

5. «Путешествие на облаке» 

 Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – ни будь чудесное и волшебное.… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Родительское собрание с показом презентации «Использование кинезиологических

упражнений на занятии и в свободное время»

4.

 1-4 НЕДЕЛЯ ДЕКАБРЯ

3-4 неделя декабря

1.  «Кнопки земли»

 Нужно положить правую руку на подбородок, чуть ниже нижней губы, а левую руку, от пупка, мы кладем вниз и просто держим ее, а в это время правой рукой массируем точку на лице. (20-30 раз).

2.  «Кошка»

  А у кошки ушки на макушке,  Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

3.  «Ухо-нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

4.«Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен

двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы

обеих рук.

5.«Перекрестные шаги»

Согнуть левую ногу в колене, а правую руку в локте, согнутую руку двигаем вниз к колену, а согнутую ногу в колене поднимаем вверх, до встречи колена и локтя, и так же с правой ногой и левой рукой. Упражнение выполнять не менее 5-10 раз обеими ногами в медленном темпе.

6. «Сова»  Правую руку кладем на левое плечо, нажимаем ниже, голову отворачиваем вправо и начинаем поворачивать голову в лево, дотрагиваясь подбородком до руки. Кроме того сова ищет мышку и произносит звук «ух».2- 3 оборота будет достаточно для одной и для другой стороны. Меняем руки. Это упражнение усиливает кровоток.

Повторение всех движений.

1.«Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте  пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем  последовательно указательный, средний и т.д. Проба  выполняется в прямом (от указательного пальца к

мизинцу) и в обратном (от мизинца к  указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется  каждой рукой отдельно, затем вместе.

2.«Кулак-ребро-ладонь».

Три положения руки на плоскости стола,  последовательно сменяющих друг друга: кулак (ладонью  вниз), ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя

3.«Лезгинка».

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4.«Ухо-нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»

5.«Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6.«Перекрестные шаги»

Согнуть левую ногу в колене, а правую руку в локте, согнутую руку двигаем вниз к колену, а согнутую ногу в колене поднимаем вверх, до встречи колена и локтя, и так же с правой ногой и левой рукой. Упражнение выполнять не менее 5-10 раз обеими ногами в медленном темпе.

Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «Кинезиология в

повседневной жизни», «Кинезиологические упражнения», «Что такое – игровой сеанс?»

5.

1-4 НЕДЕЛЯ ЯНВАРЯ

1.«Чтоб с мячами нам дружить, надо пальцы нам развить». 

Исходное положение: ноги врозь, мяч малого размера в руках перед грудью. Одновременные и попеременные сжимания и разжимания пальцами рук мяча; катание мяча между ладоней; сдавливание мяча кончиками пальцев; вращение кистей рук с мячом. Каждое движение выполняется 4–5 раз.

2.   «Мельница»        

Ребенок и взрослый садятся друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет!» — вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой.

Затем ребенок отвечает взрослому: «Моя сеет!» — вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: «Моя спеет!» — вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: «Моя жнет!» — поднимая средний палец левой руки.                                                                                                    

Перечисление разных видов работ («молотит», «мелет», «пироги печет») продолжается, пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков.

3. «Дом - ёжик – замок»

-1. Дом. Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы тоже вместе.

-2. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки.

- 3. Замок Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

Фигуры пальцев менять   по сигналу темп увеличивать.

4.«Кулачок»

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Один большой палец внутри кулака, другой снаружи. В быстром темпе меняем положение рук.

5. «Дерево».

 Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела».

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы)

6.

1-4 НЕДЕЛЯ ФЕВРАЛЯ

3-4 неделя февраля

1. «Кнопки космоса»

Кладем пальцы правой руки чуть ниже носа, над верхней губой, а другую руку мы кладем от поясницы вниз до копчика. Начинаем круговыми движениями пальцами правой руки массировать точку над верхней губой. (20-30 раз). Затем меняем руки.

2. «Пчёлки». 

Домик маленький на ёлке,           Одна из рук стоит на столе,        опираясь на локоть,

   Дом для пчёл, а где же пчёлки?    Пальцы растопырены (ёлка)

   Надо в дом постучать,                   На второй руке пальцы    смыкаются в кольцо (улей).

   Раз, два, три, четыре, пять.         «Улей» прижат к «ёлке»  Дети заглядывают в «улей».

Я стучу, стучу по ёлке,         Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя        

Где же, где же эти пчёлки?                                 руки.

Стали вдруг вылетать:            Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими

Раз два, три, четыре, пять!             (пчёлки летают).

3. «Кулачок»

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Один большой палец внутри кулака, другой снаружи. В быстром темпе меняем положение рук.

4.«Голова - живот».

Ноги на ширине плеч, одна рука на животе, другая на макушке. На выдохе: голову гладить круговыми движениями, по животу похлопывать. При выполнении всех упражнений чередуем руки.

5. «Ласты».

Ноги на ширине плеч руки вытянуты вперед, ладонями вниз. Сначала качаем руками вверх, вниз 6 раз. Затем правой и левой поочередно.

1. «Чтоб с мячами нам дружить, надо пальцы нам развить». 

Исходное положение: ноги врозь, мяч малого размера в руках перед грудью. Одновременные и попеременные сжимания и разжимания пальцами рук мяча; катание мяча между ладоней; сдавливание мяча кончиками пальцев; вращение кистей рук с мячом. Каждое движение выполняется 4–5 раз.

2.   «Мельница»

Ребенок и взрослый садятся друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет!» — вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой.

Затем ребенок отвечает взрослому: «Моя сеет!» — вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: «Моя спеет!» — вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: «Моя жнет!» — поднимая средний палец левой руки.                                                                                                    

Перечисление разных видов работ («молотит», «мелет», «пироги печет») продолжается, пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков.

3. «Дом - ёжик – замок»

-1. Дом. Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы тоже вместе.

-2. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки.

- 3. Замок Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Три положения последовательно сменяют друг друга. (Повторите 6-8 раз.)

 4.«Дрова».

Одна рука рубит топором, другая пилит, чередуем руки.

5.«Тренировка рук».

Ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: одна рука опускается круговыми движениями, другая махом.

6. «Струночка» 

Встать, ноги вместе, руки подняты вверх. “Растягиваем” все тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом; затем – только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом – только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки, ноги. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, потом – левая рука и правая нога.

Помощь родителям  в создании картотеки «Кинезиологические упражнения»

7.

1-4 НЕДЕЛЯ МАРТА

 3-4 неделя марта

1. «Кнопки космоса»

Кладем пальцы правой руки чуть ниже носа, над верхней губой, а другую руку мы кладем от поясницы вниз до копчика. Начинаем круговыми движениями пальцами правой руки массировать точку над верхней губой. (20-30 раз). Затем меняем руки.

2.   «Змейка»

Посмотрите-ка, друзья,        Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть.

У меня живёт змея!              Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".

По дивану, по коврам          Медленно вращаем кистью руки.

Может ползать тут и там.     Выполняем рукой медленные  волнообразные движения.

Хоть и нет у змейки ножек,    «Змея» ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз

Очень быстро по дорожке,             (рот).

Широко открыв свой рот           Пальцы вновь сомкнуты в кулак щепоть.

За лягушками ползёт.    Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).

Нет у этой змейки глаз                    Волнообразные движения рукой.        

И поймала в этот раз  «Змея» хватает за нос партнёра по игре.

Не лягушек, не стрекоз,

А ребёночка за нос.

3. «Дрова».

Одна рука рубит топором, другая пилит, чередуем руки.

«Тренировка рук». Ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: одна рука опускается круговыми движениями, другая махом.

4.«Гусь - курица -  петух».

- 1. Гусь. Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть с опорой на большой.

- 2. Курица. Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накладываются  друг на друга в полусогнутом  положении.

- 3. Петух. Ладонь поднять вверх. Указательный палец упирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это « гребешок». Три положения последовательно сменяют друг друга. (Повторите 6-8 раз.)

5. «Ласты».

Ноги на ширине плеч руки вытянуты вперед, ладонями вниз. Сначала качаем руками вверх, вниз 6 раз. Затем правой и левой поочередно.

1.«Ушки на макушки»

Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. «Крючки».

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

3.«Гусь - курица -  петух».

- 1. Гусь. Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть с опорой на большой.

- 2. Курица. Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накладываются  друг на друга в полусогнутом  положении.

- 3. Петух. Ладонь поднять вверх. Указательный палец упирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это « гребешок». Три положения последовательно сменяют друг друга. (Повторите 6-8 раз.)

4«Прыжки».

Ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: прыжок – свести ступни, одну руку привести к плечу, другую вытянуть над головой.

5. «Чучело»

 Руки согнуты на уровне плеч. Сначала сгибаем в локтях, и понимает руки вверх одновременно (6 раз) затем поочередно правой и левой рукой.

Анкета «Готов ли мой ребенок

 Собрание

«Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности»

8.

1-4 НЕДЕЛЯ АПРЕЛЯ

3-4        неделя  апреля

1.«Массаж лица».

 Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

2. «Собака».

    У собаки острый носик,

    Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

3. «Прыжки».

Ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: прыжок – свести ступни, одну руку привести к плечу, другую вытянуть над головой.

4.«Ножницы - собака – лошадка».

-1. Ножницы.  Ладонь на ребро. Указательный и средний палец выдвинуть в перед, остальные сложены. Делаем движения   открываем, закрываем ножницы.

   - 2. Собака.  Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть..

- 3. Лошадка.  Большой палец правой руки поднять вверх сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом. Образуем пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх. Три положения последовательно сменяют друг друга. (Повторите 6-8 раз.)

5. «Движения с отставанием»

Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг.

Правая – в сторону, левая – внизу, правая – вперёд, левая – в сторону и т. д. Движения рук выполняются одновременно.

6.«Яйцо».

Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться.

1.« Апельсин». 

Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке лимон. Сдавите его сильно и попытайтесь выжать весь сок из него (рука сжимается в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). Разожмите кулачок. Откатите лимон, ручка теплая, мягкая.., отдыхает.… Теперь возьмите апельсин в правую руку (выполняется та же процедура).

2.  «Посадили зёрнышко».

Посадили зернышко,     ладем в ладони всем детям «зернышко».

Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети — свети!       кисти сжимаем и разжимаем по очереди.

Зернышко, расти — расти!        ладони вместе, руки двигаются вверх.

Появляются листочки,      ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с   большим пальцем на двух руках одновременно.

Распускаются цветочки.           Кисти сжимаем и разжимаем по очереди

3. «Ножницы - собака – лошадка».

-1. Ножницы.  Ладонь на ребро. Указательный и средний палец выдвинуть в перед, остальные сложены. Делаем движения   открываем, закрываем ножницы.

   - 2. Собака.  Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть..

- 3. Лошадка.  Большой палец правой руки поднять вверх сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом. Образуем пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх. Три положения последовательно сменяют друг друга. (Повторите 6-8 раз.)

4.«Движения с отставанием»

Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг.

Правая – в сторону, левая – внизу, правая – вперёд, левая – в сторону и т. д. Движения рук выполняются одновременно.

5.«Горизонтальная восьмерка»

 Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

6. «Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Практикум для родителей «Семейная игровой комплекс»

9.

1-4НЕДЕЛЯ МАЯ

3-4 неделя  мая

Июнь.

Июль.

Август

1.«Дом»

На полянке стоит дом

В этом доме умный гном.      Массажируем точку между бровей

Он в окошечки глядит,

Что увидит — говорит.               Массажируем точки на висках

2.«Ходилки»

Дети «ходят» пальчиками  (указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем) сначала правой рукой, затем левой, затем одновременно двумя руками.

3. Флажок - рыбка - лодочка.

1. Флажок. Ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.

2.Рыбка. Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.

3.Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. (Повторите 6-8 раз.)

4.«Горизонтальная восьмерка»

 Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

5.«Пальцы  врозь».

Ладони вместе, разводить в стороны большие пальцы, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы. Остальные при этом остаются вместе.

6. «Сорви яблоко» 

Исходное положение – стоя.

Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Тоже самое провести для левой руки.

1.«Точка внимания» 

Понемножку по ладошке наши пальчики идут (пальцы одной руки легко стучат по ладони другой)

Серединку на ладошке наши пальчики найдут

(тоже другой рукой)

Чтоб внимательнее стать - (нажимать пальцем на центр ладони)

Нужно точку нажимать  (поменять руки)

Помассировать по кругу

(круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой)

А теперь расслабить руку.

(легко пошевелить пальцами)

Давим,   (крепко сжать кулаки)

Тянем,  (напряженно вытянуть пальцы)

Отдыхаем   (расслабить кисть)

Мы внимательными станем (скрестить руки на груди)

2. «Слон» 

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

(Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем.  Качаем всей кистью.  Выполняем движение   поочерёдно двумя руками.)

3. Флажок - рыбка - лодочка.

1. Флажок. Ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.

2.Рыбка. Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.

3.Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. (Повторите 6-8 раз.)

4.«Рисование двумя руками»  

Рисование в воздухе, одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем – в противоположную. Сначала рисуют прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные. Разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5.«Пальцы  врозь».

Ладони вместе, разводить в стороны большие пальцы, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы. Остальные при этом остаются вместе.

6. «К солнцу».

Ребенок садится на пол, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь дотянуться пальцами до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко, ребенок как бы «потягивается»(3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды). Выполняется 3-5 раз.

                

                

 Приложение №1.                

Приложение №2.                

Приложение №3           Приложение №4.        

Родительское собрание

 « Подведение итогов».

Познавательная встреча.

«За новыми достижениями»

Индивидуальные консультации

Помощь родителей в создании иллюстрированного альбома «Кинезиологические

сказки».

Результативность реализации проекта:

В ходе систематических   упражнений по кинезиологии у детей развиваются межполушарные связи, улучшилась  память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

 Так же снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

- улучшились навыки самообслуживания;

 - развивается устная речь;

- формируется логическое мышление;

- улучшаются коммуникативные навыки;

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень

развития интеллекта у детей.

Продукт проекта:

  1. Составление мини - сказок   с  показом  упражнений  из кинезиологии.
  2. Сборник для родителей « Кинезиологические упражнения для моего ребёнка».

Литература:

1.Адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.1. Деннисон Г. , Деннисон И. «Гимнастика мозга».

2.Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

3.Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. –  48 с.

4. Сиротюк А. Л. «Кинезиологические упражнения» М., 2003.

5. Столяренко Л. Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга».

6.http://www.tinlib.ru/zdorove/200_uprazhnenii_dlja_razvitija_obshei_i_melkoi_motoriki/p3.php (ДИАГНОСТИКА)

7. https://studopedia.su/14_70036_test-pavlova-ip.html (ДИАГНОСТИКА)

8. https://www.maam.ru/detskijsad/-kineziologicheskii-trenazh-r-igrovoe-posobie-dlja-razvitija-melkoi-motoriki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"АЛЛЕЯ СЛАВЫ" Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, посвященный 70-летию Великой Победы.

Цель проекта направлена на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и воспитания уважитель...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Измерение массы предметов"

Проект  разработан и проведен с детьми. Показал соответствие игр и  материалам возрасту.  Содержит  нестандартные подходы и решения в приобретении новых знаний, а так же  авто...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Мир эмоций"

Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирова...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «По страницам сказочного мира»

Недаром дети любят сказку.Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца....

Долгосрочный информационно – практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пластилиновые чудеса»

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилино...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «По страницам сказочного мира»

Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-­нравственного развития ребенка, ко...

Практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «Профессии прошлого – профессии будущего».

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно...