проект "Каникулы здоровья"
методическая разработка

Павельева Татьяна Леонидовна

формирование модели поведения дошкольников в экстремальных ситуациях и создание условий для мотиваций у детей на здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kanikuly_zdorovya.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Проект "Каникулы здоровья"

Актуальность проекта: Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связанны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует  различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.

 На сегодняшний момент, возрос уровень требований к обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников в дошкольных учреждениях, с одной стороны, с другой – отсутствие специалистов по ОБЖ в садах, большое количество различных методических рекомендаций приводит к тому, что мероприятия по ОБЖ проводятся стихийно, чаще всего имеют теоретический уклон, слабо отрабатываются у дошкольников навыки реагирования в экстремальных ситуациях. А ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, самостоятельность и ответственность за свое поведение, и прежде всего одна из категорий формирования ценностного отношения к своему здоровью.

Постановка проблемы: Разработать проект, в рамках которого, в течение всей недели в ДОУ будут проводиться комплексные мероприятия для участников средней группы в воспитательно-образовательном процессе, направленные на:

  • профилактику здорового образа жизни;
  • формирование навыков безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях и отработку навыков эвакуации всего коллектива ДОУ, при сигналах опасности.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: формирование модели поведения дошкольников в экстремальных ситуациях и создание условий для мотиваций у детей на здоровый образ жизни.

Задачи проекта:

  1. Выявить проблемы, возникающие у дошкольников и педагогов при организации мероприятий в экстремальных ситуациях;
  2. Создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью;
  3. Развить у дошкольников самостоятельности, инициативы, интереса к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения.

Возраст участников: дошкольники средней группы

Основные формы реализации проекта: беседы, детское творчество,использование ИКТ, просмотр мульфильмов, прослушивание песен,  эстафеты, игры, викторины, конкурсы,  работа с родителями.

Ресурсы: информационные

Этапы реализации проекта:

1 этап – создание условий работы по теме

2 этап – организация работы по проекту

3 этап – подведение итогов реализации проекта

Предполагаемый результат проекта: Дошкольники: дошкольники должны четко реагировать на ситуацию «Три звонка», иметь представление о возможных опасных ситуациях.

Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, цели дня, в конце дня подводятся итоги. Результатом работы является умение дошкольников четко реагировать на ситуацию «Три звонка» при эвакуации, отработана модель поведения при сигналах опасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

   

1 неделя

Понедельник.

Тема дня: «Правила гигиены»

Цели дня: закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

Личная гигиена

Личная гигиена включает в себя уход за телом, за волосами, полостью рта. Личная гигиена ребенка включает еще и обязательные элементы закаливания. Возможность проведения водных процедур во многом зависит не только от условий быта семьи ребенка, но и от культуры его родителей. В культурных семьях дети не только умеют чистить зубы, ежедневно принимают водные процедуры утром и вечером, моют руки перед едой и после посещения туалета, но и знают, почему нужно поступать именно так.

 Когда дети моют руки перед завтраком или обедом, то они зачастую вытирают руки одним полотенцем, которое может служить инкубатором для микробов. Лучший способ – индивидуальные бумажные салфетки или индивидуальное полотенце.

 Большое значение для здоровья ребенка имеет правильно подобранная зубная паста. Желательно, чтобы у ребенка был свой тюбик пасты, тогда родителям не составит труда контролировать выполнение гигиенических процедур.

 Белье должно быть чистым, не должно быть слишком большим или слишком тесным. Следить за чистотой верхней одежды ребенок должен научиться еще в дошкольном возрасте. Неопрятность ребенка – признак низкой культуры семьи и плохой воспитательной работы педагога с семьей. Безусловно, дети пачкаются сами и пачкают одежду, но сиюминутная грязь и засаленная одежда – вещи разные.

 – Дети должны чистить сами свою обувь (конкурс на блестящий ботинок, самую чистую кроссовку).

 – У детей дома должны быть: личная губка-мочалка, зубная щетка, паста, полотенце.

Игра «Путешествие в Страну чистоты»

Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков)

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну друг за другом, за капитаном. На противоположной стороне зала стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумаги, пакеты. По команде 1-й участник бежит, собирает один мусор и кладет его в ведро, бежит назад передает эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, которая больше соберет мусора.

Игра-эстафета «Помой посуду» (для девочек)

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну за капитаном. На другом конце зала стоит воспитатель. Рядом с ним на стуле стоит таз (для мытья посуды) По сигналу девочка берет в руки 1 чашку и 1 блюдце и идет к тазу. Подойдя к тазу, имитирует мытье посуды, поочередно отдавая чистые предметы воспитателю, которая поочередно ставит на разнос. Девочка идет назад, передавая эстафету. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание.

Совместная игра «Шар по кругу»

Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу. Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос: «Как я помогаю маме?»

Мультколлаж. Просмотр мультфильмов: «Ох и Ах!», «Мойдодыр», «Федорино горе».

Вторник

Тема дня: «Первая помощь»

Цели дня: знакомство детей с элементами оказания первой медицинской помощи; развитие интереса к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения

Викторина «Ситуации»

1. Дети играли на улице в догонялки. Петя убегал от всех. Вдруг, Саша подставил подножку, Петя упал. У него оказался сильный ушиб колена, локтя и многочисленные ссадины.

Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать травмы?

2. Брат и сестра играли дома в салки. Брат пробегая, нечаянно уронил вазу. Ваза разбилась. Испугавшись, сестра стала быстро подбирать стекла и порезала руку.

Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать несчастного случая? Как оказать первую помощь?

3. Во дворе жгли листву. Дети крутились рядом. Один из них стал бить палкой по горящему полену. Искры разлетелись в разные стороны. Огонь попал девочке на куртку, куртка вспыхнула. Ребята растерялись. Девочка получила серьезные ожоги.

Вопрос: Кто виноват? Как избежать несчастного случая? В чем заключается первая помощь?

Загадки.

В природе от солнца бывает загар

 В доме от спички бывает … (пожар).

Платье Машеньке из шелка

 Сшили нитки и … (иголка)

На кухне в работе очень хорош

 Блестящий, наточенный, остренький … (нож).

Мультколлаж «Доктор Айболит»

«Диафильм» «03» спешит на помощь

В группах дети рисуют рисунки о работе скорой помощи, а затем из рисунков, по принципу диафильма, склеиваются те, которые имеют общий сюжет.

Среда.

Тема дня: «Здоровое питание»

Цели дня: расширение знаний старших дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создание условий для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе; создание мотивации для детей и родителей на формирование здорового образа жизни

Гигиена питания

  • Пища – это источник энергии. Пищевые продукты – строительный материал для новых клеток.
  • Углеводы – источник энергии. Они содержатся в овощах, фруктах, молоке.
  • Жиры – источник энергии и жирорастворимых витаминов. Жиры бывают животные и растительные.
  • Белки – источник энергии
  • Витамины – катализаторы, ускорители процессов обмена веществ.
  • Витамин А – содержится в молоке и молочных продуктах. Витамин А участвует в работе зрительного анализатора, при его недостатке ухудшается зрение.
  • Витамин Д – содержится в мясе, рыбе, особенно в рыбьем жире
  • Витамин Е – участвует в имунно-защитной функции организма, в репродуктивной функции.
  • Витамин К – содержится в мясных продуктах, много его в печени животных и птиц. Он участвует в процессе свертывания крови. При недостатке развивается кровоточивость.
  • Витамин С – содержится в овощах и фруктах. Богаты им лук, смородина, лимоны, крыжовник. Недостаток витамина С проявляется в повышенной утомляемости, сонливости и раздражительности.
  • Витамин В1 содержится в злаковых в шкурке зерна, шлифованном рисе. При недостатке витамина В1 развивается раздражительность, ухудшение памяти.

– Соблюдение режима питания – залог здоровья органов пищеварения.

Питание

Очень важно спозаранку

 Есть за завтраком овсянку.

 Черный хлеб полезен нам,

 И не только по утрам.

 Рыбий жир всего полезней,

 Хоть противный – надо пить.

 Он спасает от болезней,

 Без болезней – лучше жить!

 От простуды и ангины

 Помогают апельсины,

 Ну, а лучше есть лимон,

 Хоть и очень кислый он.

(Л.Зильберг)

 «Полезные продукты»

Дети совместно с родителями дома вырезают из журналов, газет, старых книг картинки с продуктами, необходимыми для полноценного роста дошкольника. В группе из полученных заготовок, с помощью педагога, составляется коллективная работа. Затем дети придумывают сказку – приключение о полезных продуктах. Работа вывешивается в группе.

Спортивный огород

Ход мероприятия

(Участники двух групп делятся на 4 команды, так чтобы в каждой команде был воспитатель.)

 Мероприятие начинается в актовом зале, где собираются команды. У каждой из команд: эмблема, название и девиз. Команды выстраиваются напротив друг друга. Главный судья представляет членов жюри, которые будут оценивать на этапах. Команды выбирают маршрутные карты по жребию.

 Судья объясняет правила игры.

  1. Команды передвигаются по первому этажу детского сада.
  2. У каждой команды свой маршрутный лист (передвигаясь по саду, команды не встречаются).
  3. Для каждого этапа выделяется определенное время.
  4. Выигрывает команда, которая вернется в зал с наибольшим количеством набранных очков,
  5. Судьи подсчитывают набранные очки.
  6. Перед стартом команды показывают название команды, девиз.

1 станция: Инсценировка сказки «Репка» (домашнее задание).

2 станция:«Собери пазлы».

На этом этапе дети собирают пазлы (1 – овощ, 1 – фрукт – собрать и дать характеристику).

3 станция: Загадки про овощи и фрукты.

 Детям задаются загадки, они их отгадывают и зарабатывают себе очки.

4 станция: Музыкальная.

 Исполняется песня (домашнее задание).

По окончанию соревнования все команды собираются в актовом зале. Пока судьи подсчитывают очки, с детьми проводятся подвижные игры.

Подвижная игра «Водяной»

Выбирается водящий «Водяной», который сидит в кругу с закрытыми глазами (на глазах повязка или маска из непроницаемой ткани). Дети идут по кругу и говорят: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой. Выгляни на чуточку, на одну минуточку». Круг останавливается. Водяной встает и подходит к одному из игроков. Задача «Водяного», определить кто перед ним из детей (можно трогать). Определив, кто перед ним, меняется с ним местами. Игра продолжается дальше.

Подвижная игра «Овощи и фрукты»

Группа делится на две равных по количеству детей подгруппы, выстраиваются в колоны. На противоположной стороне зала находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд: одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в лукошки. Один игрок может принести в свое лукошко только один предмет. В конце игры подсчитывается только количество правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко.

Подведение итогов, награждение.

Четверг.

Тема дня: «День безопасности»

Цели дня: создание условий для формирования представлений о возможных опасных ситуациях; развитие у дошкольников навыков реагирования в экстремальных ситуациях; закрепление знаний и умений воспитанников о правилах поведения на улице, в транспорте.

«Три звонка» – тренировочная эвакуация

План действий в чрезвычайных ситуациях. (Учебная тревога, пожар, землетрясение)

При подаче трех первых длинных звонков эвакуируются все находящиеся в здании, согласно плану. Повторный дублирующий сигнал тревоги – три вторых длинных звонка подается через минуту после начала эвакуации для оповещения тех, кто не слышал первый сигнал.

Викторина

1. Как правильно переходить дорогу?

 2. Как правильно осматривать дорогу перед началом перехода?

 3. На какой свет светофора можно переходить дорогу?

 4. Как нужно себя вести, при выходе из транспорта?

 5. Можно ли играть на проезжей части?

 6. Где нужно играть детям?

 7. Зачем нужна дорожная разметка, нанесенная на проезжую часть белой краской?

 8. Зачем нужны правила дорожного движения?

Игра «Лучший пешеход»

У ведущего в руках «светофор» – три картонных кружка.

 1-й – красный, 2-й – желтый, 3-й – зеленый.

 На светофоре – зеленый свет – дети бегают по залу, не сталкиваясь друг с другом.

 На светофоре – красный свет – дети замирают.

 На светофоре – желтый свет – дети хлопают в ладоши.

Пятница.

Конкурс чтецов. Тема- стихи о здоровье.    

Подвижная игра «Собери светофор»

Группа делится на две подгруппы, выбирается капитан команды. За капитаном все строятся в колонну. На другом конце площадки, стоит куб, на нём лежат три кубика (красный, жёлтый, зелёный). По сигналу, первый игрок из каждой команды, бежит до куба, собирает на нём светофор и бежит назад к своей команде, передавая эстафету хлопком по руке, следующему игроку. Выигрывает, та команда, которая быстрее и без ошибок выполнила все действия.

Песня «Красный – жёлтый – зелёный», музыка С. Кадочниковой; слова неизвестного автора.

Песенка о правилах. Слова И. Серякова; музыка С. Кадочниковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....