Проект "Здоровье - это здорово"
проект (старшая группа)

Шевченко Елена Вячеславовна

Проект "Здоровье - это здорово" для средней и старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorove_-_eto_zdorovo_3.docx85.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Брусничка» города Тарко-Сале  Пуровского района

Проект «Здоровье - это здорово!»

Подготовили воспитатели: Горяева Н.И.

                                             Шевченко Е.В.

  «Здоровье ребенка превыше всего,

 Богатство земли не заменит его

Здоровье не купишь, никто не продаст

 Его берегите, как сердце, как глаз».

 Ж. Жабаев

Девиз проекта  «Быть здоровым – здорово!»

«Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

 Знает вся моя семья

 — Должен быть режим у дня.

 Следует, ребята, знать

 — Нужно всем подольше спать.

 Ну а утром не лениться

 — На зарядку становиться!

 Чистить зубы, умываться

И почаще  улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра».

Тип проекта: познавательно-творческий, оздоровительный, групповой

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Авторы проекта: Горяева Н.И., Шевченко Е.В.

Проблема: Дети не могут в достаточном объёме рассказать об основах здорового образа жизни.

Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.

Актуальность проекта: Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам. Родители играют огромную роль в сохранении и укрепления здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего процесса и в ДОУ и в своих семьях дома.

 Таким образом, эффективность здоровьесбережения обусловлена: •необходимостью повышения результативности педагогического процесса; •усиления его здоровьессберегающей и здоровьеформирующей направленности;

 •доминированием традиционных подходов над нетрадиционными.

Цель проекта: Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, как одной из главных ценностей человеческой жизни, через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.

Задачи:  Создать благоприятные условия для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни.

 Сохранять и укреплять здоровье детей.

Прививать культурно — гигиенические навыки.

Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.

Прививать любовь к физической культуре и закаливанию.

Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.

 Установить партнерские отношения семьей каждого ребенка.

Материальное оснащение проекта: фотоаппарат, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, книги и иллюстрации,  спортивный  инвентарь, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Предполагаемые результаты: Расширение у детей и родителей представлений о здоровом образе жизни.  Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей. Умение детей применять полученные знания на практике. Внедрение педагогом оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего ребенка; Обогащение родителей практическим материалом по вопросам физического совершенствования детей; Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдать режим дня, правильное питание, чистота тела).

План работы над проектом:

1 этап. Организационный.

Составление плана работы;

Анкетирование родителей: «Ваши дети и их здоровье»

 Сбор информации по теме «Здоровье-это здорово!»;

Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?»;

Изучение методической литературы по теме «Здоровье-это здорово!»; Подготовка  методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов;

Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме;

 Подбор художественной литературы по данной теме;

 Подбор музыки для релаксации и отдыха.

Создание проблемной ситуации: Что такое здоровье?

2 этап. Основной. Реализация проекта.

НОД

 Художественное творчество:

Рисование: «Алоэ»

Лепка: «Мальчики и девочки»

Аппликация: «Цветик – семицветик»

Социализация« Микробы и вирусы».

РМП «Путешествие в страну «Здоровье»».

Музыка: Релаксационная музыка. Прослушивание песен о здоровье  и спорте.

Чтение художественной литературы:

Чуковский  «Мойдодыр», «Королева зубная щётка»,  «Айболит», «Федорино горе»,  «Перевязка»» Г. Ладонщиков, «Мыло» Я Акима, «Ночь уходит»  В. Берестов,  «Девочка чумазая»  А.Барто «Про девочку,  которая плохо кушала»  С. Михалков. «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский.

Чтение пословиц и скороговорок о здоровье.

Загадки о спорте, овощах, фруктах и здоровье, предметах личной гигиены, о частях тела.

Рассматривание плаката  «Скелет человека».

Рассматривание картинок  «Лекарственные растения».

Рассматривание иллюстраций в книге «Изучаем своё тело»

Беседы:

«Как устроено тело человека», «О чистоте  рук», «О чистом воздухе», «Режим дня», «О микробах и вирусах», «Личная гигиена», «О зубах», «О гигиене полости рта», «Физкультура  и спорт», «О таблетках и витаминах», «Где живут витамины», «Беседа о полезных продуктах», «Кто такие зелёные друзья»,  «О лекарственный растениях»,  «Витамины и здоровый организм», «Здоровая пища, «Здоровье и болезнь», «Спорт – это сила и здоровье», «На воде, на солнце…» (закаливающие процедуры).

Экспериментальная деятельность:

 - «Вода и ее свойства».

- «Значение воздуха для организма».

 -«Поиск вредных микробов». 

Утренняя гимнастика

Комплекс утренней гимнастики «В ноябре»

Динамические паузы

«Хватит спать», «Что бы сильным стать и ловким», «Цветок», «Дни недели».

Гимнастика после сна

Комплекс №10, Комплекс №11

Дыхательная гимнастика

«Чудо нос», «Вырасти большой», «Цветы», «Лягушонок».

Гимнастика для глаз

«Носик», «Глазки», «Бабочка».

Пальчиковая гимнастика

«Умывалочка», «Компот», «Цветок», «Комнатные растения».

Игры:

Игра – ситуация «Что полезно для здоровья»

Игры имитации: «Санитарная лесенка», «Очень дружный мы народ».

Сюжетно ролевые игры: «Продуктовый магазин», «Детский сад», «Больница», «Аптека».

Подвижные игры

«Ловишка», «С бережка на бережок»,  «Зайцы», «Птички и кошка», «Самолеты», «Ловишки», «Лиса в курятнике», «Жмурки», «Кролики»

«Селезень и утка», «Через ручеёк», «У медведя во бору», «Мышеловка».

Дидактические игры

«Полезно – вредно», «Съедобное – несъедобное», «Вершки – корешки», «Назови что можно делать», «Закончи предложение», «Волшебный мешочек», «Угадай на вкус».

Просмотр презентаций

«Здоровый образ жизни», «Здоровое питание», «Фрукты овощи», «Поварёнок» (что мы едим),  «Анатомия – части тела», «Анатомия - органы тела».

Просмотр мультфильмов

«Что такое хорошо и что такое плохо», «Витамин роста», «Можно  и нельзя», «Спортландия», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит и Бармалей», «Королева Зубная щетка».

Работа с родителями:

Консультации: «Закаливание детей в домашних условиях», «Значение физической культуры в жизни ребёнка».

Папка передвижка«Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей».

Памятка: «Как организовать питание в семье», «Комнатные растения: польза и вред», «Физоборудование своими руками»

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.

3 этап. Результаты проекта.

1Фото-выставка «Здоровье – это здорово».

2. Летбук Коллаж «Полезные и вредные продукты»

Приложение 1

Конспекты НОД

Социализация

Тема: «Микробы и вирусы».

Программное содержание: Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

Развивать познавательный интерес, внимание, словарный запас.

Воспитывать заботу о своем здоровье.

Предварительная работа: чтение детям книг: К. Чуковского «Мойдодыр», А. Борто «Девочка чумазая», Л. Зильберг «Потому, что принимаю витамины А, В, С…».

Материал: Микроскоп, лупы,  презентация с картинками, цветные карандаши, картинки с микробами.

Ход.

Организационный момент:

Здравствуй, солнышко лучистое! (руки подняли вверх)

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, ножки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте,  детишки,  девчонки и мальчишки! (руки вперёд).

 Сюрпризный момент:  неожиданно кто-то чихает.

Воспитатель:- Ой, дети, а кто это чихает?  (Не мы.)

Кукла: - Это я.

Воспитатель: - Давай познакомимся, как тебя зовут?

Кукла: - Меня зовут Зина.

 Воспитатель: - Давайте поздоровайтесь с Зиной. (Здравствуй Зина.)

- Что с тобой случилось?

Кукла: - Я простудилась.

Беседа:

Воспитатель: – Дети, а знаете ли вы, что при чихании разбрасывается множество капелек слюны (до 40 тысяч), которые разлетаются на большое расстояние (более трех метров) и могут долго находиться в воздухе, вместе с которым их вдыхают окружающие. Капельки опускаются на различные предметы, пищу. Поэтому при кашле и чихании не надо забывать прикрывать нос и рот носовым платком или рукой. Показывает детям рисунки, чтобы лучше объяснить, как опасные для здоровья микробы и вирусы попадают в организм человека.

(Демонстрация оборудования: микроскоп, лупы.)

- Посмотрите,  у нас на столе лежат оптические приборы: лупа и микроскоп.

Лупа – это оптический прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых глазом. Посмотрим на наши руки через лупу?

- Да.

- Микробы увидели?

- Нет, микробы не видно.

- В лабораториях ученые, проводя исследования, используют микроскоп. Микроскоп – это оптический прибор, с помощью которого можно получить увеличенные изображения предметов, не видимых в обычных условиях. С помощью микроскопа можно разглядеть микробы и бактерии. Я приготовила для вас «фотографии»  микробов, только они черно-белые. Поможете  их раскрасить?

- Да.                      

Работа с раскрасками.

Дети раскрашивают «фотографии» с микробами (раскраски с изображением микробов).

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой: «Вы, наверное, устали». Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

 А теперь остановились, восстановили дыхание: глубокий вдох носом и медленный выдох ртом (повторили 3-4 раза).

Воспитатель: Молодцы! Поиграли, отдохнули. А теперь я приглашаю вас присесть на стулья. 

Скажите,  почему нельзя доедать за другим человеком?

Дети: Потому, что он может оказаться больным.

Воспитатель: Чем опасна муха?

Дети: Муха является разносчиком инфекций.

Воспитатель: Почему нельзя есть грязными руками?

Дети: Потому, что на грязных руках могут быть инфекционные микробы.

Воспитатель: Можно ли есть и одновременно играть с животными?

Дети: Нельзя! Кушать нужно чистыми руками и сидя за столом, а если рядом животное, то можно заразиться какой либо инфекцией.

Воспитатель: Можно или нет пить воду из-под крана?

Дети: Пить воду из-под крана нельзя. Потому, что в некипяченой воде много микробов.

Итог.

Проводится игра с мячом.

Воспитатель задает вопрос, а дети предают друг другу мяч и отвечают.

Воспитатель: Ребята, что мы узнали сегодня?

Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании (закрывать нос и рот носовым платком или рукой). Нельзя есть грязными руками. Нельзя допускать мух на продукты питания. Нельзя кушать и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из-под крана. Все это ведет к угрозе заражения, какой либо инфекцией.

РМП

Тема: Путешествие в страну «Здоровье»

Программное содержание: Развивать мыслительные операции, внимание, память. 
продолжить учить детей выделять основные признаки предмета: форму и цвет; знакомить с разновидностями треугольника, учить воспроизводить треугольную форму из разных материалов; развивать мышление и воображение, двигательное творчество, умение переключить внимание по сигналу воспитателя; активизировать индивидуальные и творческие способности. 
Материалы и оборудование:  интерактивная доска, интерактивная игра «Сколько углов у фигур?»,  геометрические фигуры,  оборудование для рисования, заготовки для игры  “Дорисуй фигуру”, счетные палочки, трубочки, карандаши и т. д.

Ход.

Приветствие
Дети берутся за руки. 
Собрались все дети в круг. 

Я твой друг и ты мой друг. 
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! 
Дети, а вы любите играть? Отлично, я знаю одну удивительную страну «Здоровье» (ее особенность в том,  что дети в ней сильные, здоровые и умные, а еще,  среди них есть те,  кто очень любит математику, и мы с вами туда отправимся. А что нужно делать,  чтобы быть сильными? А вы хотите побывать в этой стране «Здоровье»?  Тогда мы сейчас туда отправиться. Но в неё можно попасть только на воздушном шаре. Вы готовы к путешествию. Сначала я вам раздам билеты (геометрические фигуры). Какого цвета твой билет, а твой?

На воздушном шаре есть правило: рядом могут стоять дети с билетами одинакового цвета. Все нашли свои места? Полетели!

(Делаем глубокий вдох через рот и медленно выдыхаем через нос.)

Этюд “На воздушном шаре”.

(Прилетаем за столы, садимся на стульчики.)

 Ой, ребята посмотрите, а кто нас с вами встречает? Давайте спросим, как его зовут?

Меня  зовут Бим. (кукла мальчик)

 Ребят вы прилетели в страну «Здоровье».  А что бы быть здоровыми нужно соблюдать режим дня. Давайте, поможем Биму правильно расставить картинки. Сколько картинок , сосчитайте и покажите нужную цифру.

Ребята, мне нужна ваша  помощь, никак не могу посчитать,  сколько углов у квадрата. Вы мне поможете?

 Давайте с вами посчитаем. 
Д/игра « Сколько углов у фигур?»

(Интерактивная доска, интерактивная игра). 
Мы с вами устали,  давайте немножко отдохнем. А для чего нам нужно делать зарядку, физкультминутку, заниматься физкультурой? Правильно, что быть сильными и здоровыми. 
 Физкультурная разминка
«Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, 
Больше спать не захотел, 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) 
Взвился вверх и полетел. 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться) 
Это еще не все наши приключения на сегодня.  Бим хочет показать вам свою страну.

Чтобы быстрее добраться, нам нужно  делать широкие шаги.  Идем как великаны, огромными шагами. Вот как быстро мы пришли.

 Ребята, жители страны «Здоровье» загрустили, у них нет ни одного зеркала, чтобы  привести себя в порядок и сделать красивую прическу. Поможем им.
Д/игра «Выложи по образцу»  (Выкладывание треугольников.)
Ой, ребята, какие красивые зеркала у вас получились!

А какой формы зеркала?  Сколько углов у треугольника? А сколько сторон? Они такие разные, но всех их можно назвать одним словом -  треугольники. Почему? 
Д/игра  “Дорисуй фигуру”.
Отправляемся дальше. Теперь пойдем маленькими шажками, как лилипутики.   Бим, а куда мы с тобой идем?

 А идем мы в рисовальную студию.  Посмотрите, здесь уже были дети, начали рисовать, но забыли, что нужно делать, чтобы быть здоровым.  Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать и выполнять, чтобы быть всегда здоровыми. Поможем им дорисовать предметы, необходимые для здоровья?

Тогда садитесь за стульчики. Дети дорисовывают картинки.

http://www.anzhela-haritonova.narod.ru/5-3.files/image002.jpg

(Например,  яблоко, обруч, мяч, расческа, скакалка,

Ребята нам пора прощаться с  Бимом. До свиданья дети, приходите к нам в гости еще. 
Нам пора возвращаться домой. Доставайте свои билетики. Но теперь рядом не могут стоять дети с билетами одинаковой формы. 
6. Анализ
Дети стоят в кругу. Где мы сегодня побывали? 
Чей рисунок вам понравился? 
В какие игры мы играли? 
Снова за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся, 
Мы не будем огорчаться, 
Что уже пора прощаться. 

 Приложение 2

Пословицы и поговорки

о здоровом образе жизни

Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна. 
В здоровом теле здоровый дух. 
Паруса да снасти у спортсмена во власти. 
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом - богат  делом.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Приложение 3

Загадки про спорт и здоровый образ жизни

Льется речка - мы лежим, лед на речке - мы бежим.

(Ответ:  Коньки)


Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие …

(Ответ:  Коньки)

 

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные ...

(Ответ:  Коньки)

Любого ударишь –

Он злится и плачет.

А этого стукнешь –

От радости скачет!

То выше, то ниже,

То низом, то вскачь.

Кто он, догадался?

Резиновый ...

(Мяч)

Он лежать совсем не хочет.

Если бросить, он подскочит.

Чуть ударишь, сразу вскачь,

Ну, конечно – это ...

(Мяч)

Силачом я стать решил,

К силачу я поспешил:

- Расскажите вот о чем,

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

- Очень просто. Много лет,

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я ...

(Гантели)

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно сорок пять минут.

В школе – кони и лужайка?!

Что за чудо, угадай-ка!

(Спортзал)

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети.

(Стадион)

***

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

(Лыжи)

***

На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то ...

(Лыжи)

На белом просторе

Две ровные строчки,

А рядом бегут

Запятые да точки.

(Лыжня)

***

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник)

***

Ног от радости не чуя,

С горки страшной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне, дети?

(Лыжи)

***

Он на вид - одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется…

(Сноуборд)

***

Есть ребята у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня?

(Коньки)

***

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие ... (коньки)

***

Палка в виде запятой

Гонит шайбу пред собой.

(Клюшка)

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -

Там идёт игра - ...

(Хоккей)

***

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

***

Ранним утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой ...

(Велосипед)

***

Эстафета нелегка.

Жду команду для рывка.

(Старт)

***

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы)

Приложение 4

Загадки про гигиену и личные предметы гигиены.

  1. По утрам и вечерам
    Чистит — чистит зубы нам,
    А днем отдыхает,
    В стаканчике скучает.
    (Зубная щетка)

Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою —
Что это такое?
(Полотенце)

  1. Он не сахар, не мука,
    Но похож на них слегка.
    Его на щетку положи
    И зубки тщательно потри.
    (Зубной порошок)
  2. Что за дождь без облаков
    Целый день идти готов
    Только кран я повернул
    На меня ливень хлынул.
    (Душ)
  3. Мойдодыру я родня.
    Отверни — как ты меня
    и холодную водою
    быстро я тебя умою
    (Кран)
  4. Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?
    Без чего не сможет мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать?
    (Вода)
  5. Инструмент бывалый —
    Не большой, не малый.
    У него полно забот:
    Он и режет, и стрижёт.
    (Ножницы)
  6. Этот домик не простой,
    Жар в нем летом и зимой,
    Если ты там бывал,
    «С легким паром!» слышал.
    (Баня)
  7. Просыпаюсь утром рано,
    Вместе с солнышком румяным.
    Заправляю сам кроватку,
    Быстро делаю …
    (Зарядку)

Длинная дорожка,
Два вышитых конца,
Мягкая и чистая
После купания осушит меня.
(Полотенце)

Не смотрю пока в него
Рядом нету никого,
Не помыться, не побриться
И прическу не видать,
Без него не могут люди
И наряды примерять.
(Зеркало)

Чтобы волосы блестели и красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой,
Мною их скорей помой.
(Шампунь)

Приложение 5

Беседы

Тема: Как устроено тело человека

Цель: Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека.

Ход

Ребята, эта неделя у нас необычная. Она называется – «Неделя здоровья». Почему? А потому, что всю неделю мы будем говорить о своём здоровье и о том как его сохранить и укрепть.

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства должен помнить о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, развивать и совершенствовать, не вредить своему организму.

Посмотрите на картинки. Все люди между собой отличаются. (Высокие и низкие, старые и молодые, дети.) Обратите внимания на возраст, рост, пол. Цвет глаз, цвет волос. А что же общего у всех людей? Люди похожи друг на друга формой своего тела.

Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Голова находится вверху – в надёжном месте; на ней спереди – то, с помощью чего мы узнаём об окружающем мире, познаём его: глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы ощущать запахи, язык во рту – чтобы чувствовать вкус пищи. Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему мы видим, что находится вокруг.

Руки находятся посередине туловища, чтобы ими было удобно пользоваться. На кистях рук – пять пальцев, ими удобно держать в руках карандаш, кисточку для красок, ложку, расчёску и многое другое. Ноги – длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело. Заканчиваются они ступнями – для опоры.

Давайте посмотрим на наших ребяток Костю и Алину.

- Что у них одинаковое?

- А что разное?

- Что можно делать ногами? В какие игры можно играть, какими видами спорта заниматься?

- Что делают руками, почему руки называют нашими первыми помощниками?

 - Как вы думаете, наше тело хрупкое или прочное?

- Почему нужно его беречь?

- Можно ли засовывать что-нибудь в нос или ухо?

- От чего нужно беречь глаза?

Ребятки, когда вы были маленькими, у вас было маленькое тело, крошечные руки, ноги. Вы многого не могли, например, быстро бегать. Кататься на велосипеде. Постепенно вы росли, и тело ваше росло, длиннее стали руки и ноги.

- А как можно узнать, вырос ты или нет?

- Как измерить рост?

Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Покажи, что назову».

(Воспитатель в быстром темпе называет разные части тела и лица, а дети показывают их у себя.)

                     

                                                               

Тема«Режим дня»

Цель: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

Ход

Организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать своё внутреннее расписание и страдает, когда этот порядок нарушается.

Например, ты заигрался с друзьями во дворе и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывает в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм даёт сигнал, что пора обедать. Он привык получать пищу в определённое время, уже готов к пищеварению и сообщает тебе об этом чувством голода. Ты понимаешь, что проголодался, и идёшь домой обедать.

Вечером ты рассматриваешь интересную книжку с картинками и вдруг зеваешь. Глаза начинают слипаться. В чём дело? А это твой организм опять напомнил о своём внутреннем расписании. Он говорит: «Уже пора спать, за день ты устал, нужно отдохнуть и накопить сил».

Если мешать своему организму соблюдать правильный режим дня, нарушать его внутренний распорядок – организм рассердится, поссорится с тобой. Ты садишься за стол обедать, а аппетита нет, всё кажется невкусным. Ложишься спать, а заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза слипаются, руки и ноги не слушаются. Голова клонится к подушке.

Нужно соблюдать правильный режим дня: спать, есть, гулять, играть и заниматься в определённое время. Тогда организму будет легко работать, и ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым.

- Ребята, а какой у нас режим в детском саду? Когда мы с вами завтракаем, гуляем, играем, обедаем, отдыхаем?

- А как вы проводите свой день в выходные? Как вы узнаёте если хотите есть? Если хочешь спать? Когда это бывает?

Давайте посмотрим на картинки, которые я вам приготовила. Кто из ребяток поступает верно, а кто нет?

- А кто из вас неправильно себя ведёт в саду, дома?

- Кто мало гуляет, много сидит у телевизора, поздно ложится спать?

Хочу прочитать вам стихотворения о режиме дня.

1.Завтрак, полдник, днём обед и вечерний ужин

Для здоровья малышам режим питания нужен!

Кушай правильно, дружок, вовремя и в меру.

Подрастать ты будешь в срок здоровым непременно.

2.Тих, невидим, невесом, в гости к нам приходит сон.

За собой зовёт в кроватку, спи, малыш, в ней сладко-сладко.

Все спят ночью, но и днём мы немного отдохнём.

За полдня устали слишком, надо сделать передышку.

Голове, рукам у нас, нужен отдых – тихий час.

Тема«Личная гигиена»

Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Ход

Мы всё время говорим, что нужно охранять своё здоровье, беречь его. Давайте вместе с вами вспомним как к нам в организм попадает грязь и микробы? (Ответы.)

- Когда  мы с вами  моем руки, с чем? А после чего необходимо мыть руки?

(Дома они могут играть несколько раз в день с домашними животными, помогать маме  убирать в квартире, а папе что-нибудь мастерить.)

- Как поступают ваши мамы и папы в том случае, если на улице, транспорте, в каком-то общественном месте ребятам очень захотелось пить или есть?

- Просят потерпеть или покупают еду в киоске, магазине?

- А как правильно нужно делать? Почему?

Посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила. Кто правильно выполняет правила личной гигиены? Почему вы так считаете? (ответы)

- Ребята, а кто знает, что такое предметы личной гигиены? Это предметы, которыми можно пользоваться только одному человеку.

- Какие предметы личной гигиены вы знаете? (помощь воспитателя и объяснение) Надеюсь, что вы запомните их и будете всегда ими пользоваться.

Хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»

«Девочка чумазая»

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные

Ладошки;

На локтях-

Дорожки.

- Я на солнышке,

Лежала,

Руки кверху

Держала.

Вот они и загорели.

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопченный.

- Я на солнышке

Лежала,

Нос кверху

Держала, вот он и загорел.

- Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы

Измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги,

Как у негра.

- Я на солнышке

Лежала, пятки кверху держала.

Вот они и загорели.

- Ой, ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка. Дайте мыло.

Мы её ототрём.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочало,

Царапалась,

Как кошка:

- Не трогайте

Ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос –

Разобиделась до слёз:

- Ой, мой бедный

Носик!

Он мыла

Не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

А нос тоже отмылся.

Отмывала полосы-

Кричала громким

Голосом:

- Ой. Боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

А пятки тоже отмылись.

- Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Это была грязь.

Обсуждение стихотворения.

- О ком стихотворение?

- Почему назвали девочку чумазой?

- Что и кто помог девочке? И т.д.

Тема«Физкультура и спорт»

Цель: Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.

Ход

(Дети стоят  лицом в круг)

Все вы смотрите телевизор. И можно увидеть, как люди ездят на лыжах, играют в мяч (футбол), катаются на коньках, прыгают, бегают. Всё это спорт, виды спорта. И занимаются этим спортсмены. Но они не сразу стали такими. С раннего детства они учились быть сильными и ловкими. А что этому помогало – физические упражнения. Повторяйте за мной. (стихи и движения)

Ходьба.

Раз! Два! Раз! Два!

Марширует детвора.

Друг за другом! Ровный строй!

Будь внимательным, не стой!

        Ходим прямо и кругами,

        Громко топаем ногами.

        Помогает бодрый марш

        Весел воспитатель наш.

Бег.

Приготовились! Бежим!

Быстро. Словно мы летим!

Догоняем. Обгоняем,

Будто птиц весёлых стая.

Прыжки.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Прыгаем. Как мячик!

На одной, на двух ногах

Легко и ловко скачем!

        Прыгаем на месте

        И передвигаясь,

        Через палку, обруч,

        В зайку превращаясь.

Сейчас мы с вами  выполняли физические упражнения, а есть ещё и спортивные развлечения которыми вы тоже с удовольствием любите заниматься. Это катание на санках, коньках, лыжах. (чтение и показ вместе с детьми)

Лыжи.

Большой сугроб пушистый

Ногами не пройти,

Но это не преграда

Для лыжного пути.        

        Вставай скорей на лыжи!

        Шагай или вихрем с горки!

        Всем для здоровья нужен

        Морозный воздух звонкий!

Это спортивные зимние развлечения. А чем мы любим заниматься летом. Конечно же, кататься на велосипеде, самокате, ходить в походы и, конечно же, плавать.

Плавание

Плаванию учиться нужно малышам.

Это без сомненья. Пригодится вам.

На земле так много морей, озёр и рек.

Уметь свободно плавать должен человек!

Молодцы, как хорошо вы мне всё показали. Давайте отдохнём. А я вам покажу картинки, посмотрите.

- Какие виды спорта изобразил художник?

- Какие из них вам нравятся больше всего и почему?

- Каким видом спорта вы занимаетесь или хотели бы заняться?

- Чем полезен спорт?

- Какие виды спорта не нарисовал художник? (с помощью воспитателя)

На улице мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай, кто я» (показать движениями любой вид спорта – с помощью воспитателя)

Тема«На воде, на солнце…» (закаливающие процедуры)

Цель: Объяснить детям, что такое закаливающие процедуры, важность их в сохранении своего здоровья.

Ход

Всю неделю ребята мы с вами говорили о том что если хочешь  быть всегда здоровым надо заниматься физическими упражнениями, участвовать в спортивных развлечениях, следить за своим внешним видом, правилами личной гигиены. Сегодня, я хочу вас познакомить как можно ещё заботиться о своём здоровье. В одной песне поётся. «Если хочешь быть здоров закаляйся». Что такое – закаляться. Это значит приучать постепенно своё тело к морозу или теплу, то есть к тому что может быть и полезно и в то же время вредным. Например, когда мы идём на улицу зимой, мы одеваемся тепло чтобы не замёрзнуть. А для того чтобы нам было легче переносить холод есть такое закаливание – как умывание, душ, ванны, купание с холодной водой. Человек  с каждым разом делает воду холоднее и холоднее и привыкает к холодному. Есть люди, которые купаются даже зимой, в очень холодной воде. Их называют моржами. Эти животные живут в воде где всегда зима и не мёрзнут. Вот поэтому и людей которые купаются зимой называют моржами.

Послушайте стихотворения.

Умывание.

Умывать лицо и руки,

Шею непременно

Надо по два раза в сутки,

Снижая постепенно

        У воды температуру,

        Чтобы позабыть микстуру.

Ножные ванны.

Знает даже осьминог,

Что идёт простуда с ног.

Значит, всем пора понять-

Надо ноги закалять:

        Утром в таз воды прохладной

        Нам ступни поставить надо,

        Ненадолго, на чуть-чуть…

        Завтра тоже не забудь!

А затем свои ступни полотенцем разотри.

Душ.

Душ прохладный – не для слабых-

Заставляет организм

Не бояться самых грозных

Ангино-грипповых каприз.

        Только важно регулярно,

        То есть каждый-каждый день,

        Тебе вставать под душ прохладный

        И будешь крепок как кремень.

Мы говорили что надо закаляться водой, а закаляться можно и воздухом. Воздух очень полезен для нас мы дышим кислородом, который очень полезен для нашего здоровья. Как же закаляться воздухом. Это играть на свежем воздухе, спать на свежем воздухе, ходить в походы (гулять), делать утреннюю гимнастику, загорать и купаться. Послушайте.

Утренняя гимнастика.

Утром форточку откроем,

Свежий воздух пригласим.

Зарядка нас взбодрит, настроит

И прибавит новых сил.

Пешеходные прогулки.

Так приятно посетить в любое время года

Тропинки парков, скверов и аллей.

Они для нас как островки природы,

Так щедро дарят свежий воздух для людей.

Только надо не забывать, что закаляться надо постепенно а не сразу. А то искупаешься в холодной воде или надышишься холодного воздуха и заболеешь. А также загорать надо аккуратно, лежать в тени и на голове всегда носить панамку.

Вечером напомнить детям о «Неделе здоровья», кратко вспомнить  что узнали нового и предложить дома в выходные дни сходить с родителями на прогулку в сад, к реке, парк и т.д., поиграть, попрыгать, побегать и т.д. рассказать родителям, о чём они узнали в детском саду. Как надо заботиться о своём здоровье.

Тема: «Эти вредные микробы»
Цель: Дать детям элементарные представления о микробах и о способах защиты от них. 

Ход:
Сегодня мы поговорим о микробах? А кто они такие? Где они живут? Дети предположительно отвечают. 
Воспитатель: Учёные назвали микробом мельчайшие микроорганизмами, за их микроскопическую величину, 
Выяснилось, что они состоят из одной живой клетки и имеют много разнообразных видов по форме, свойствам, своему влиянию на окружающую среду, образ жизни. 
Главное место среди микробов занимают бактерии. От них зависит наша жизнь. 
А где их можно встретить как вы думаете? (Дома, с детском саду, в магазине.) . Да, они живут всюду. И в воздухе, в воде, и в почве, повсюду на Земле: на животных, растениях, человеке. 
Одни бактерии легко погибают, а другие даже спокойно живут перенося жару и сильные холода. Есть даже микробы которые могут жить под воздействием вредных кислот, щелочей, ядов. 
Микробы настолько малы, что могут вызвать опасные заболевания - туберкулёз, ангину, воспаление лёгких, заражение крови и т. д. 
А как они попадают к нам в организм? (Если плохо помыть руки, фрукты, овощи, есть с грязной посуды, пить грязную воду.) . Правильно, они могут проникнуть даже в процессе нашего дыхания. Они живут под ногтями и в больных зубах. Попадая в наш организм они вызывают опасные болезни. 
У меня есть микроскоп, через него мы можем посмотреть на эти мельчайшие существа. (Дети по очереди смотрят на них с помощью микроскопа) .
Давайте подумаем как нам надо поступать чтобы не заболеть? 
Посмотрите на картинку, на ней перечёркнуты фрукты и овощи, которые лежат на тарелке с обозначенной на них грязью. Объясните что это означает. (Нельзя есть не мытые фрукты и овощи) .
А сейчас мы поиграем в такую игру "Да или Нет". 
*Руки мы моем после прогулки, перед обедом, после туалета. (Да) .
*Есть и пить надо только из чистой посуды (Да) .
*При чихании рот прикрывают рукой. (Нет). 
*При чихании рот прикрывают платком. (Да) .
*Проветривать комнату каждый день (Да) .
*Делать уборку со средством позволяющим уничтожить микробы (Да). 
*Пить воду сырую и не кипячёную (Нет) .
Но есть и полезные микробы они живут в молочных продуктах таких как простокваша, кефир. 
Дома попробуйте нарисовать полезные бактерии и составить рассказ о том, что они делают полезного для человека. 
Спасибо, ребята за интересную беседу. 

Тема: «Наши зеленые друзья».

Цели: продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

▪ подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые; организмы, требующие определенного ухода;

▪ учить детей находить комнатное растение по перечисленным признакам;

▪ закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

▪ воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

 Дидактические игры:

- «Угадай растение по описанию»

- «Найди растение по названию»

- «Чего не стало?»

- «Найди такое же растение»

- «Что растениям необходимо для роста?»

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами пойдем путешествовать в очень большой мир, а в какой мир, вы должны отгадать:

«Рук нет, ног нет, а двигается.

Носа нет, а дышит.

Рта нет, а пьет и ест».

Дети:

- Растение.

Воспитатель:

- Правильно, это растение! Мы с вами будем путешествовать в мире растений. Это очень большой и интересный мир. В этом мире живут большие и маленькие растения, с длинными листьями и маленькими листочками, с яркими и красивыми цветами. (рассмотреть растения с длинными и короткими листьями, с цветами). Ребята, скажите пожалуйста, как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет?

Дети:

- Растет, поворачивается к свету.

Воспитатель:

- Как дышит растение?

Дети:

- Через листья, корни.

Воспитатель:

- Как пьет и ест? Так же как и мы?

Дети:

- Нет, пьет и ест корнями.

Воспитатель:

- Правильно, ребята, именно корни кормят растение. А где же хранится пища для растения? Дети:

- В земле.

Воспитатель:

- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами. Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (рассмотрение иллюстрации, где нарисованы комнатные растения и одуванчик).

Дети:

- Одуванчик.

Воспитатель:

- Правильно, это одуванчик. А почему одуванчик?

Дети:

- Одуванчик растет на улице.

Воспитатель:

- Правильно, одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут только в помещении. Поэтому их называют.… Как?

Дети:

- Комнатные растения.

Воспитатель:

- Правильно.

Физкультминутка:

Я прошу тебя, цветок:

Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

/дети выполняют действия согласно тексту/

Воспитатель:

- Молодцы, садитесь, ребята. А давайте сейчас поиграем в другую игру, которая называется  «Что растениям нужно для роста?».

Дети:

- Солнце, воздух, вода, земля.

Воспитатель:

- Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

Игра «Что было бы, если бы…»

Воспитатель:

- Что было бы, если бы растение поставили в темное место?

Дети:

- Оно бы умерло.

Воспитатель:

- Что было бы, если бы растение забыли полить?

 Дети:

- Растения бы высохли.

Воспитатель:

- Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать?

Дети:

- Растения будут расти, цветы будут цвести.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами немного отдохнем. (Психогимнастика «Я – растение!»): Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…

Итог.

Воспитатель:

- Ребята, наша беседа заканчивается, скажите пожалуйста, о чем мы с вами разговаривали.

Дети:

- О растениях.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, как надо заботиться о растениях?

Дети:

- Поливать водой, рыхлить землю, им нужно солнечное тепло, подкармливать удобрениями, теплый воздух.

Воспитатель:

- Правильно. Теперь вы знаете как растут растения, цветы, как за ними надо ухаживать. Без нашей доброты, любви и заботы наши комнатные растения не могут выжить. Я надеюсь, что и у себя дома и в группе вы будете бережно относиться к растениям, не будете рвать листочки и цветы.

Приложение 6

Экспериментальная деятельность:

Тема:  «Вода и ее свойства».

Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.


Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.


Оборудование:
Одноразовые стаканчики по два на каждого ребёнка, гуашь, кисточки, сахарный песок, соль, гречка, песок каждому участнику эксперимента.

Для воспитателя: ложка, банка трехлитровая, пищевая пленка, картинка.

             

1.Опыт «Вода прозрачная»

Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Воспитатель:
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да. Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "
бесцветная".


2. Опыт «Вода меняет свой цвет»

Воспитатель: Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.

3. Опыт  «У воды нет запаха»

Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
Воспитатель:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)


4. Опыт  «У воды нет вкуса»

У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы) 
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

5.Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Воспитатель:

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок(провести аналогичный опыт с солью, какао, гречка)?

         

Тема: «Воздух-невидимка»

Цель:

Расширить представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении.

Задачи:

  • Обнаружение воздуха в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимости: прозрачность, не имеет запаха, не имеет определенной формы.
  • Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.
  • Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Развивать формы мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитывать бережное отношение к воздуху.  Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.

Предварительная работа:

  • Беседы о воздухе, его роли в жизни человека.
  • Рассматривание картинок «Воздух повсюду»
  • Загадывание загадок.

Материалы и оборудование:

Весы подвесные;  2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой, трубочки для коктейля, пустые прозрачные бутылочки, тазики с водой, целлофановые пакеты, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойства воздуха; игрушка лягушонок; воздушные шары в связке.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычная беседа.

Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе?

А что относится к не живой природе?

А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

(Воздух)

Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?

Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

(Из-за дверей доносятся звуки)

Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери?

(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок) .

Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?

Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть.

Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы) .

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к лягушонку) .

Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №2 (с пустой бутылкой)

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят пустые прозрачные бутылочки. Как вы думаете, есть в них воздух?

Лягушонок: Это же всем понятно, что в бутылочках ничего нет.

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и бутылочки. Пустую бутылочку опустите в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит?

Правильно, это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 3 «Воздух легче воды»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Ребята, лягушонок! У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри) .

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.

Физминутка «Мыльные пузыри».

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Как вы думаете, воздух имеет вес?

Лягушонок: Конечно, нет!

Воспитатель: Хотите проверить?

 

Опыт №4 «Имеет ли воздух вес? »

(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)

Что у меня в руках? Почему он так называется?

Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.

Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы) .

С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.

Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».

Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

Лягушонок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Лягушонок: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Лягушонок: Меня ветер принес.

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?

Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт №5 «Движение воздуха»

Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?

А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!

Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.

Ребята, а нам с вами нужен воздух? Зачем? А давайте проверим.

Закройте плотно рот и зажмите нос двумя пальцами. Легко дышать без воздуха?

Ребята, скажите, а каким бывает воздух? А что такое воздух?

А как вы думаете ребята, кому еще нужен воздух?

А что мы должны делать, чтобы воздух был всегда чистым?

Лягушонок: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать?

Воспитатель: Правильно лягушонок!

Дети, какой можно сделать вывод?

Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Где спрятался воздух»

Итог:

Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили:

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух имеет вес.

5. Воздух движется.

6. Мы дышим воздухом. Он часть природы. Воздух есть внутри нас, внутри пустых предметов.

Воспитатель: Ребята для чего мы проводили опыты и эксперименты?

Лягушонок: Спасибо вам ребята… Теперь я самый умный лягушонок на свете!

Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....