Картотека пальчиковых гимнастик
картотека (старшая, подготовительная группа)

Диль Елена Вячеславовна

Картотека пальчиковых гимнастик для детей старшего дошкольного возраста.

1. Гроза

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых гимнастик для детей старшего дошкольного возраста.

1. Гроза

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
2. Моя семья

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
3. «Ладонь – ребро – кулак»

Сначала правой, затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке

4. «Мальчик-Пальчик»

Мальчик-Пальчик, где ты был?

(показать большой палец правой руки, обращаясь к нему)

С этим братцем в лес ходил.

(прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца)

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел

5.«Алые цветки»

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет

Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)

Головой качают.

6.«Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

7.«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для чижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка – кожура. (показать пустую ладошку)

Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину)

8.«Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами).

9.«Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

10.«По грибы»

1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот – в миску все кидал,

Этот пальчик все-все съел, Оттого и потолстел!

Комплекс № 2

1.Цветок

(Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх)

Солнце поднимается – цветочек распускается!

(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)

Солнышко садится – цветочек спать ложится.

(возвращаемся в первоначальное положение)

2.Заготавливаем капусту

Мы капусту рубим, рубим!(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем!(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим!(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем!(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем!(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

3.Моем руки

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда (энергично потираем ладошку о ладошку)

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело! (сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро. (энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

4.Ёжик

Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:

Маленький колючий еж.

До чего же он хорош!

5.Лодочка и пароход

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет. (руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол – ребра ладоней ставим на его поверхность)

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка. (большие пальцы соединяем  и поднимаем вверх – это «труба»)

6.Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

Пироги мы испечем (делаем движения, как будто лепим снежки)

7.Печём блины

Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой. 

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано (потягиваемся)

И едим их со сметаной. (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)

8.Фонарики погасли!

(пальцы сжимаются в кулак одновременно, затем поочередно сжимать и разжимать пальцы рук )

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют

Нам дорогу освещают!

9. Замок

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

(Руки складываются в замок, пальцы переплетаются.«Замок» ритмично раскачивается в такт чтению стишка.)

Постучали.

(Не расцепляя пальцев, ритмично постукиваем друг о друга основаниями ладоней.)

Покрутили.

(Не расцепляя пальцев, крутим руками от «себя к себе«.)

Потянули.

(Тянем руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская их полностью.)

И открыли!

(Резко разводим руки в стороны.Обычно это любимое движение у малышей – им нравится показывать, как широко они открыли замок.)

10.Ягодки

(Чуть приподнимаем перед собой руку, так, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица.Пальчики расслаблены, свисают вниз.)

С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаем каждый пальчик от основания досамого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.

(Обе ладошки складываем перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко.

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываем другой, также сложенной лодочкой.)

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)

Легким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках«убегают» как можно дальше)

Комплекс № 3

1.Весёлые рыбки

Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде.

(Двумя руками изображаем волны.)

То сожмутся, разожмутся,

(Кулачки рук сжать, разжать.)

То зароются в песке.

(Опустить руки вниз и потрясти ими.)

2.Имитация игры на пианино.

3. Разведение и сведение пальцев, лежащих на столе.

4. «Руки здороваютсяо» - рукопожатие своих рук с поочередной сменой их положения: правая сверху, левая снизу, затем наоборот, левая сверху, правая снизу.

5. Моя семья

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с мизинца, затем безымянный, средний ,указательный палец и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.

6.Печём блины

Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой. 

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано (потягиваемся)

И едим их со сметаной. (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)

7. Цветок

(Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх)

Солнце поднимается – цветочек распускается!

(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распускается»)

Солнышко садится – цветочек спать ложится.

(возвращаемся в первоначальное положение)

8.Заготавливаем капусту

Мы капусту рубим, рубим!(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем!(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим!(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем!(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем!(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

9. «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для чижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка – кожура. (показать пустую ладошку)

Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину)

10. Фонарики погасли!

(пальцы сжимаются в кулак одновременно, затем поочередно сжимать и разжимать пальцы рук )

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют

Нам дорогу освещают

Комплекс № 4

«Лепим снежки»

(перекладываем мяч из одной руки в другую)

Катаем мяч по тыльной стороне кисти, затем по ладонной.

Поднимаем мяч за «колючки» левой, затем правой рукой.

Катаем мяч между ладонями.

«Футбол»

(перекатывание мяча ладонями)

Комплекс № 5

1.«Ползём по канату»

(ставим вертикально палочку и имитируем лазание по канату)

2.Катаем палочку по тыльной, затем по ладонной стороне кисти.

3.Катаем палочку между ладоней.

4.Положить кисть на парту и обвести её палочкой.

5.Одеваем на палочку «колечки» («колечки» одевают большой палец вместе с мизинцем, затем с безымянным, средним и указательным, сначала одной рукой, затем другой)

6.Снимаем «колечки» («колечки» снимают большой палец вместе с мизинцем, затем с безымянным, средним и указательным, сначала одной рукой, затем другой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...