Релаксационные игры и упражнений по психогимнастике для детей дошкольного возраста перед сном.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зюзина Надежда Сергеевна

Умене расслабиться помогает некоторым детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражненя не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинчтво детей правильно воспринимает такие упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые руки, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, сон у многих детей налаживается, также, они становятся более уровновешенными и спокойными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Релаксационные игры и упражнений по психогимнастике для детей дошкольного возраста перед сном.

Зюзина Надежда Сергеевна, музыкальный руководитель,
ГБДОУ ДС №15 Калининского района г.Санкт-Петербург.

Хороший сон – залог здоровья и хорошей работоспособности человека. Нужно ложиться и вставать в одно и то же время, спать не менее девяти часов, а для маленьких детей десять – одиннадцать часов, проветривать комнату перед сном, умываться, чистить зубы, спать на матрасе средней жесткости с низкой подушкой, или без неё. И конечно же перед сном не бегать, не прыгать, а поиграть в спокойную игру, послушать сказку, которую прочитает бабушка или мама и, конечно же, послушать песню, которая называется «Колыбельная». Это тихая, спокойная, нежная убаюкивающая песенка. Она создает определенный настрой на успокоение, засыпание.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, музыкальных руководителей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
  • игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
  • игры с прицепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистей рук с обычной бельевой прицепкой;
  • игры «усыплялки», колыбельные.

Релаксационные игры – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, усталость. Предлагаю вашему вниманию релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его и наладят сон [1].

  1. Упражнение «Тише» (для детей трёх-четырёх лет) стр. 79 [1];
  2. Упражнение «Каждый спит» (для детей пяти-шести лет) № 63,
    стр. 79 [1];
  3. Упражнение «Спать хочется» (для детей пяти-шести лет) № 71,
    стр.85 [1];
  4. Упражнение «Конкурс лентяев» (для детей пяти-шести лет) № 73,
    стр. 86 [1];
  5. Упражнение «Фея сна» (для детей пяти-шести лет) № 74, стр. 86 [1];
  6. Упражнение «Отдых. Что ты видишь во сне» № 6, стр. 89 [1];
  7. Упражнение «Отдых. Сон на берегу моря» № 6, стр. 91 [1].

1. «Тише» (3-4 года)

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит третий мышонок. Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг на друга: «Тише». Этюд исполняется под музыку Б.Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения, шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.

2. «Каждый спит» (5-6 лет)

В зал входит ведущий и видит…

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот, как вкопанный, сидит,

Тот, не двигаясь, идёт,

Тот стоит, раскрывши рот.

                                      (В.А.Жуковский)

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Поднимает чью-нибудь руку, но рука падает. (Вспомнить сказку Ш.Перро «Спящая красавица»)

3. «Спать хочется» (5-6 лет) – этюд

«Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе с ними встретить Новый год. Ему разрешили. Но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает.» Этюд сопровождается музыкой Дублянского «Тихая ночь»

При исполнении этюда используются выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки свободно опущены.

4. Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

Ведущий читает стихотворение В. Викторова:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят, весь

Народ лесной.

Лишь барсук — Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит Песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

5. «Фея сна» (5-6 лет)

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руках – это Фея сна (мальчик-волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой. Фея смотрит на них: все спят, она улыбается и тихонько уходит.

6. Отдых. «Что ты видишь во сне?»

Мама – медведица спела медвежатам «Колыбельную медвежонку», а медвежата стали дремать. Медведица ушла в лес (Пауза). Вернувшись, стала рассказывать детям, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы, они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии). (Пауза).

7. Отдых. Сон на берегу моря.

Дети слушают шум моря (Н. Римский-Корсаков, «Окиян - море синее»). Ведущий говорит детям, что им снится всем один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.). (Пауза.) Звучит сигнал (Н. Римский - Корсаков. Соло скрипки из сюиты «Шехерезада»). Дети энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают. Тренировка закончена.

Танец-упражнение «Колыбельная Умки» Крылатов – Суворова

Первая часть. Дети стоят лицом в круг, начинают раскачку с ноги на ногу, двигая мягкими плавными руки вправо - вниз, влево - вниз три раза, на четвёртый – хлопок. Затем, выставляют правую ногу , поднимая и опуская руки, в конце делая поворот на 180* и встают спиной в круг. Всё повторить.

Вторая часть. Повернуться друг за другом вправо и положить левую руку на плечо впереди стоящего и идти мягко, раскачивая правой рукой в сторону и назад. Повернуться лицом к центру круга, раскачивание к середине, поднимая и опуская обе руки, в конце сделать два хлопка, подняться на носки.

Третья часть. Дети расходятся на места, идут медленно, машут рукой (прощаются)

Если воспитатели детского сада будут испытывать затруднения при применении того или иного приема, рекомендованного М. И. Чистяковой, они могут посоветоваться с медицинскими работниками, особенно с детскими психоневрологами.

Излишне предупреждать, что приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей: все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.

Книг такого рода в нашей стране не выходило. Правда, в 1958 г. появилась «Логопедическая ритмика», созданная выдающимся отечественным специалистом в области музыкотерапии В. А. Гринер. Сейчас эта книга превратилась в библиографическую редкость. Ну, а публикации по ритмической гимнастике Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950), вышедшие еще в начале XX в., ныне основательно забыты. Но даже если бы они и помнились, то все равно они имеют лишь косвенное отношение к книге М. И. Чистяковой: у нее и подход к проблеме иной, и форма другая. Книга М. И. Чистяковой ориентирована сугубо на практиков, в ней нет научных гипотез и туманных рассуждений, она четко учит, как помочь детям, особенно тем, у которых имеются психические отклонения.

Список литературы:

1. М.И.Чистякова «Психогимнастика», Москва 1995 «Просвещение»,
2е издание, СПб.: Музыкальная палитра, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Игры и упражнения для домашних занятий детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для домашних занятий детей дошкольного возраста...

Дидактические игры и упражнения как средство воспитания детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения как средство воспитания детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения по экологии для детей дошкольного возраста

  В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение....

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшегодошкольного возраста

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста

Статья содержит примерные релаксационные игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...