Программа по формированию основ здорового образа жизни
рабочая программа (младшая группа)

Светлана Горецкая

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровейка" во второй младшей группе "Радуга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы».                             (В.А. Сухомлинский)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Для того  чтобы ребёнок рос и развивался, он должен быть здоровым. Здоровье - основа жизни и развития ребёнка. Чтобы дети узнали больше о себе, сформировали осознанное отношение к своему здоровью, я разработала рабочую программу по формированию основ здорового образа жизни «Здоровейка». 

Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Полученные на занятиях  знания и умения устойчивы, так что дети применяют их в повседневной жизни. Поэтому их успехи на занятиях определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого материала, но и эмоциональным отношением к занятиям, заинтересованностью.

Конспекты занятий позволят организовать и проводить работу с младшими дошкольниками по разделу программы дошкольного образования и воспитания «Здоровьесбережение».

Программа «Здоровейка» также актуальна для родителей. В программе разработаны консультации для родителей на тему: «Организация ухода за детьми младшего возраста», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».

Актуальность программы.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

Цель программы:

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.                      

Задачи:

Обеспечивать физическое и эмоциональное развитие ребенка в ДОУ.

Формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Формировать  у подрастающего поколения мотивацию к здоровому образу жизни.

Развивать физические качества.

Накапливать и обогащать двигательный опыт детей

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – совместное участие воспитателей группы и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата независимо от уровня физического развития детей.

Методы и приёмы обучения:

Беседы-рассуждения, загадывание и разгадывание загадок, чтение стихов, рассказывание сказок и рассказов о частях тела человека, знакомство с правилами гигиены и безопасности, упражнения для частей лица, дыхательная гимнастика, закаливающие комплексы для носа и других частей лица, подвижные игры, упражнения для предупреждения плоскостопия, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей:

-проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций;

-педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые);

-дни открытых дверей;

-экскурсии по группе для вновь прибывших детей;

-показ занятий для родителей;

-совместные развлечения для родителей и детей;

-круглые столы с привлечением медицинского работника детского сада.

Планируемые результаты:

 - Появление у детей интереса к собственному здоровью.

- Стремление детей укрепить свое здоровье, используя приобретенные знания и умения.

- Освоение навыков здоровье сохраняющего поведения..

- Снижение уровня заболеваемости. Повышение уровня физической подготовленности.

- Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов.

Диагностика основных показателей сохранения и укрепления здоровья проводилась по следующим критериям:

- владение соответственно возрасту основными движениями;

- выполнение гигиенических процедур;

- интерес к участию в играх и упражнениях;

- имеет представления о ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни.

По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:

- Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.

- Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

- Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

Используется трехбалльная система оценки:

- 1 балл – низкий уровень

- 2 балла – средний уровень

- 3 балла – высокий уровень

Оценивая показатель в 3-х бальной системе, на каждого ребенка заносили в таблицу и высчитывали средний балл.

Далее баллы суммировались и высчитывался средний балл по каждому критерию и выводился уровень развития детей.

Низкий уровень: 1,0 – 1,7 балла

Средний уровень: 1,8 – 2,5 балла

Высокий уровень: 2,6 – 3,0 балла. 

План работы по ЗОЖ с детьми во 2 младшей группе.

Месяц

Тема

Содержание и формы работы с детьми

Сентябрь

Ребёнок и здоровье

1. Игра - занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.

2. Д/игра «Кому что нужно».

Цель: закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. 3. С./рол. игры «Поликлиника», «Больница»

Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли.

4. Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит».

Октябрь

Полезные продукты

1. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям»

Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека.

2. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию, упражнять в умении дифференцировать овощи и фрукты.

3. С/рол, игра «Овощной магазин»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в общественных местах.

4. Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита»

5. Продуктивная деятельность Рисование «Что за яблочко, оно соку спелого полно»

Цель: Учить детей изображать предметы круглой формы, закрашивать, не выходя за края. Закрепить знания о пользе фруктов.

6. Развлечение «Весёлые овощи».

Ноябрь

Личная гигиена

1. Беседа «Чистота и здоровье»

Цель: Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

2.Дидактические игры «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные причёски», «Вымоем куклу»

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять навыки ухода за волосами, знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности.

3. С./рол. игра «Парикмахерская»

Цель: Закреплять знания о профессии парикмахера, формировать навыки культуры общения, поведения.

4. Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «девочка чумазая», З. Александрова «Купание», потешки: «Расти коса до пояса», «Водичка водичка»

5. Развлечение «Девочка чумазая»

Декабрь

Тело человека

1. Беседа «Моё тело»

Цель: Познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств.

2.Дидактические игры «Запомни движение», «Посылка от обезьянки.

Цель: Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

3. Чтение С. Прокофьев «Румяные щечки», Н. Саконская «Где мой пальчик»

Январь

Витамины и здоровье

1. Беседа «Витамины и здоровье»

Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

2. Дидактические игры «Угадай на вкус», «Назови правильно»

Цель: Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов, умение определять их по вкусу.

3. Продуктивная деятельность Рисование «Витамины»

Цель: Учить детей симметрично располагать рисунок, заполнять всё пространство контура, закрепить умение рисовать ватной палочкой. Закрепить знание детей о пользах витаминов.

4. Развлечение «Таблетки растут на грядке, таблетки растут на ветке»

Февраль

Ребен ок на улице

1. Занятие «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

Цель: Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре.

2. Беседа «Если ты потерялся на улице»

Цель: познакомить детей с элементарными правилами поведения в сложных ситуациях, рассказать к кому можно обратится за помощью.

2. Дидактическая игра «О чём говорит светофор»

Цель: закрепить знание детьми значения сигналов светофора.

3. Подвижные игры «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль»

4. С/рол. игра «Автобус»

Цель: Упражнять детей в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения.

5.Чтение С. Михалков «Дядя Степа–милиционер», В. Клименко «Зайка-велосипедист»

6. Развлечение «Незнайка на улице»

Март

Будем спортом заниматься

1. Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта.

2. Дидактическая игра «Назови вид спорта»

Цель: Закрепить название некоторых видов спорта

3. С/рол, игра «Физкультурное занятие в детском саду»

Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательной деятельности

4. Продуктивная деятельность Рисование «Разноцветные мячи»

Цель: Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Уточнить знания о спортивном инвентаре.

5. Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся»

Апрель

Врачи – наши помощники

1. Занятие «Врачи – наши помощники»

Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук

2. Экскурсия в аптеку

Цель: Познакомить детей с работой фармацевта: отпускает лекарства и витамины по рецептам врача

3. С/рол, игры «Аптека», «Больница»

Цель: Закрепить знание детей о профессии врача, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

4. Чтение Е. Шкловский «Как лечили мишку», А. Барто «Мы с Тамарой»

5. День здоровья

Май

Опасности вокруг нас

1.Беседа «Опасные предметы вокруг нас»

Цель: Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности.

2.Дидактическая игра «Я знаю, что можно, что нельзя»

Цель: Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность.

3. С./рол. Игры: «Семья», «Больница»

Цель: Способствовать объединению нескольких игр в единую сюжетную линию, закрепить знание о профессиях врача, медсестры.

4. Развлечение «Медведи в гостях у детей»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Парциальная программа оздоровления детей ДОУ « Здоровый малыш»

2. «Физкультура для малышей» Е.А.Степктна, Т.В.Большева, Санкт-Питербург.

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ О.Н.Моргунова г.Воронеж

3.Сборник подвижных игр Э.Я.Степаненкова



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».

Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятел...

Титульный лист программы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет «Азбука здоровья»

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет «Азбука здоровья» принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказом за...

Титульный лист программы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет «Азбука здоровья»

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет «Азбука здоровья» принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказ...

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровье сберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место...