ФОРМИРОВАНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ.
консультация

Смирнова Наталья Николаевна

Осанка – одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков ортопедических заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника. Представление о нормальной осанке необходимо для оценки эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_oporno.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:


ФОРМИРОВАНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ.

Условия и методика проведения занятий.

Все упражнения дети должны выполнять в мягкой обуви и легком свободном костюме, в котором не должно быть тугих резинок и слишком коротких бретелек. Для упражнений лежа необходимы мягкие и чистые подстилки.

Заниматься с детьми нужно в хорошо проветренной комнате или на открытой площадке в привычной обстановке, где по возможности отсутствовало бы все, что может отвлечь детей (говорящий радиоприемник, шум, разговоры).

Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети еще не утомлены, до приема пищи и не ранее чем через 1-1,5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много упражнений. Вполне достаточно выполнить 4-6 упражнений, повторяя их в среднем от 3-4 до 5-6 раз и часто меняя исходные положения. Не надо пытаться искусственно регулировать дыхание ребенка, необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживали дыхания, а там, где нужно достичь полного выхода, сопровождать отдельные моменты движений громким произношением различных звуков, например: ух! ах! ох! – при наклоне вперед в упражнении «Дровосек». Кроме того, вообще для эмоциональной окраски упражнений и более глубокого полного выхода желательно сопровождать их имитационными звуками, например: ш-ш-ш… при упражнении «Пилка дров»; ж-ж-ж… при изображении летящего самолета; чух-чух-чух… при показе, как идет паровоз, и т.п. Нельзя требовать от детей-дошкольников гимнастической четкости – «чистоты» выполнения движений, однако надо всегда обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились и выполняли упражнения достаточно энергично.

Никакие, даже самые интересные, упражнения не следует проводить с дошкольниками как гимнастическое занятие. Все движения надо чередовать с различными развлечениями и играми, используя для этого разные игрушки. Кроме того, и сами упражнения необходимо разнообразить, используя мячи, обручи, флажки, палки и другие предметы. После наиболее трудных для детей движений хорошо на несколько минут дать им отдохнуть, сидя на детских стульчиках. Общая длительность занятий физическими упражнениями (гимнастикой, играми) не должна превышать 30 минут.

При подборе упражнений следует учитывать возраст, физическое развитие и индивидуальные особенности ребенка (характер, внимание, сообразительность, овладение двигательными навыками).

При занятиях с детьми нужно брать 1-2 упражнения из каждой группы и чередовать их друг с другом так, чтобы избегать чрезмерной нагрузки на одни те же мышцы. Например, необходимо движения рук сменять движениями ног и туловища, не забывая о том, что после трудных упражнений детям необходим кратковременный отдых.

Родители и воспитатели должны объяснять детям упражнения очень кратко, точно и образно, веселым жизнерадостным тоном, и сопровождать объяснения личным показом. Сухие, вялые объяснения неблагоприятно влияют на детей, которые начинают выполнять движения небрежно, без всякого интереса, в результате чего занятия не приносят необходимой пользы. Желательно, особенно при групповых занятиях в детских садах, проводить часть физических упражнений и игр под музыку, которая дает занятиям прекрасную эмоциональную окраску, увлекает, организует детей и развивает у них ритмичность движений.

Физические упражнения как средство воспитания правильной осанки и профилактики плоскостопия.

Физические упражнения всесторонне развивают детский организм, улучшают работу легких, сердца, пищеварения, укрепляют мускулатуру, нервную систему, закаливают организм, позволяют активно влиять на формирование правильной осанки. Физические упражнения подбираются с учетом требований «Программы воспитания в детском саду».

Все упражнения, способствующие формированию хорошей осанки у детей, Е.И. Янкелевич условно разбирает на следующие группы:

- упражнения в исходном положении стоя;

- упражнения в исходном положении на четвереньках;

- упражнения в исходном положении лежа.

Приведенное деление является рабочей классификацией, рекомендуемой для использования родителями и воспитателями.

Разделение упражнений по исходным положениям, а не согласно существующей классификации общеразвивающих упражнений, произведено намерено, для облегчения проведения упражнений. Внутри же каждой группы упражнений выдержан анатомический принцип расположения движений, причем они описываются в определенной последовательности, по мере увеличения степени трудности их выполнения.

Физические упражнения даются прежде всего в виде ежедневной утренней гимнастики – «зарядки», содержащей несколько упражнений, способствующих формированию правильной осанки.

Для формирования правильной осанки необходимо в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) постепенно переходить уже к специальным упражнениям, способствующим формированию осанки. Однако эти упражнения также проводят преимущественно в форме игры. Это достигается путем применения большого числа имитационных (подражательных) движений. Эти упражнения заключаются в выполнении отдельных, интересных для ребенка заданий, например: для того чтобы выполнить потягивание, детям предлагается показать, какими они вырастут большими; для того чтобы они наклонялись в стороны, изобразить, как качаются деревья; для приседания – как ездят на лыжах; для прогибания спины – как выгибается кошка.

Очень ценными для дошкольников являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Однако их тоже надо стараться проводить в игровой форме, например: ходить на носках с движением рук, поднятых в стороны, подражая полету птиц; ходить на наружных краях стоп, как косолапый мишка, и т.д.

Правильно организованная ходьба и бег, помимо общего благотворного влияния на весь организм ребенка, являются хорошим средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезным профилактическим упражнением является разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп. Кроме того, для этой цели детям, имеющим уплощенный свод стопы, очень хорошо давать ряд заданий по захватыванию мелких предметов пальцами ног, например перекатывание с одного места на другое маленьких шариков, гладких палочек.

Плоскостопие неблагоприятным образом влияет на формирование осанки, поэтому родители и воспитатели всегда должны обращать внимание на укрепление свода стоп.

Важную роль в выработке навыка правильной осанки у детей играют упражнения на сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры, например: ходьба по черте, проведенной мелом, линейке, положенной на пол, влезание в обруч (перешагиванием) а также различные виды ходьбы на носках с движением рук.

Используемая литература:

Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения [Текст] / авт.-сост. Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова; под ред. Р.А. Ереминой. – Волгоград: Учитель, 2009. – 146 с.

Подготовила:

инструктор по физической культуре:

Смирнова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры

Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений  которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая ку...

Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Статья подготовлена для публикации в вестнике педагогических работников Бердска "Педагогический калейдоскоп"...

Презентация для родителей по теме "Факторы влияющие на формирование опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста"

В презентации даётся определение ОДА, рассматриваются его функции. Далее речь идёт о трёх основных факторах, влияющих на формирование ОДА у дошкольников: рациональном питании, двигательной активности ...

Сообщение для родителей «Совершенствовать методические аспекты формирования культуры ОЗОЖ средствами физической культуры»

Формировать представления у родителей о влиянии ОЗОЖ и физической культуры  на развитие и здоровье  детей и взрослых....

Средства физической культуры, применяемые для коррекции, воспитания и обучения детей с поражением опорно- двигательного аппарата.

Основные средства, которые применяют при работе с детьми, имеющие ДЦП, - физические упражнения(гимнастические, спортивно- прикладные, подвижные игры)....

игры для формирования опорно-двигательной системы детей раннего возраста

Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важн...