Здоровый образ жизни
консультация (подготовительная группа)

Грико Наталья Борисовна

консультация для родителей о здоровом образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.odt899.46 КБ

Предварительный просмотр:

Приучаем ребёнка к активному образу жизни

Важно не только совершенствовать основные движения маленького человека (ходьба, бег, прыжки, бросание), но и предложить ему ощутить связь движений со словом, научить согласовывать свои действия с действиями других.

Чтобы ребенок легко воспринял здоровый, активный образ жизни, он должен быть естественным для всей семьи.

 Личный пример – самый эффективный способ влияния на ребёнка. Прекрасная возможность для физического и нравственного развития — самообслуживание и помощь взрослым.

        Приучать ребенка к активному образу жизни можно не только посредством выполнения им физических упражнений, но и в ходе повседневных дел и общения.

О важной роли прогулок и походов

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Поход (пешая прогулка )  - одна из почти забытых  форм туризма ( не путать с выездом на автомобиле на пикник).

Продолжительность похода с детьми дошкольного возраста не превышает 3—4 часов с остановками на привал после 50—60 минут ходьбы 

Научите ребенка собирать рюкзак — выбирать самое  необходимое:

  • Наружный карман: накидка, носовой платок, салфетки, мешочек для находок.
  • Внутренний карман (к спине): непромокаемый коврик, фляжка с водой, легкий завтрак (яблоко, бутерброд, печенье), дополнения (карандаши, бумага, скакалка, мячик и прочее).
  • Важно иметь запас  питьевой воды, потому что, скорее всего, ее будет трудно найти в походе.
  • На дно рюкзака положить предметы, которые понадобятся вам не очень скоро, а сверху — самые необходимые или те, которые могут помяться, например, сверток с бутербродами.

Если ребёнка «не оторвать» от телевизора

 

Если ребенка не «оторвать» от телевизора.

  •  заранее познакомьтесь с телевизионной программой;
  •  выберите подходящие для ребенка передачи;
  •  смотрите передачи вместе с малышом, объясняйте и обсуждайте увиденное;
  •  ограничьте время просмотра и количество передач;
  •  предложите выбор; смотреть телевизор или поиграть в увлекательную игру с родителями.

Сделай компьютер своим другом

Длительное время за компьютером вредно для здоровья, так как ребенок подвергается воздействию оптического, рентгеновского, электромагнитного излучений, статического электричества, а также шума.

У компьютера рекомендуется проводить не более 15 минут в день!!!

Рекомендую сайт «Играемся», на котором представлены развивающие игры для дошколят всех возрастов ( на внимание, логику, мышление, память, развитие счетных и иных необходимых навыков)

И еще один совет: в те дни, когда ребенок  играет за компьютером, ему уже не следует смотреть телевизионные передачи — это дополнительная нагрузка не только на органы зрения, но и на нервную систему.

«Компьютерное» утомление детей

Можно выделить 4 основных типа проявления "компьютерной" усталости

1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.

2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.

3. «Утомленная» поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.

4. Эмоционально-невротическая реакция - крик, подпрыгивания, пританцовывания, истерический смех и др.

 

ВОСПИТЫВАЕМ  НАШИХ ДЕТЕЙ  ВМЕСТЕ

«О самом главном»

 Советы педагога-психолога  Грико Н.Б.

 

Ещё раз о вредных привычках.

Курение родителей.

Наиболее чувствительны к табачному дыму дети до 5 лет. 

Дети курящих родителей являются пассивными курильщиками, так как, вынуждены постоянно дышать воздухом, содержащим в той или иной концентрации  табачный дым, находящийся и в воздухе квартиры, и даже в дыхании покурившего родителя. 

В следствие этого у детей  обычно возникает длительный, плохо поддающийся лечению приступообразный сухой кашель, причину которого порой не в состоянии определить даже лечащий врач. 

Замечено, что именно дети  пассивные курильщики от 4 до 8 раз   в течение года  и даже  чаще болеют бронхитом, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппом и пр. Воспаление легких у них возникает чаще, чем у детей некурящих родителей.

В ряде случаев пассивное вдыхание дыма является более опасным, чем обычное курение.

К тому же дети, живущие в квартире, где курят, вынуждены носить насквозь пропахшую одежду. Родители, привыкшие к своему домашнему запаху, просто не замечают его, но зато замечают  окружающие дети и взрослые. И, если взрослые могут скрывать свою неприязнь, то дети подчас реагируют довольно бурно и бескомпромиссно.

Уважаемые папы и мамы!

Манеры, привычки, стиль поведения ваших детей формируется в раннем детстве, в семье.

Не дожидайтесь, пока сигарета сделает вас своим рабом, а ваших детей  - безвинными заложниками, пока  вредная привычка не отдаст и вас и вашего ребенка   во власть болезни.

КАК ВОСПИТАТЬ ИЗ    МАЛЬЧИКА

НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНУ

1.ПРИМЕРОМ ДОЛЖНЫ СТАТЬ МУЖЧИНЫ

При воспитании из мальчика настоящего мужчины идеально  будет окружить ребёнка как можно большим количеством мужчин. Это могут быть папа, дядя, дедушка, знакомые. Особенно это важно, если у ребёнка нет отца или   отец не принимает участия в воспитании.

Воспитывать из мальчика настоящего мужчину нужно также на основе книг и фильмов. Только тщательно подбирайте свою домашнюю коллекцию! Пусть его героями будут рыцари, мушкетёры и другие персонажи, которые борются с несправедливостью. Современные боевики и комиксы вряд ли послужат хорошим примером.

2.ПУСТЬ МАЛЬЧИК ПОЧУВСТВУЕТ СЕБЯ МУЖЧИНОЙ

Ребёнку 3-4 лет покупайте  мальчишеские игрушки. Такие игрушки не должны быть яркими. Выбирайте спокойные тона, ведь яркость и пестрота – удел девочек.

Чтобы из мальчика получился настоящий мужчина, его уже в 5-6 лет можно привлекать к определенному  делу, например, давать в руки молоток, чтобы помочь  забить гвоздь. Научите мальчишку  мастерить простой кораблик, танк, кормушку для птиц к зиме. Конечно, во избежание травм,под присмотром взрослых.  

Чем раньше мальчик станет помогать кому-то  из  мужчин, и не только,тем лучше. Это поднимет его самооценку, даст возможность  почувствовать свою нужность и причастность к «мужскому» обществу.

Уже дошкольном и  младшем школьном возрасте в мальчике нужно воспитывать уважительное отношение к девочкам и женщинам: открывать дверь, пропускать девочек вперёд, помогать  им носить тяжёлые сумки.

В подростковом возрасте лучше предоставить сыну больше свободы. Пусть он сам выбирает друзей и принимает собственные решения. Так он быстрее научится отвечать за свои поступки и станет самостоятельным.

3.ХВАЛИТЕ  МАЛЬЧИШКУ.

Каждый раз, когда ребёнок преодолевает какое – либо препятствие, нужно похвалить его, акцентируя  внимание на его мужественности: «Молодец! Вот так поступают настоящие мужчины!»

Вообще, нужно почаще  хвалить мальчишку, говорить, какой он сильный, смелый, терпеливый, отважный и решительный. Даже когда мальчику всего годик, он уже на уровне подсознания понимает, какой он мужественный.

4.БУДЬТЕ  РЯДОМ С НИМ ЖЕНЩИНОЙ

И, конечно же, как бы маме ни хотелось быть сильной, при воспитании из мальчика настоящего мужчины пусть не забывает, что она в первую очередь просто женщина. Пусть сын видит её ласковой, нежной, любящей, иногда слабой. Так мальчик научится жалеть и сочувствовать, быть откровенным, поддерживать маму и помогать, что поможет ему приобрести качества сильного, уверенного в себе мужчины, способного постоять за себя и защитить женщину.

ВОРОВСТВО

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ СЛУЧАИ ВОРОВСТВА

1.Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребёнка, можно проводить уже в возрасте от четырёх  лет. Объясняйте ребёнку, что воровать – это плохо.

2.Ваш ребёнок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.

3.Убедитесь, что ваш ребёнок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства стыда после кражи.

4.Ребёнок должен знать, с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребёнок должен  будет вернуть вещь владельцу либо заплатить за неё. Если у вашего ребёнка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать их. Ребёнок должен отвечать за свои неправильные действия.

5.Если ваш ребёнок ворует у других детей вещи и предметы, в которых нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить всё необходимое у родителей – вы сами купите ему всё, что нужно.

6.Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребёнок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.

7.Объясните ребёнку, что у него в ближайшее время будет возможность получить определённую вещь. Это научит вашего ребёнка терпению и отложенному вознаграждению.

ВОРОВСТВО

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК УЖЕ БЫЛ ЗАМЕЧЕН В КРАЖЕ:

1.Не угрожайте ребёнку в случае отказа принять вину. Ваша явная агрессия сразу же заведёт его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что –то чужое, чем стараться силой заставить его признать своё поражение и то, что он «вор»;

2.Не называйте его вором, не навешивайте ярлыки, предсказывая уголовное будущее;

3.Не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным («Никому из родителей не приходится так краснеть», «Мой сын не мог так поступить» и т.д.);

4.Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребёнка – иначе он будет скрывать от вас всё;

5.Не обсуждайте возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка;

6.Не обращайтесь к ребёнку с риторическими вопросами типа «Как ты мог?» и пр. – это совершенно бесполезно и даже вредно;

7.Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка;

8.Не напоминайте ребёнку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВОСПИТАНИЯ:

РУГАЙ – НАЕДИНЕ,

ХВАЛИ – ПРИ ВСЕХ

Зачем в детском саду психолог?

 Задача психолога в нашем детском саду – создание психологических условий для развития дошкольников, коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере, преодоление негативных качеств формирующегося характера.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления :

–  работа с детьми,

- работа с родителями

- работа с коллективом.

 Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции  и  психопросвещения (психопрофилактики).

Психологическая диагностика.Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.  

Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующие формы работы:

индивидуальные психокоррекционные занятия;

занятия по подготовке детей к школьному обучению.

Психологическое просвещение и психологическая профилактика.

Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.

Что делать, когда возникают трудности в адаптации ребенка в детском коллективе

Ребенок пришел в коллектив. Это новая и сложная веха в его жизни. Родителям необходимо интересоваться не только как он ест, спит, плачет или нет, но и  как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. В большинстве случаев педагоги готовы поделиться с родителями такой информацией. Ведь наиболее успешно адаптация проходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут похожими.

Например, если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликтные ситуации  в группе ребенку обеспечены. А вскоре могут начаться и капризы "я в садик не хочу, там плохо". А мамы склонны быть уверенными «Значит в садике  плохие, ребенка обижают!».
А ведь может быть наоборот, Он ведет себя слишком агрессивно : обижает детей, отнимает игрушки, проявляет агрессию.

Поможет обращение к  сказке,   ролевой игре, игре с «оживленной « игрушкой.

 Робкому ребенку полезно побыть Волком,  а агрессивному – Красной шапочкой, тем самым воспитывается способность сочувствования,  сопереживания другого. Затем роли можно поменять, чтобы ребенок смог выработать новые стратегии поведения, с учетом опыта, который он получил при вхождении в «чужую роль».

На адаптацию  оказывает влияние и возраст поступления ребенка в ДОУ. Дети ясельного возраста настороженно относятся к незнакомым людям, что проявляется в полной мере, если малыша приводят в дошкольное учреждение именно в этом возрасте.  Дети трех лет переживают нормативный кризис развития, который выражается, в частности, в проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в детский сад. В этом случае, надо интересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, а вечером не хочет уходить из сада, значит, адаптация идет благополучно и беспокоиться не о чем.
Некоторые дети  становятся более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым,  чаще болеют, так как стресс истощает их адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше подержать дома, посещая  вначале детский сад не каждый день.

Можно вначале поводить в группы развития. А в садик отдавть ближе к 5 годам.
Случается, что именно мама, не способная найти свое место в жизни за границами заботы о малыше, испытывает особое удовольствие, когда малыш плачет и не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.

У детей, у которых не были сформированы достаточно теплые близкие контакты с родителями, адаптация наоборот происходит легко. Однако опасность здесь состоит в том, что первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания, ему будет трудно устанавливать отношения близкие, семейные, интимные.
Необходимо учитывать также темперамент ребенка. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим и холерическим темпераментом. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду, где детей много, в силу чего воспитатель просто вынужден требовать от детей послушания, ограничивать подвижность и свободу действий, часто делают детям замечания.

Труднее всего, приходится медлительным, флегматичным  детям. Они не успевают за темпом жизни всей группы: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Конечно, воспитатель обязан  понимать проблемы такого ребенка, но вынужден задавать общий темп, а значит,  начинает его  больше подстегивать,  торопить. Но педагог и родители  должны знать, что эмоциональный стресс вследствие этого может подействовать таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится более вялым, безучастным. Мудрый родитель уделит много внимания развитию навыков самообслуживания уже задолго до прихода ребенка в ДОУ.

Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные болезни, то следует бить тревогу. Прежде всего, надо выслушать ребенка. Однако маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мыли и чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами. Говорите с воспитателями, с медсестрой, с психологом.
Выясните причины дезадаптации!

- есть дети, которые нуждаются в особых условиях,

- причина может лежать в поведении воспитателя, не способного принять ребенка и помочь ему,

- возможно малыш дома излишне «занянькан», в саду пропадает его избалованность и исключительность, и он всячески изощряется, чтобы мама его оттуда забрала,

- трудности могут возникнуть из-за поведения родителей, когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и неблагополучной атмосферы в семье.

Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался – то на это стоит обратить внимание. Часто случается, что дети просто фантазируют. Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).

Известно, что легче адаптируются дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытывали проблем с детским садом, настроены оптимистически, уважают воспитателей, не говорят плохо о садике в присутствии ребенка.

Подтверждается и обратная картина: если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один, если родители с первого дня идут на конфликт, предъявляют требования в ультимативной форме, то вряд ли ребенок будет относиться к садику как к второму дому.

Доброе сотрудничество работников детского сада и родителей –

залог сохранения здоровой психики наших воспитанников!

Как родители могут помочь ребёнку в период адаптации

1. По возможности, расширяйте круг общения ребёнка, помогите ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обратите внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывайте положительное отношение к ним.

2. Помогите ребёнку разобраться в игрушках: используйте сюжетный показ, совместные действия, вовлекайте ребёнка в игру.

3. Развивайте подражательность в действиях: «полетаем, как воробышки, попрыгаем, как зайчики».

4. Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, проявлять сопереживания к сверстникам.

5. Не высказывайте сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение.

6. Приучайте ребёнка к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий.

7.Требования к ребёнку должны быть последовательными и доступными. Тон, которым вы сообщаете ребёнку свои требования - дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

8.Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети плачут; я огорчена; мне трудно.

9.Соизмеряйте собственные ожидания с индивидуальными возможностями вашего ребёнка, не сравнивая его с другими.

10.Старайтесь  постоянно поощрять ребёнка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

11.Планируйте своё время так, чтобы первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.Старайтесь быть спокойными, внимательными и заботливыми.

12.Радуйтесь при встрече с ребёнком, говорите приветливые фразы: «я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой». Чаще обнимайте ребёнка.

13.Условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима

Что делать, если ребенок впадает в истерики

Детям раннего возраста иногда свойственны припадки ярости, во время которых они падают на пол, бьют по полу руками и ногами, кричат, колотят окружающих. Чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку. Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками. Например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду.
Специалисты рекомендует в таких случаях следующие тактики. Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать «нет» (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходимым). Мы не рекомендуем в момент ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.
Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно. Однако если взрослый сам находится в состоянии крайнего эмоционального возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.
Очень часто родители в состоянии гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой, не соразмеряя силу удара). Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния.
В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но когда «эмоциональный накал» снизится, можно попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание на какое-либо действие или предмет.

ИТАК, если ребенок впадает в истерику:

Не отменяйте немедленно своих решений.
Не берите ребенка насильно на руки.
Не старайтесь поднять ребенка с пола.
Не оставляйте ребенка одного.

Следите за своим эмоциональным состоянием.
Научитесь переключать внимание ребенка.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

 Современные родители начинают готовить своего ребенка к приходу в ясли задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе, чтобы развить навыки общения, приглашают к нему в гости сверстников, рассказывают, как хорошо живут детки в детском саду. И малыш на вопрос взрослых, хочет ли он пойти в детский сад, с радостью улыбается и кивает.
Но когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, когда он видит, что мама скрылась за незнакомыми дверями, он приходит в отчаяние, следствием которого могут стать просто слезы или истерика. Подобное состояние может продолжаться и день, и два, и дольше...
Бывает и по-другому. Если малышу нравится общаться со взрослыми и детьми, он легко и непринужденно прощается в первый день с мамой и, смело взяв воспитателя за руку, без колебаний входит в группу. Он полон ожиданий, он не подозревает даже, что вместо сюрпризов его ждут разочарования. Он хочет играть в кубики, а его одевают и ведут гулять. Он хочет спать, а его сажают за стол.

Но главное — нет радом мамы, некому пожаловаться, не у кого потребовать желаемое. И тогда уже на следующий же день ребенок вряд ли с восторгом пойдет в садик. Скорее всего, он будет плакать и прижиматься к маме.
К счастью, не все дети так тяжело переживают новый этап в своей жизни. Воспитатели отмечают, что легче адаптируются к детскому саду дети из семей, в которых ребенок является равноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не образцом для педагогических экспериментов.
Но если все же ребенок плачет при расставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, так как после периода адаптации ребенок, скорее всего, уже не будет так расстраиваться из-за вашего ухода.
Проанализируйте, так ли переживает малыш, если в ясли его приводит не мама, а папа или другой член семьи. И если с кем-то из них ребенок по утрам чувствует себя более комфортно, то, пока он не адаптируется, пусть его приводят бабушка или дедушка, старшая сестра или брат. Спросите воспитателя, как долго после вашего ухода ребенок еще плачет. Если сразу после того, как он оказывается в группе, малыш перестает плакать, то это нормально, спокойно отправляйтесь на работу или учебу. Ваш ребенок наверняка чувствует себя отлично.
Если воспитатель сообщает вам, что ребенок плачет еще очень долго после вашего ухода, постарайтесь договориться, какие занятия и игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний: интересная книжка, яркая игрушка, завтрак. Тогда по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем, говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может вам ответить.
Если же воспитатель говорит, что ребенок плачет в течение всего дня, то это означает, что его ещё рано оставлять на долгое время в саду, что вы торопитесь. Первые пребывания не должны превышать 3 часов. Воспитатели подскажут, когда можно будет оставить ребенка на обед, на сон. Наберитесь терпения, поверьте воспитателю, у него опыт!

Для облегчения состояния можно предложить малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него и привлекательный предмет: игрушку, книжку или предмет, который принадлежит маме (ленту, платок и т. д.).

Постарайтесь  сами быть спокойными и уверенными, выйдя за ворота садика постарайтесь не переживать, отвлечься . У мамы с малышом тесная связь, тревога и переживания могут ему передаваться.

Что делать, если ребенок кусает других детей

Многие родители и воспитатели жалуются, что малыши часто кусаются.

Прежде чем наказывать ребенка (что чаще всего и происходит), необходимо выяснить причину подобного поведения.
Бывает, что малыш, таким образом пытаясь исследует окружающий его мир. В этом случае взрослый, конечно же, должен твердо сказать «нет», «нельзя», объяснить, почему нельзя, и предоставить ребенку приемлемый способ реализации его потребности. Можно дать ребенку резиновое кольцо для кусания, кусочек хлеба, печенье или показать ему какой-нибудь интересный предмет, который заинтересует малыша.
Иногда «кусачество» может стать выражением чувства беспомощности перед действительностью, следствие испытанного дискомфорта, с которым ребенок не умеет справляться сам. Например, если ребенок привык играть дома в одиночестве, но вынужден целый день находиться в окружении многих людей, он может выразить свое несогласие, протест в виде агрессии, укусив того, кто мешает. Тогда укус является способом защиты. В этом случае взрослый, заметив усталость и раздражительность ребенка, должен показать ему, где он может поиграть один, побыть в уединении. Или если ребенок не успокаивается, полон агрессии, лучше дать ему возможность выпустить «пар»: сбить кегли, бросить мяч, постучать резиновым молотком и т. д. или просто взять его на руки, переключить внимание.
Но все перечисленное лучше сделать лишь после того, как взрослый уделил внимание «жертве»: успокоил, поговорил, погладил, пожалел. Очень хорошо, если к этой процедуре будет приобщен и маленький «агрессор». Пусть он тоже погладит, пожалеет малыша, которого укусил.
Бывает, что ребенок кусается, так как просто не знает, как еще привлечь внимание взрослого, чем заняться, куда направить свою энергию. Тогда взрослый тоже должен уделить внимание, прежде всего «жертве», а потом научить ребенка способам развлечь себя самому.
Кое-кто из взрослых полагает, что если не замечать, что ребенок укусил кого-либо из детей и не заострять на этом внимание, то он забудет о такой неблаговидной форме взаимодействия и не будет больше так делать. Но практика показывает, что ребенок, проведя «разведку» и поняв, что такое поведение является нормой (так как не последовало никакой реакции  взрослого человека), поступает так и в дальнейшем.
Некоторые родители полагают, что если они строго накажут ребенка за проступок, он запомнит это и научится действовать менее агрессивно. В качестве наказания они шлепают ребенка, кричат на него, а иногда предлагают тому, кого укусили, ответить обидчику тем же. Подобная реакция порождает целый клубок агрессии, и иногда таким способом общения и выяснения отношений «заражаются» и другие дети в группе.

Если в ответ на проявленную агрессию, мы будем не учить ребенка сопереживать тому, кого он укусил, а станем заставлять его просить у «жертвы» или у нас прощения, он либо очень скоро поймет, что можно действовать безнаказанно подобным способом, или, если ваше требование унизительно и невыполнимо для ребенка, он «замкнется» и в качестве протеста ни за что не будет просить прощения.

Старайтесь не стыдить малыша за то, что он укусил ребенка, а объяснить ситуацию. Иначе он может сделать из вашего монолога только один вывод: «Я плохой, и никто меня не любит». Тогда ждите новых вспышек агрессии.

ИТАК, если ребенок   кусается:

 1.     Выясните причину подобного поведения.

      2.     Если ребенок исследует окружающее, твердо скажите ему «нельзя!»

      3.     Если ребенок выразил, таким образом, протест, прежде всего уделите внимание «жертве». Попросите ребенка пожалеть обиженного им малыша.

     4.     Обязательно отреагируйте на укус, не оставляйте его без внимания.

     5.     Объясните ребенку, почему нельзя кусаться.

      6.     Не кричите на ребенка, не шлепайте его.

      7.     Не заставляйте его просить прощение.

      8.     Не стыдите ребенка.

      9.     Уделите ребенку внимание. Он нуждается в этом.

Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками

Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего, должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с окружающими, причем в этот возрастной период необходимо последовательно вводить определенные границы дозволенного и неукоснительно контролировать их выполнение.
Однако, общаясь с ребенком раннего возраста, необходимо учитывать его возможности.
Бытует мнение, что ребенок двух лет не способен делиться своими игрушками искренне. Нет, дети этого возраста — собственники по своей природе. Если кто-то покушается на его игрушку, ребенок воспринимает это как угрозу собственной безопасности, как покушение на его личностное пространство. Можно, конечно, придумать некоторые «уловки», которые помогут урегулировать вспыхнувший конфликт в детской среде. Например, попросите ребенка отдать игрушку — причину раздора — вам в руки, и тогда вы сами дадите ее поиграть другому малышу (но этот способ предполагает взаимодействие ребенка со взрослым, а не общение двух детей). Конечно же, взрослые не должны обвинять ребенка в жадности, так как это приведет только к формированию чувства вины. Главное — научить ребенка способам выхода из сложной ситуации, научить выслушивать просьбы другого, выражать свои собственные чувства и желания словами, а не криком и кулаками.
Примерно к трем годам ребенок уже может научиться делиться своими игрушками с детьми. Однако навык взаимодействия не появится сам по себе, без предварительных разъяснений взрослого, что такое «свои» и «чужие» вещи.

В качестве профилактики появления такого поведения, когда ребенок не хочет давать свои игрушки другим детям, можно обращать внимание ребенка на состояние того малыша, которому очень хочется поиграть в игрушку. Желательно описать, что он может чувствовать. Можно спросить, хотелось ли когда-то вашему ребенку чужую игрушку.
Если же конфликт уже разгорелся, если из-за игрушки возникла ссора, взрослый должен отреагировать тут же. Можно предложить детям поменяться игрушками. Можно организовать совместную игру. Предложите детям «озвучить» проблему, то есть сказать словами, чего они хотят и чего не хотят. Отвлеките малышей, если это необходимо, например, выньте из сумки какой-то яркий предмет, книжку и т. д. или просто начните говорить необычно тихим или «необыкновенным» голосом. Используйте шутку.
Старайтесь не стыдить того ребенка, который не хочет поделиться своей игрушкой. Примерно с двух лет у детей формируется чувство собственности. Они вправе не понимать, почему должны отдать, например, машинку, в которую самим хочется поиграть.
Если же вы знаете о том, что малыш не склонен делиться игрушками, старайтесь не брать с собой на детскую площадку яркие, привлекательные для всех малышей машинки, куклы. Не провоцируйте конфликт. Подождите, пока ребенок сможет понять вас и научится взаимодействовать с другими детьми.

ИТАК, если ребенок не хочет делиться своими игрушками с другими детьми:

1.     Объясните ребенку, почему он должен это делать.

2.     Научите его выражать свои ожидания, протесты словами, а не криками.

3.     Отвлеките детей.

4.     Организуйте совместную игру.

5.     Используйте шутку,

6.     Не стыдите ребенка.

7.     Не провоцируйте конфликт, не берите с собой на прогулку необычные яркие, привлекательные игрушки.

Что делать, если ребенок говорит грубые слова 

Ребенок раннего возраста активно впитывает все, что видит и слышит, что происходит вокруг него. Он не просто видит и слышит, но и непроизвольно запоминает все увиденное и услышанное. И никто из взрослых не в состоянии запретить ему это делать. Поэтому проводить профилактику грубых и неприличных слов невозможно. Единственное, что можно сделать, так это самим не произносить подобные слова в присутствии ребенка. Тогда мы будем уверены хотя бы в том, что подобным выражениям ребенок научился не в семье. Помимо общения с нами малыш наблюдает за детьми более старшего возраста, слышит речь взрослых на улице и в транспорте, смотрит телевизор и т. д.
Услышав что-то новое, незнакомое, ребенку хочется продемонстрировать перед взрослыми то, чему он только что научился, иногда ребенок с гордостью копирует не совсем приличную речь значимого для него взрослого (так как подражание — одна из черт детей раннего возраста).

А иногда ребенок произносит нечто необычное для того, чтобы посмотреть на нашу реакцию, узнать, хорошо или плохо он поступает. Если мы станем ругать его и показывать свое раздражение и недовольство, возможно, он научится таким образом вызывать вспышки нашего гнева, тем самым завоевывать наше внимание к нему, пусть даже и негативное.Поэтому, если мы слышим от ребенка неприличные слова, прежде всего необходимо спокойно, без лишних эмоций сказать ему, что так говорить НЕЛЬЗЯ. Вместо этих слов можно сказать, например, вот так... И взрослый дает образец другого высказывания, которое заменит произнесенную грубость. Ведь иногда ребенок говорит что-то не так, как хочется нам, потому что не умеет и не знает, как можно сказать по-другому.Не следует читать малышу и длинных нотаций. Вряд ли он услышит все, что вы ему сказали, а тем более изменит свое поведение.Если ребенок произносит грубые слова в общественном месте, в присутствии посторонних людей, лучше сразу извиниться за него и сменить тему разговора. В противном случае, если вы начнете его отчитывать и тем более накажете физически при посторонних, это может вызвать у него вспышку ярости. Тогда он начнет назло вам говорить подряд все плохие слова, которые он когда-либо слышал. Ни в коем случае не угрожайте ребенку тем, что если он скажет такое слово хотя бы еще один раз... Подумайте, что он может тут же произнести это слово, следуя своим импульсивным побуждениям «отомстить» вам. Тогда вам придется либо отказываться от своих угроз, либо тут же прибегнуть к обещанному наказанию.

ИТАК, если ребенок говорит грубые слова

1.     Объясните ребенку, что такие слова говорить нельзя.

2.     Покажите, какими словами можно заменить грубость.

3.     Не ругайте его.

4.     Дайте возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например, в игре.

5.     Отвлеките ребенка.

6.     Не угрожайте ребенку наказанием.

7.     Кратко извинитесь перед окружающими, если вы находитесь в общественном месте.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям. Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привычки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.
Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.
Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки как бы продолжая игру, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.
Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание...
Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.
Если у вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а вы — дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а вы получите информацию о том, как малыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы).
Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становится необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.
Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это — правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки — буду тебе читать, не уберешь — не буду, то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».

ИТАК, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки:

1.     Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2.     Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3.     Убирайте игрушки вместе с малышом.

4.     Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего.

5.     Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6.     Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.

7.     Учитывайте возраст и возможности ребенка.

8.     Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша.

9.     Попробуйте сделать уборку игрушек ритуалом прощания перед укладыванием ребенка спать.

Рекомендации  родителям по воспитанию гиперактивных детей 

1.     В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.

2.     Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3.     Говорите спокойно, сдержанно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка.)

4.     Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5.     Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.     Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

7.     Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

8.     Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

9.     Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10.    Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию  гиперактивности.

11.   Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис).

12.   Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания   гиперактивность,  хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

 

Что делать, если ребенка не «оторвать» от телевизора

Иногда полуторагодовалые - двухлетние дети могут часами просиживать у телевизора. Их привлекает, завораживает движение, мелькание на экране, они с удовольствием узнают уже знакомых героев сказок и даже взрослых сериалов. Многие родители тревожатся по этому поводу, приходят на прием к психологам за советом, что же делать, чтобы отучить малыша от этой «пагубной» привычки.
Конечно, бесконечное сидение у телевизора может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье. Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в «кинозал».
Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, — все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз.
Однако периодические просмотры телевизионных передач не могут принести так уж много вреда. Если родители заранее просматривают телевизионную программу, выбирают для ребенка подходящие передачи, а главное, во время просмотра находятся рядом с малышом, телевизор может стать источником интересной информации и дальнейших контактов с родителями.
Если же ребенок один часами смотрит телевизор, взрослые могут ограничить время просмотра: твердо сказать ребенку, что он будет смотреть только один (или два) мультфильма в день. Причем пусть ребенок сам выберет, что именно он будет смотреть.
Если же малыш сопротивляется, не соглашается на ваши условия, а продолжает капризничать и требовать включения телевизора, предложите ему выбор: смотреть передачу или поиграть с папой в футбол (погулять с бабушкой, с братом, вымыть с мамой посуду, поиграть всей семьей в лото).
Контакты с окружающими людьми гораздо важнее для ребенка раннего возраста, чем «чудеса голубого экрана». Поэтому, как правило, малыш с радостью отказывается от телевизионной передачи и живо откликается на предложение побыть вместе с мамой, с папой, конечно, только в том случае, если в семье царит положительная эмоциональная обстановка и налажен контакт с ребенком. Тогда, если ребенок сознательно сделает выбор, общение с родителями и другими близкими людьми принесет ему много счастливых минут и часов.

ИТАК, если ребенка не «оторвать» от телевизора:

Заранее познакомьтесь с телевизионной программой.

Выберите подходящие для ребенка передачи.

Смотрите передачи вместе с малышом. Объясняйте и обсуждайте увиденное.

Ограничьте время просмотра и количество передач.

Предложите выбор: смотреть телевизор или поиграть в увлекательную игру с родителями.

 

Рекомендации для родителей тревожных детей

Повышаем самооценку ребёнка

Необходимо:

обращаться к ребёнку по имени;
хвалить его даже за незначительные успехи (причём похвала должна быть искренней и ребёнок должен знать, за что его похвалили).
отмечать его в присутствии других детей.
чтобы ребёнок, чаще участвовал в таких играх, как «Комплименты», «Я дарю тебе», которые помогут узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

Снимаем мышечное напряжение

Рекомендации:

Играть в игры, связанные с телесным контактом.
Проводить упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.
Ещё один способ излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут приготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесёт им ещё больше удовольствия.

Обучаем детей управлять своим поведением

Рекомендации:

Взрослым желательно привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы (в детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях). Желательно, чтобы каждый ребёнок сказал вслух о том, чего он боится. Предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о них. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Нельзя сравнивать детей друг с другом – это приём категорически запрещён (когда речь идёт о тревожных детях). Желательно вообще избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. (Иногда травмирующим
фактором, может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.) Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
Если у ребёнка появляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие – либо виды работ, учитывающие скорость. Такого ребёнка следует спрашивать в середине занятия. Нельзя его подгонять и торопить.
Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установи с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимете ребёнка до уровня ваших глаз.
Совместное со взрослыми сочинение сказок и историй учит детей выражать словами свою тревогу и страх. И даже если они приписывают их не себе, а вымышленному герою, это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокаивает.
Очень полезно играть с детьми в ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка (например, ситуация «боюсь воспитателя» даст возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, т.е. чего- то страшного). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребёнка, а кукла ребёнка – роль взрослого, помогут ребёнку выразить свои эмоции, а взрослому – сделать много интересных и важных открытий.
Очень полезно играть с детьми в подвижные игры. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре («война», «казаки – разбойники») ребёнок переживает и сильный страх, и волнение, что помогает ему снять напряжение в реальной жизни.
Обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...