Программа для педагогов "В гармонии с собой"
проект

Профилактика эмоционального выгорания педагогов методами арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_garmonii_s_soboy.docx48.07 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация:

Профилактические психолого – педагогические программы для педагогов образовательного учреждения.

«В гармонии с собой».

Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов методами арт-терапии.

Автор: Баталова Анна Владимировна.

МБДОУ «Детский сад №24»

adrenalinna@ya.ru; 89507076902

Смоленск 2018


СОДЕРЖАНИЕ.

1.

ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

Пояснительная записка ……………………………………...

3

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

2.1.

Тематическое планирование занятий по программе

«В гармонии с собой» ……………..

12

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

3.1.

Организационные условия проведения коррекционно-развивающих занятий ……………………………………..

14

3.2.

Список методической литературы …………………………

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспекты занятий для педагогов

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Раздаточный материал для педагогов


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

  1. Пояснительная записка.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Из-за невладения методиками быстрого восстановления психологических сил и наличия у педагога деструктивных эмоциональных навыков такое эмоциональное напряжение становится негативным, что приводит к появлению у него так называемого синдрома «эмоционального выгорания».

Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся в другими людьми. Синдром «эмоционального выгорания» представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешения стресса на рабочем месте.

Работа психолога в детском саду включает в себя направление – психологическое сопровождение педагогов, важной составляющей которого является профилактика эмоционального выгорания педагогов.

«Синдром эмоционального выгорания» — (СЭВ) удостоен диагностического статуса (МКБ-10:z73 – «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью»). Предпосылки возникновения СЭВ, динамика его развития изучается сравнительно недавно как отдельно взятое понятие, например в отечественной науке: Т.В.Форманюк, 1994г.; В.В.Бойко, 1996г.; А.А.Руковишников, 2001г.; М.М.Скучаревская, 2002г., В.Е.Орел, 1995, 1999, 2005г.; М.В.Борисова, 2003г. и др. В зарубежной науке: G.Frendenberger, 1974; L.Hallsten, 1985; С.Maslach, 1978, 1986; L.Richard, R.L.Schwab, 1986 и др.

Достаточно часто феномен «эмоционального выгорания» рассматривается в контексте изучения влияния профессионального психологического стресса – как результат «профессиональной деформации» (В.Е.Орел, 1995г.; Е.В.Иванова, 2003г.; М.В.Агапова, 2004г.).

Актуальным представляется поиск доступных психологических средств в рамках таких научных методологических подходов, в которых бы уделялось внимание субъективным переживаниям как активизирующим стимулам, генерирующим универсальные свойства личности как единого целого. Данная необходимость является особенно актуальной, поскольку в отечественной научной практике «…отмечается почти полное отсутствие адекватных психокоррекционных мероприятий, направленных на психологическую помощь специалистам, подверженным «эмоциональному выгоранию» (М.В.Агапова, 2004г.).

Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологом Х.Фреденбергом в 1974 году.

Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к другим. Синдром «выгорания», по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Как показывают результаты исследований, развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития «выгорания» уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо, с профессиональным выгоранием.

Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации.

В.В.Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоции в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания»

  1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками.

2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….).

3. Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины.

4. Повышенная раздражительность (и на работе и дома).

5. Упорное желание переменить род занятия.

6. То и дело возникающая рассеянность.

7. Нарушение сна.

8. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

9. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.

Ряд исследователей считают основными предпосылками синдрома «эмоционального выгорания» организационные проблемы:

— слишком большая рабочая нагрузка;

— недостаточная возможность контролировать ситуацию;

— отсутствие организационной общности;

— недостаточное моральное и материальное вознаграждение;

— несправедливость;

— отсутствие значимости выполняемой работы.

В тоже время другие исследователи считают более важными личностные характеристики:

— низкая самооценка;

— невротизм;

— тревожность.

Проблема «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму «заражения» передается другим – детям.

Это в свою очередь приводит к повышению степени невротизации детей, формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения и соответственно к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала.

Таким образом, стрессоустойчивые личностные качества педагога являются одним из основных показателей его профессионализма и с другой стороны становятся иммунитетом к эмоциональному выгоранию.

Самочувствие педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы. У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное выгорание» и «профессиональная усталость». «Сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время «вкладываясь» в других, они начинают испытывать разочарование, так как не всегда удается достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей энергии, ведет к психосоматической усталости и эмоциональному истощению, а как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка, нарушение сна.

Постоянная погруженность воспитателя в общество маленьких детей вызывает эмоциональный фон напряжения и пресыщения. Этот, так называемый феномен профессиональной усталости оказывает значительное воздействие на педагогический процесс, проявляясь в стремлении снять напряжение и обеспечить собственный внутренний покой любыми средствами.

Одна из форм снятия напряжения – прямое «бегство» от детей, предоставляя их самим себе. Можно наблюдать воспитателей, которые в свободное от организованных занятий время, занимаются хозяйственными делами, мастерят какие - либо пособия, даже если в последних нет особой нужды, или на прогулке общаются с коллегой, оставив детей без внимания.

Стремление педагога снять возникающее напряжение может проявляться и в профессионально приемлемой форме (как бы маскироваться ею) – в явном предпочтении фронтальных занятий с их излишней заорганизованностью, что обеспечивает воспитателю определенный внутренний покой через отстраненность от детей.

Феномен «профессиональной усталости» может приводить к тому, что реальная практика педагога идет в разрез с его ценностными установками: жестокое давление на детей при вполне гуманистической идеологии, и наоборот, периодически возникающие попустительство и безразличие к поведению детей при жестких авторитарных установках.

Существует множество приемов, способов и методик снятия и профилактики стресса. Однако практически все они имеют ограничения и подходят далеко не всем. Мне хотелось найти такие методы и приемы, которые подходили бы почти всем и не имели бы ограничений. Такими методами и приема обладает атр-терапия. Как пишет Копытин у арт-терапии существует множество преимуществ по сравнению с другими методами и техниками терапии.

  1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
  2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
  3. Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между специалистом (психотерапевтом, психологом, педагогом и т. д.) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
  4. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.
  5. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
  6. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
  7. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
  8. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмах саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.

Кроме, того развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой — не обучением, а исцелением...

Даже у очень тяжёлых пациентов арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение. Что уж говорить о действии арт-терапии на здоровых людей!

Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации... Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием-в-мире, попросту — делает нас несчастливыми.

Но самые яркие результаты (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.

Однако, как говорится, не надо доводить себя до такого состояния, когда мы уже кидаемся делать с собой хоть что-нибудь (хоть арт-терапию!), лишь бы отступили: депрессия, панический страх, психосоматические симптомы запущенного невроза в нашем любимом теле... Арт-терапию нужно применять регулярно, «за три года до болезни», в качестве постоянной профилактики стресса. Почему же? Дело в том, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что подспудно нас душит... «Правополушарное» рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями...

В данной программе используется два метода арт-терапии. Это мандала-терапия и кусудама-терапия.

Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж, нежели художественное произведение. Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет сгармонизировать свой внутренний мир или ситуацию вовне. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности. Целостности со своим потенциалом, со внутренней гармонией, благополучием и умиротворенностью. Рост по направлению к целостности – это естественный процесс, который освещает уникальность и индивидуальность человека. Поэтому Юнг называл этот процесс индивидуацией. «Каждое утро я набрасывал в записной книжке маленький рисунок круга, мандалу, который отражал мою внутреннюю ситуацию в этот момент… лишь постепенно я обнаружил, что мандала на самом деле это: … Самость, целостность личности, которая обнаруживается, если все происходит гармонично.» (Юнг, 1965: 195-196). Юнг писал, что основной мотив мандалы является предчувствием центра личности, родом центральной точки в душе, с которой все связано, к которой все организовано, и которая сама по себе является источником энергии. Энергия центра проявляется в непреодолимом принуждении и желании стать тем, кем каждый является.

Изображение в круге, обладающее глубоким символическим значением, это один из древнейших способов взаимодействия человека с его внутренним миром, осознания законов вселенной, отраженных в структуре человеческого организма. 

Работу с мандалой как активный метод взаимодействия с собственной самостью вновь открыл европейцам К.Г. Юнг. Затем этот метод начал активно развиваться на Западе как психотерапевтическая практика. В конце 60-ых годов прошлого века американская художница и арт-терапевт Джоана Келлог на основе огромного клинического опыта выделила и описала определенные циклы развития и изменений личности в процессе работы в технике мандалы. Рисунки представляют собой архетипические этапы пути, который проходит личность. Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.

Традиционное японское искусство оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания - все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология и арт-терапия. В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций. В материалах Первой международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами  слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психоневрологических диспансеров, психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом. Поэтому неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической  практике - «образ жизни оригами».

Интересно, что одни из самых древних фигур оригами- кусудамы – бумажные шары из шести или более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения - нести здоровье людям. Считается, что такой шар, если его подвесить над кроватью больного, будет способствовать выздоровлению. Такие представления относятся к области сакральной геометрии, а сам термин используется археологами, антропологами, философами и культурологами. Его применяют для описания системы религиозных, философских и духовных архетипов, которые наблюдаются на протяжении всей истории человечества и так или иначе связаны с геометрическими воззрениями относительно устройства Вселенной и человека. Согласно этим представлениям, человек, с помощью некоторых геометрических объектов (правильных многогранников, к примеру), вступает в контакт с энергетическим миром, земной и космической энергией, что дает силы для его физического и духовного развития. «Все есть энергия, вибрация, гармония и диссонанс частоты; все есть геометрия». Возможно, в этом и секрет притягательной силы и оздоровительного потенциала оригами. В нем царит геометрия. Современные исследования показывают, что правильные многогранники (Платоновы тела) могут защищать от излучений техногенного свойства, активизировать саморегуляцию организма, восстанавливать энергообмен человека. Внутри помещений в форме пирамид процессы заживления и выздоровления идут быстрее. Выпуклая форма без граней позволяет накапливать энергию и передавать владельцу. Овальная форма положительно влияет на психику и поведение. Круглая форма конденсирует энергию лучшим образом и служит для усиления здоровья

        Педагоги часто приходят на тренинги в состоянии эмоционального и физического  напряжения. Начинать занятие непосредственно с арт-терапии нецелесообразно. Для начала нудно помочь педагогам снять напряжение и расслабиться. Для этого очень хорошо подходит синхрогимнастика, разработанная Х. Алиевым в московском Центре защиты от стресса, а также дыхательные упражнения. Обучив этим приемам педагогов на первом вводном занятии, впоследствии на них уходит менее 10 минут.

Принципы реализации программы:

  1. научности – все разработки имеют научно обоснованный характер и опираются на разработки специалистов в дано й области;
  2. доступности – методы и техники доступны всем членам группы;
  3. последовательности – переход от простого к сложному;
  4. активности и сознательности – предполагает активное участие всех членов группы.

Цель программы:

Научить педагогов методам сознательной саморегуляции, повышения устойчивости к стрессу и возможностям полноценной реалиализации своих способностей.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «стресс» с точки зрения психофизиологии;
  2. Научить педагогов технике саморегуляции, путем синхронизации психического и физиологического уровней организма.
  3. Показать педагогам методы самовыражения и самореализации средствами Арт-терапии.

Предмет – стресс.

Объект – педагоги дошкольного учреждения.

Данная программа была апробирована в МБДОУ «Детский сад №24» в 2016 – 2017гг. Срок апробации 1 год. Количество участников – 6 чел. Четверо из них приглашались в группу по результатам диагностики, имея сниженные показатели по методике В. В. Бойко «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания». Двое посещали занятия как профилактические. По результатам итоговой диагностики у всех участников снизились стрессовые показатели.


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

  1.  Тематическое планирование занятий по программе «В гармонии с собой».

Месяц

Название занятия

Содержание

Методы и техники

Цели.

Октябрь

Стресс – великая сила.

Рассмотрение теоретических аспектов понятия «стресс».

Обучение дыхательным упражнениям.

Обучение синхрогимнастики.

Знакомство с мандалой.

Техника «полного дыхания»

Синхрогимнастика

Рассмотреть понятие «стресс» с точки зрения психофизиологии

Научить педагогов технике саморегуляции, путем синхронизации психического и физиологического уровней организма.

Ноябрь

«Мандала»

Синхрогимнастика.

Дыхательные упражнения.

Раскрашивание готовых мандал.

Одсуждение.

Техника «полного дыхания»

Синхрогимнастика

мандала-терапия

Показать педагогам методы самовыражения и самореализации средствами мандала-терапии

Декабрь

«Ojo de Dio»

Синхрогимнастика.

Дыхательные упражнения.

Знакомство с индейской мандалой «Божий глаз», 4-х лучевая, плетение центра.

Техника «полного дыхания»

Синхрогимнастика

мандала-терапия

Показать педагогам методы самовыражения и самореализации средствами мандала-терапии

Январь

«Ojo de Dio»

Синхрогимнастика.

Дыхательные упражнения.

4-х лучевая, завершение.

Техника «полного дыхания»

Синхрогимнастика

мандала-терапия

Показать педагогам методы самовыражения и самореализации средствами мандала-терапии

Февраль

«Ojo de Dio»

Синхрогимнастика.

Дыхательные упражнения.

8-х лучевая, плетение

Техника «полного дыхания»

Синхрогимнастика

мандала-терапия

Показать педагогам методы самовыражения и самореализации средствами мандала-терапии

Март

«Оригами. Кусудама»

Синхрогимнастика.

Дыхательные упражнения.

Знакомство с методом оригами, с кусудамой. Традиционная кусудама – сборка.

Техника «полного дыхания»

Синхрогимнастика

оригами-терапия

Показать педагогам методы самовыражения и самореализации средствами оригами-терапии

Апрель

«Оригами. Кусудама»

Синхрогимнастика.

Дыхательные упражнения.

Кусудама «Торнилло» - сборка модулей.

Техника «полного дыхания»

Синхрогимнастика

оригами-терапия

Показать педагогам методы самовыражения и самореализации средствами оригами-терапии

Май

«Оригами. Кусудама»

Синхрогимнастика.

Дыхательные упражнения.

Кусудама «Торнилло» - сборка кусудамы.

Техника «полного дыхания»

Синхрогимнастика

оригами-терапия

Показать педагогам методы самовыражения и самореализации средствами оригами-терапии


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1 Организационные условия проведения занятий.

  • количество и возраст участников – педагоги дошкольного учреждения без ограничения возраста;
  • форма проведения занятий – семинар – практикум, практикум;
  • продолжительность занятий – 1 год (8 занятий);
  • занятия проводятся один раз в месяц;
  • требования к помещению - просторное помещение, компьютер, мультимедийный проектор, столы для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски на каждого участника, готовые раскраски «мандал» на каждого участника; цветная бумага, ножницы, нитки цветные, деревянные шпажки, клей ПВА.

Критерии отбора в группу. Поскольку программа профилактическая, то занятия группы могут посещать все желающие. Критерием же начала занятий по программе являются результаты диагностики эмоционального выгорания по методикам MBI и В. В. Бойко «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания». Если по результатам данных методик появляется тенденция к ухудшению показателей, то следует начинать работу по программе. Приглашаются все желающие, в особенности те, у кого снижены показатели по данным методикам.

В программе используются следующие методы и техники: дыхательные упражнения, синхрогимнастика, рисуночные мандалы, плетение мандал, сборка кусудам из бумаги.

Критерием оценки эффективности (результативности) программы является повторная диагностика участников по методикам MBI и В.В. Бойко «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания». Снижение стрессовых показателей и будет говорить об эффективности программы.


  1. Список литературы.

  1. Хасай Алиев «Укрощение стресса». www.koob.ru
  2. Хасай Алиев «Метод ключ». www.koob.ru
  3. Щербатых Ю. В. «Психология стресса и методы коррекции». СПб.:Питер, 2006
  4. Копытин А. И. «Диагностика в Атр-терапии. Метод «Мандала». СПб.:Речь, 2005
  5. «Практикум по Арт-терапии», ред. Копытина А. И. СПб.:Речь, 2005
  6. К. Юнг «Человек и его символы». СПб.:Питер, 2006
  7. Осадчук Л.О. Образ жизни оригами: оригами в педагогике и арт-терапии. Простір арт-терапії: разом з вами,Вип.2 Арт-терапевтична асоціація, Київ,2006.
  8. Гулинкина О. Геометрия жизни. Влияние формы упаковки на человека и ространство. Packagin, №1(15),февраль,2008.
  9. Острун Н.Д. Оригамная методика арт-терапии -Сайт Московского центра оригами.-www.origami.ru
  10. Оригами, журнал,№№5(9),6(10),1997 г.
  11. Карвасарский  Б.Д.  Об  арттерапии//  Карвасарский  Б.Д.  Психотерапевтическая  энциклопедия.  -  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа:  URL:  psyinst.ru//library.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "В гармонии с собой и другими".

Дети дошкольного возраста далеко не всегда могут описать свои чувства, мысли, а детские рисунки являются инструментами исследования бессознательных процессов. Ребенок в результате художественных занят...

"В гармонии с собой и миром"

Как научить ребенка строить отношения...

"В гармонии с собой и миром"

Как научить ребенка строить отношения...

"В гармонии с собой и миром"

Как научить ребенка строить отношения...

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Семинар-практикум для педагогов "В гармонии с собой"

Семинар-практикум для педагогов:«В гармонии с собой» Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.Задачи:·...

Программа "В гармонии с собой"

Проблемы детей дошкольного возраста - частый камень преткновения на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыш...