ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
статья

Шахова Елена Николаевна

Статья посвящена распространенной проблеме развития речи, коммуникативной деятельности детей. Рассмотрены нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, направленные  на развитие детей и укрепление их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zst_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

                                                                                      Старший воспитатель МБДОУ детский сад №5

г. Павлово Шахова Е.Н.

В современном мире наблюдается ухудшение состояния здоровья детей.

Этому способствует множество факторов: психологические, экологические, социальные, физиолого-гигиенические. В нашей динамичной   жизни современные дошкольники испытывают колоссальные умственные  нагрузки.

Кроме того, с каждым годом наблюдается увеличение количества детей с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями разной степени сложности. Такие дети, как показывает практика, имеют проблемы с развитием артикуляции, общей и мелкой моторики, памяти, мышления, внимания. Дети-логопаты, относящиеся к категории «дети с особыми возможностями здоровья», остро нуждаются в поддержании, сохранении и обогащении их здоровья.  Исходя из этого, наблюдается повышенное внимание к проблеме создания здоровьесберегающей среды, использования здоровьесберегающих технологий.

Важно отметить, что понятие здоровьесберегающие технологии - это не одна универсальная, чудодейственнаяая технология, а целая система, которая включает в себя коррекцию и профилактику речевых нарушений, целостное развитие ребенка и сбережение его здоровья.

Главная цель здоровьесберегающих технологий – использование психолого-педагогических приемов, методов, форм, подходов к решению возникающих проблем.

В нашем ДОУ в группе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи проводится комплексная коррекционно-оздоровительной работа.

Как на логопедических занятиях, так и во время режимных моментов, активно используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.

Воспитатели и учитель-логопед в течение дня применяют уже известные и традиционные способы развития и здоровьесбережения, такие как артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игры на развитие мелкой и общей моторики, логоритмические упражнения и упражнения направленные на профилактику нарушений зрения.

Наряду с данными методами коррекционно-оздоровительной работы, мы активно внедряем и нетрадиционные технологии. Познакомимся с ними поближе.

Кинезитерапия означает лечение движением. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Клоун», «Колечко», «Лезгинка» и многие другие развивают межполушарное взаимодействие, тем самым улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают внимание [1]. Конечно, эти упражнения даются ребятам нелегко, но мы стараемся поддержать положительный эмоциональный настрой с помощью игры. В ходе регулярного выполнения кинезиологических упражнений наблюдается положительная динамика в работе организма: синхронная работа полушарий головного мозга, совершенствование и координация роли центральной нервной системы.

Еще одна полюбившаяся в этой группе техника - это гидрогимнастика. Дети с удовольствием прокатывают, перекладывают различные предметы (бусины, мячики, мелкие игрушки и т.д.) в теплой воде. Этот метод, как показывает практика, полезен чрезмерно возбудимым детям, т.к. вода оказывает успокаивающее действие. Игру с водой можно проводить как в групповом помещении, так и на прогулке в летний период. Для выполнения гидрогимнастики у нас имеются специальные надувные планшеты, которые легки в использовании и мобильны.

Для развития артикуляционного аппарата в своей практике мы широко применяем различные виды массажа, т.к. механическое воздействие изменяет состояние мышц. На индивидуальных занятиях мы используем самомассаж лицевых мышц и мышц языка, кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин). Точечный массаж способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Мы создали картотеки, которые помогают нам вести планомерную работу и предлагать детям разнообразные, интересные игровые упражнения. Чтобы самомассаж дети не выполняли чисто механически, мы стараемся создать соответствующий эмоциональный настрой, используя игровые приемы.

Высокой эффективностью обладает су-джок терапия, в переводе с корейского «су» означает кисть, «джок» - стопа. В оздоровлении человека помогает сама природа, в этом и таится причина силы и безопасности су-джок терапии. На наших конечностях располагаются высокоактивные точки, соответствующие всем системам и органам человека, их стимуляция благотворно влияет на здоровье человека и оказывает лечебное и профилактическое действие. Массаж проводится специальными массажерами, массажными шарами, но на помощь может прийти и природный материал (шишки, орехи и т.д). Этот эффективный, доступный и безопасный метод самооздоровления очень нравится нашим воспитанникам.

Песочная терапия. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, оказывает положительное воздействие на эмоциональное самочувствие детей. Игры с песком являются неотъемлемой частью коррекционной работы, т.к. это способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики пальцев и кистей рук. Данные игры проводятся  в самостоятельной деятельности детей и в совместной с педагогом, на прогулке в теплое время года  и в группе. А в кабинете учителя-логопеда и педагога-психолога ребята имеют возможность  взаимодействовать с песком на световом столе, который выступает в качестве коррекционного, психопрофилактического или развивающего средства.

Ученые давно выявили связь интеллектуального и речевого развития со степенью развития моторики пальцев. Зоны головного мозга, отвечающие за речь и моторику, расположены очень близко, поэтому стимулируя моторику, мы тем самым активизируем зоны головного мозга. Эта взаимосвязь проявляется в том, что ребенок, затрудняясь с выбором слова, помогает себе жестами, и наоборот, совершая какие-то действия, непроизвольно высовывает язык. Фольклорные песенки и потешки, сопровождающиеся движением пальцев («Ладушки», «Сорока-ворона» и подобные игры), не что иное, как тонизирующий и оздоравливающий массаж. На первый взгляд казалось простые манипуляции, а сколько пользы: стимуляция мыслительных функций и речи.

Мы начинаем развивать моторику наших воспитанников с самого раннего возраста: это и пальчиковая гимнастика, работа с бросовым материалом, рисование, пальчиковый театр и т.д.

Сегодня новым и интересным направлением является биоэнергопластика. Биоэнергопластика – это совместное движение органов артикуляции и кистей рук. Мы придумали и изготовили волшебные перчатки Ох и Ах. Комплекс упражнений в сочетании с биоэнергопластикой, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Работу по этому направлению мы проводим поэтапно.

На первом этапе мы знакомимся с органами артикуляции и выполняем артикуляционную гимнастику. Сначала упражнения выполняются перед зеркалом, ребенок привыкает к движениям руки, которое дублирует движение языка и запоминает их.

На втором этапе ребенок учится выполнять артикуляционные движения с движениями ведущей руки. На этом этапе ребенок должен удерживать позу и имитировать движение обеими руками, педагог дает четкий образец выполнения. Данные упражнения можно проводить под музыку или стихотворение.

Заключительный этап – ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением рук. А перчаточные персонажи помогают им в этом.

Одним из показателей готовности ребенка к школе является уровень развития моторики. Обычно ребенок, который хорошо владеет кистью руки имеет хорошо развитую речь, память, мышление, внимание. Таким образом, используя в своей работе биоэнергопластику можно добиться улучшения моторных возможностей, оптимизации психологической базы речи, коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.

К нетрадиционным здоровьесберегающим практикам можно отнести даосский комплекс «Шесть целительных звуков», который мы реализуем как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных.  Каждый звук служит для снятия напряжения в определенном органе или группы органов. При произнесении звука нужно вызвать воспоминание об определенном цвете и тактильном ощущении. Звуки произносятся на длительном выдохе в установленном порядке.

Звук

Орган

Цвет

Ощущения

С-с-с-с

легкие

белый

сухой холод

Чу-у-у-у

почки

голубой

влажная прохлада

Ш-ш-ш

печень

светло-зеленый

свежий весенний ветер

Ха-а-а-а

сердце

красный

жара

Ху-у-у-у

селезенка

желтый

теплая влага

Акцент на окраске помогает закрепить названия цветов, что особенно важно для детей имеющих логопедические проблемы [2]. На занятиях удобно пользоваться иллюстрациями, плоскостными фигурами.

Во время логопедических занятий мы используем релаксационные упражнения для снятия беспокойства и напряжения. Упражнения проводим под музыку, для одних детей это способ снять напряжение, для других – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы для коррекции речи.

Таким образом, мы рассмотрели использование в практической деятельности нетрадиционных практик, направленных на развитие речи детей, их здоровьесбережение. Положительная динамика в речевом развитии воспитанников подтверждает целесообразность применения данных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

 Литература:

1.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 80 с.

2.Беляковская Н.Н. «Учим ребенка говорить правильно».- М.: ТЦ Сфера,2009.-128 с.

3.Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». СПб.: Детство-Пресс,2011.-240 с.

4.Ежова М.А. «Инновационная мастерская логопеда». В.: Учитель, 2017. 59 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...