Авторская методическая разработка «Мини-лаборатория уникУМ_child2020» (статья)
статья (подготовительная группа)
Аннотация. Презентация авторской методической разработки по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: валеологическое воспитание, предметно-развивающая среда, наглядность, строение тела человека, наглядные пособия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуляева А.А., Попова Е.А.,
МБДОУ «Детский сад №49»,
воспитатель, учитель-логопед
Ленинск-Кузнецкий ГО, Кемеровская область
E-mail: anastasiyagu1yaeva88@yandex.ru
Авторская методическая разработка
«Мини-лаборатория уникУМ_child2020»
Аннотация. Презентация авторской методической разработки по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: валеологическое воспитание, предметно-развивающая среда, наглядность, строение тела человека, наглядные пособия
Проблема раннего развития культуры здоровья актуальна и достаточно сложна. Дошкольный возраст признан наиболее благоприятным для закладки основ личности, выработки правильных привычек, закрепления навыков, в том числе и здорового образа жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании становится валеологическое воспитание [1, с.18].
Перед педагогами стоит непростая задача – сформировать у ребенка дошкольного возраста понятие о здоровом образе жизни, здоровье и средствах его укрепления, дать элементарные представления о строении, функционировании организма и отдельных его органов. При этом воспитатели должны предоставлять детям знания в доступной, наглядной и увлекательной форме, чтобы ребенок мог усвоить важную информацию легко и быстро.
Становление валеологической компетентности ребёнка невозможно без организации соответствующих условий. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе, которая должна отвечать следующим требованиям, в соответствии с ФГОС дошкольного образования: «обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала» [2], содержательная насыщенность, наглядность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, обеспечение игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников. Именно на эти требования мы опирались при создании мини-лаборатории «уникУМ_child2020».
Мини-лаборатория представляет собой комплекс методических разработок, боксов, наглядных пособий, макетов, ЛЭПБУКОВ и картотек, предназначенных для организации совместной деятельности детей и воспитателя.
Цель - сформировать у детей старшего дошкольного возраста представление о человеке, как о целостной системе, предоставить элементарные знания об организме, частях тела и отдельных органах (строении, функциях), развить интерес к познанию «самого себя».
Ребенок, взаимодействуя с данной лабораторией, может почувствовать себя настоящим ученым: лаборантом, микробиологом, анатомом. Таким образом, создаются условия и для ранней профориентации дошкольников.
Познавательный контент рассчитан на старший дошкольный возраст и основывается на наглядности, доступности и возможности учета индивидуальных особенностей детей.
Каждый компонент лаборатории автономен, но может дополняться другими методическими пособиями, с целью интеграции разных видов деятельности.
Познакомить детей со строением скелета и его значением можно, используя дидактическую игру «Собери скелет». Дошкольник изучает анатомию скелета в игровой форме, собирая его из комплекта костей (вылепленных из воздушного пластилина) по образцу. А макет рентген аппарата «ВОЛНА2020» позволит ребенку «сделать» рентгенограмму отдельных частей тела, а также сравнить строение скелетов животных и человека.
Следующие пособия предоставляют в доступной форме дошкольникам информацию о работе внутренних органов; обеспечивают вариативность использования игровых заданий.
- Макеты «Органы в банке» (сердце, легкие, желудок), вылеплены из воздушного пластилина, с учетом их реального строения, соблюдением пропорций. Рассмотрев, к примеру, вылепленное сердце, ребенок запомнит, что на самом деле оно мало похоже на традиционное изображение.
- Интерактивная тематическая папка Лэпбук «Органы тела человека», оснащённая разнообразными кармашками, окошками, подвижными элементами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Состоит из дидактических игр: «Вкусовые зоны языка», «Попробуй, повтори!», «Найди место внутренним органам», лото «Органы чувств», круги Луллия «Полезные продукты для наших органов» (на закрепление у детей понятий: «правильное питание», «полезные продукты»).
- Пластилиновая лаборатория «Строение отдельных органов», позволит изучить анатомический мир с помощью пластилина. Слепив сложнейший человеческий механизм или отдельный орган, кость, ребенок запомнит его расположение, строение, форму, значение. К каждому пластилиновому элементу идет справочная информация, понятная ребенку.
Ни один лаборант не обходится без микроскопа. Для нашей лаборатории «уникУМ_child2020» мы создали макет этого оптического прибора, с учетом всех мельчайших деталей. О его строении ребенок может узнать из наглядного пособия, размещенного на информационном стенде. Благодаря этому прибору перед ребенком откроется красивый и скрытый ото всех мир «под микроскопом». Эта дидактическая игра дополнена комплектом карточек, на которых представлены фото клеток, костной ткани, мышц увеличенных в несколько тысяч раз.
Ни один ребенок не мечтает стать микробиологом, только потому, что не знаком с этой профессией. Но можно активизировать у маленьких почемучек интерес к ней, познакомив их с должностными обязанностями микробиологов, инструментарием и приборами, с которыми они работают. Для этой цели был создан макет ламинар-бокса - лабораторного прибора для работы с биологическими объектами в стерильных условиях. А для того, чтобы маленьким микробиологам было что изучать, были изготовлены чашки Петри с микроорганизмами (вирусами, микробами, вылепленными из воздушного пластилина). Благодаря этим пособия у детей сформируются элементарные представления о микробах, бактериях: об их пользе и вреде.
Многие дети боятся сдавать кровь, это обусловлено тем, что сама процедура сопровождается возникновением болевых ощущений, и у малышей присутствует боязнь крови: они не знают что это за вещество, и почему оно находится у них внутри. Избавиться от подобных страхов поможет информированность, расширение знаний о крови и кровеносной системе, ее значении в жизни человека: если ребенок будет знать, что кровь – это жизненонеобходимая жидкость, состоящая из отдельных клеток, он изменит свое отношение. Макеты кровяных телец (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов) для занятий были вылеплены из пластилина и помещены в отдельные колбы. Для демонстрации их можно располагать на цветной липкой жидкости, которая заменит плазму. В помощь воспитателям были составлены специальные «шпаргалки», размещенные на макете компьютера.
Отдельно хочется уделить внимание информационному стенду. На нем размещается следующий демонстрационный материал:
- правила поведения в лаборатории;
- планер (чтобы юный исследователь ни о чем не забыл);
- наглядный материал (съемный), к примеру, повествующий о строении и работе мозга, нейронных связях;
- клетка с лабораторной мышкой; о предназначении этих маленьких грызунов - помощников науки, ребята могут узнать из книжки-раскладушки «Интересные факты о мышах».
Научные фильмы лаборанты могут посмотреть на макете телевизора, в него помещен съемный элемент, поэтому сюжеты научных передач можно менять, подстраивать под любую тему.
Данная авторская методическая разработка - мини-лаборатория призвана превратить обучение в интерактивный и весёлый процесс.
Список литературы
- Инновационные педагогические технологии: материалы VII Международной науч. конф.: статья / В.В. Лаврьнтьева.— Казань: Издательство «Бук», 2017. —122 с.
- ФГОС: Федеральные государственные образовательные стандарты: [fgos.ru].- URL: https://fgos.ru (дата обращения: 02.10.2020). – Текст: электронный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".
Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
"В гостях у сказки" (авторское методическое пособие)
Данное пособие состоит из 6 слайдов, целью данного пособия являеться развитие речевой активности дошкольников на материале сказок...

Авторское методическое пособие "Ветерок".
Очень интересное пособие, для использования с целью развития дыхания....

Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)
Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...