Авторская методическая разработка «Мини-лаборатория уникУМ_child2020» (статья)
статья (подготовительная группа)

Анастасия Алексеевна Гуляева

 

 

Аннотация. Презентация авторской методической разработки по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: валеологическое воспитание, предметно-развивающая среда, наглядность, строение тела человека, наглядные пособия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_laboratoriya_unikum.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Гуляева А.А., Попова Е.А.,

МБДОУ «Детский сад №49»,

воспитатель, учитель-логопед

Ленинск-Кузнецкий ГО, Кемеровская область

E-mail: anastasiyagu1yaeva88@yandex.ru

Авторская методическая разработка

«Мини-лаборатория уникУМ_child2020»

Аннотация. Презентация авторской методической разработки по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: валеологическое воспитание, предметно-развивающая среда, наглядность, строение тела человека, наглядные пособия

Проблема раннего развития культуры здоровья актуальна и достаточно сложна. Дошкольный возраст признан наиболее благоприятным для закладки основ личности, выработки правильных привычек, закрепления навыков, в том числе и здорового образа жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании становится валеологическое воспитание [1, с.18].

Перед педагогами стоит непростая задача – сформировать у ребенка дошкольного возраста понятие  о здоровом образе жизни, здоровье и средствах его укрепления, дать элементарные представления о строении, функционировании организма и отдельных его органов. При этом воспитатели должны предоставлять детям знания в доступной, наглядной и увлекательной форме, чтобы ребенок мог усвоить важную информацию легко  и быстро.

Становление валеологической компетентности ребёнка невозможно без организации соответствующих условий. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе, которая должна отвечать следующим требованиям, в соответствии с ФГОС дошкольного образования: «обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала» [2], содержательная насыщенность, наглядность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, обеспечение игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников. Именно на эти требования мы опирались при создании мини-лаборатории «уникУМ_child2020».

Мини-лаборатория представляет собой комплекс методических разработок, боксов, наглядных пособий, макетов, ЛЭПБУКОВ и картотек, предназначенных для организации совместной деятельности детей и воспитателя. 

Цель - сформировать у детей старшего дошкольного возраста представление о человеке, как о целостной системе, предоставить элементарные знания об организме, частях тела и отдельных органах (строении, функциях), развить интерес к познанию «самого себя».

Ребенок, взаимодействуя с данной лабораторией, может почувствовать себя настоящим ученым: лаборантом, микробиологом, анатомом. Таким образом, создаются условия  и для ранней профориентации дошкольников.

Познавательный контент рассчитан на старший дошкольный возраст и основывается на наглядности, доступности и возможности учета индивидуальных особенностей детей.

Каждый компонент лаборатории автономен, но может дополняться другими методическими пособиями, с целью интеграции разных видов деятельности.

Познакомить детей со строением скелета и его значением можно, используя дидактическую игру «Собери скелет». Дошкольник изучает анатомию скелета в игровой форме, собирая его  из комплекта костей (вылепленных из воздушного пластилина) по образцу. А макет рентген аппарата «ВОЛНА2020» позволит ребенку «сделать» рентгенограмму отдельных частей тела, а также сравнить строение скелетов животных и человека.

Следующие пособия предоставляют в доступной форме дошкольникам информацию о работе внутренних органов; обеспечивают вариативность использования игровых заданий.

  • Макеты «Органы в банке» (сердце, легкие, желудок), вылеплены из воздушного пластилина, с учетом их реального строения, соблюдением пропорций. Рассмотрев, к примеру, вылепленное сердце, ребенок запомнит, что на самом деле оно мало похоже на традиционное изображение.
  • Интерактивная тематическая папка Лэпбук «Органы тела человека», оснащённая разнообразными кармашками, окошками, подвижными элементами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Состоит из дидактических игр: «Вкусовые зоны языка», «Попробуй, повтори!», «Найди место внутренним органам», лото «Органы чувств», круги Луллия «Полезные продукты для наших органов» (на закрепление у детей понятий: «правильное питание», «полезные продукты»).
  • Пластилиновая лаборатория «Строение отдельных органов», позволит изучить анатомический мир с помощью пластилина. Слепив сложнейший человеческий механизм или отдельный орган, кость, ребенок запомнит его расположение, строение, форму, значение. К каждому пластилиновому элементу идет справочная информация, понятная ребенку.

Ни один лаборант не обходится без микроскопа. Для нашей лаборатории  «уникУМ_child2020» мы создали макет этого оптического прибора, с учетом всех мельчайших деталей. О его строении ребенок может узнать из наглядного пособия, размещенного на информационном стенде. Благодаря этому прибору перед ребенком откроется красивый и скрытый ото всех мир «под микроскопом». Эта дидактическая игра дополнена комплектом карточек, на которых представлены фото клеток, костной ткани, мышц увеличенных в несколько тысяч раз.

Ни один ребенок не мечтает стать микробиологом, только потому, что не знаком с этой профессией. Но можно активизировать у маленьких почемучек интерес к ней, познакомив их с должностными обязанностями микробиологов, инструментарием и приборами, с которыми они работают. Для этой цели был создан макет ламинар-бокса - лабораторного прибора для работы с биологическими объектами в стерильных условиях. А для того, чтобы маленьким микробиологам было что изучать, были изготовлены чашки Петри с микроорганизмами (вирусами, микробами, вылепленными из воздушного пластилина). Благодаря этим пособия у детей сформируются  элементарные представления о микробах, бактериях: об их пользе и вреде.

Многие дети боятся сдавать кровь, это обусловлено тем, что сама процедура сопровождается возникновением болевых ощущений, и у малышей присутствует боязнь крови: они не знают что это за вещество, и почему оно находится у них внутри. Избавиться от подобных страхов поможет информированность, расширение знаний о крови и кровеносной системе, ее значении в жизни человека: если ребенок будет знать, что кровь – это жизненонеобходимая жидкость, состоящая из отдельных клеток, он изменит свое отношение. Макеты кровяных телец (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов) для занятий были вылеплены из пластилина и помещены в отдельные колбы. Для демонстрации их можно располагать на цветной липкой жидкости, которая заменит плазму. В помощь воспитателям были составлены специальные «шпаргалки», размещенные на макете компьютера.

Отдельно хочется уделить внимание информационному стенду. На нем размещается следующий демонстрационный материал:

  • правила поведения в лаборатории;
  • планер (чтобы юный исследователь ни о чем не забыл);
  • наглядный материал (съемный), к примеру, повествующий о строении и работе мозга, нейронных связях;
  • клетка с лабораторной мышкой; о предназначении этих маленьких грызунов - помощников науки, ребята могут узнать из книжки-раскладушки «Интересные факты о мышах».

Научные фильмы лаборанты могут посмотреть на макете телевизора, в него помещен съемный элемент, поэтому сюжеты научных передач можно менять, подстраивать под любую тему.

Данная авторская методическая разработка - мини-лаборатория призвана превратить обучение в интерактивный и весёлый процесс.

Список литературы

  1. Инновационные педагогические технологии: материалы VII Международной науч. конф.: статья / В.В. Лаврьнтьева.— Казань: Издательство «Бук», 2017. —122 с.
  2. ФГОС: Федеральные государственные образовательные стандарты: [fgos.ru].- URL: https://fgos.ru (дата обращения: 02.10.2020). – Текст: электронный

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".

Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

"В гостях у сказки" (авторское методическое пособие)

Данное пособие состоит из 6 слайдов, целью данного пособия являеться развитие речевой активности дошкольников  на материале сказок...

Авторское методическое пособие "Золотая осень"

Методическое пособие по теме "Осень" ...

Авторское методическое пособие "Ветерок".

Очень интересное пособие, для использования с целью развития дыхания....

Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)

Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...