Как сохранить здоровье ребёнка (из опыта работы)
статья

Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Пути достижения физического и психического здоровья ребёнка должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Как решаются эти задачи у меня в группе посвящена консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ns_portal.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Как сохранить здоровье ребёнка (из опыта работы воспитателя средней группы)

Советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В наше время в ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В своей работе я использую различные здоровьесберегающие технологии.

I.  Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1. Физкультминутки, динамические паузы во время непосредственной образовательной деятельности. Они помогают снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия.  Связывая их с речью, формируется активный словарь. («Дни недели», «На лугу», «Звериная зарядка»).

2. Пальчиковые игры – инсценировка стихов, рассказов с помощью пальцев («Осенние листья», «Компот», «Игрушки»). В результате развивается мелкая моторика рук, что благотворно влияет на развитие речи, подготавливает руку к рисованию и в дальнейшем к письму.

3. Гимнастику для глаз использую с целью улучшения и сохранения зрения. Она так же является профилактикой близорукости и дальнозоркости. («Отдыхалочка», «Кошка», «Прогулка в лесу»).

4. Дыхательная гимнастика. Способствует тренировке ещё несовершенной дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение.  В своей работе использую упражнения "Косим траву", "Снегопад", "Пузырики", "Ветерок", "Каша кипит".

 5. Бодрящая гимнастика после пробуждения. Общая длительность комплекса составляет 10-12 минут и включает в себя несколько частей: гимнастика в постели (2-3 мин), физминутка, самомассаж, закаливающие мероприятия с использованием массажных ковриков, водные процедуры. («Солнечные зайчики», «Мы проснулись», «Малыши-крепыши»).

6. Корригирующие гимнастика с целью профилактика плоскостопия и сколиоза. Я использую «коррегирующие дорожки» для хождения босиком. Для усложнения предлагаю мешочки с песком, которые кладу детям на голову (корона).

7. Релаксация. Активная умственная работа и эмоциональные переживания создают излишнее напряжение нервной системы, которое ведёт к напряжению мышц тела. Важно научить расслабляться, чтобы устранить беспокойство, напряжённость, скованность. («Озорные щечки», «Ленивая кошечка», «Злюка успокоилась»).

II. Технологии обучения здоровому образу жизни

1. Утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения способствуют  эмоциональной разгрузке, повышению двигательной  активности. Провожу ежедневно 8-10 мин. Каждые 2 недели меняю комплекс.

2. Занятия по ЗОЖ. Как непрерывная образовательная деятельность планируется и проводится 1 раз в месяц. Темы «Как устроено тело человека», «Полезные и вредные привычки», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».

3. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Взаимомассаж – это массаж, выполняемый детьми друг другу. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение. Проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия «Наши ушки», «Божьи коровки», «Ириски от киски».

4. Физкультурные досуги и праздники провожу с целью развития интереса к спорту, закрепления изученных двигательных умений, а также для приобщения к этой работе родителей.  Физкультурные праздники посвящаем дню Защитника отечества, проводим туристические слёты.

III. Коррекционные технологии

1. Психогимнастика направлена на развитие коммуникативности детей и умение найти свое место в социуме. Провожу игры, как правило, в вечерний отрезок времени, когда меньше детей и есть возможность больше времени уделить каждому ребёнку. («Пылесос и пылинки», «Вот так позы», «Кто что делал?»).

2. Артикуляционная гимнастика -  это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов. Провожу ежедневно по 5 минут перед полдником. («Сказки про язычок», «Улыбка-трубочка», «Поймаем мышку»).

3. Сказкотерапия  позволяет спроектировать на сказочную ситуацию проблемы, страхи, волнующие ребенка и позволяет ребёнку самому или при помощи взрослого найти пути их преодоления. (Сказка «Почему Серёжа не боится засыпать сам»,  «Сказка о грустной тарелке»). 

4. Музыкотерапия - создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно - игровой деятельности.

Использую музыкальны фон во время образовательной деятельности, во время засыпания детей.

Ни одна здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй.

Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьеформирующих, здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Как сохранить здоровье ребёнка при общении с компьютером"

Советы и рекомендации для родителей способные помочь сохранить здоровье детей...

Сохраним наш дом (из опыта работы)

Материал из  опыта работы по экологическому воспитанию....

Консультация для родителей "Как сохранить здоровье ребёнка осенью"

Начался первый месяц осени и уже близки дожди, а там и первые морозы и сезонные простуды. Немного людей любят такую погоду. Мы постепенно перестраиваемся на холодную пору года, достаем со шкафов теплы...

Как сохранить здоровье ребёнка

Консультация для родителей...

консультация для родителей "Как сохранить здоровье ребёнка осенью".

консультация для родителей "Как сохранить здоровье ребёнка осенью"....

Памятка для родителей Как сохранить здоровье ребёнка?

Памятка для родителейКак сохранить здоровье ребёнка?  Уважаемые папы и мамы! Пожалуйста, если дороги Вам ваши дети, если Вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье....

Как сохранить здоровье ребёнка осенью

Рекомендации для родителей...