Учимся слышать звуки
материал

Бакутова Анна Васильевна

Предлагаемые игры и упражнения способствуют развитию слухового восприятия и слуховой памяти. Способность узнавать звуки позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью, будет способствовать развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_slyshat_zvuki.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся слышать звуки.

Игры, развивающие слуховое восприятие.

Угадай по звуку

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.д.; можно руками мять бумагу, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т.д.)

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов, заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.

Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько предметов или игрушек. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.

Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от 2 до 5.

Разведчик

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

Что за машина?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Услышь шепот

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Угадай, кто это произносит

Угадай, кто это произносит:

-Московское время 5 часов 10 минут

-Налить вам еще чаю?

-Открой рот и скажи «А-а»!

-Раз, два, три, водишь ты!

-Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.

-Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка «Детский мир».

Игра в команде

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

Морзянка

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный рисунок).

Колпачки

Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Угадай, чей голосок

Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т.п. А ты угадывай. Если угадаешь - тебе водить.

Посидим в тишине

Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

Что это?

На магнитофонную кассету записаны звуки. Угадай, что именно.

а)        В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и скворчанье еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, звук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б)        Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т.д.

в)        Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.

г)        Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в
кафетерии.

Волшебный сундучок

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один" или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т.д.)

Выполни задание

Игровой материал. Карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Ход игры. Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками.

Приятно слушать этот звук?

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

Где мои детки?

Игровой материал: 4 больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы)

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь!» (поют на ля первой октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Птицы и птенчики

Игровой материал. Лесенка из 3 ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель на металлофоне играет низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Курица и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята)

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур^ и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц.

Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла зовет кур - ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Угадай-ка

Игровой материал. 4-6 больших карточек - каждая разделена на 2 части. На первой половине изображен гусь, на второй - гусенок (утка - утенок, кошка - котенок, корова - теленок и т.д.). Фишки - по 2 на карточку.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель поет: «Га-га-га» на ля первой октавы, дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,-педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,- воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», - быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,- воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,- быстро и ритмично ударяет молоточком. Дети повторяют.

Примечание. В старшем возрасте эту игру можно проводить с использованием карточек, изображающих короткие и долгие звуки.

Содержание игры такое же, но кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок - выложить карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым.

К нам гости пришли'

Игровой материал. Игрушки би-ба-бо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами поиграть и поплясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичнные удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Что делают дети?

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): колыбельную, марш, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половинку карты.

Музыкальное лото

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы 5 линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Зайцы

Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки «Зайцы пляшут», «Зайцы спят»).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картине: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Нам игрушки принесли

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В.Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Угадай колокольчик

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый - на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый - на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Игровой Колобок

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

Укатился колобок, колобок - румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобочка отыщи.

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко - громко.

Ступеньки

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

Определи по ритму

материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, друга половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

Учитесь танцевать

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка. У детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,- говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

Забей гвоздик молоточком

Когда стучит большой молоток, то слышно: «Туку-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 4-5 раз) Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетания 4-5 раз! Давайте забьем гвоздь большим молотком... Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток звучит).

Сколько нас поет?

Игровой материал. Карточки по числу детей, по три матрешки-картинки, музыкальные инструменты.

В игре можно использовать другой игровой материал - три карточки с изображением поющих детей (на первой один ребенок, на второй двое детей, на третьей трое).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет на музыкальном инструменте один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и выкладывают соответствующее количество матрешек (или соответствующую карточку с поющими детьми). Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.

Музыкальные загадки

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Тренировка

Материал: мяч.

Ход: встаньте парами друг против друга, протяните руки, сожмите пальцы в кулачок и говорите: «Ух-ах» (упражнение повторяется 6-7 раз).

Теперь будем перебрасывать мяч друг другу. Один скажет: «Ат» - и перебросит мяч другому ребенку; другой-, поймав, скажет: «Ать» - и тоже перебросит мяч (дети перебрасывают мяч 5-6 раз).

Найди щенка

Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.

Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зову водящего:          Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку,

Во дворе их много так, не найти его никак.

Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи,

Мы не будем помогать, будем песню напевать.

Далее игра проводится так же, как и предыдущая.

Определи инструмент

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, 4 деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Громко-тихо запоем

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право прятать игрушку.

Примечание. Чтобы поддерживать интерес у детей, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например, ударять в барабан, в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком и т.п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно.

Оркестр

Материал: на каждого по большому и маленькому кружку.

Ход: В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах, а мы будем играть только на больших и маленьких барабанах.

(Каждому ребенку дают по большому и маленькому кружку; на доске такие же кружки).

Когда ударишь по большому барабану, он стучит: «Там-там-там», по маленькому - «Тям-тям-тям» (дети повторяют звукосочетания 2-3 раза).

Играем на больших барабанах (показывает на большой кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют такую же песенку).

Играем на маленьких барабанах (поднимают маленький кружок и поют другую песенку).

Затем воспитатель произвольно поднимает кружки, а дети, поднимая такие же кружки, поют нужные песенки.

Разговор синичек

Материал: большой и маленький желтые круги.

Ход: Послушайте, что однажды произошло. Сидели две синички на ветке дерева и разговаривали - пели свои песни. Большая синичка (показ большого круга) пела: «Зинь-зинь-зинь», а маленькая (показ маленького круга) пела: ннь-синь-синь» (дети повторяют звукосочетания по 3 раза).

Вызывают 2 детей, одному дают большой круг, другому - маленький. Дети встают друг против друга и по очереди поют соответствующие песни (по 2 раза), затем меняются ролями и снова поют песенки.

Пианино

Материал: по белой и черной полоске на каждого.

Ход: Это пианино (выставляет белую и черную полоски). Когда ударяешь по белой клавише, то слышно: «Ла-ла-лалала» (последние три слога произносятся слитно) Я буду дирижером.

Играющим раздают полоски. Воспитатель без системы показывает на полоски, дети дотрагиваются до соответствующей полоски и поют песенки вместе с воспитателем: 3 раза медленно, 3 раза побыстрее.

Высоко - низко

Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимает руки вверх) и низко (опускает руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют-вьют-вьют», когда я опущу их, будем петь: «Фьют-фьют-фьют». (Игра повторяется 5-6 раз с разными звукосочетаниями) Летит большая птица, скорее прячьтесь под мои крылья (разводит руки в стороны, дети бегут к воспитателю). Улетела птица (возвращаются на свои места).

Кто кричит?

Материал: игрушки или картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход: детям раздают картинки или игрушки. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

Где колокольчик?

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Ветер и волны

Когда дует сильный ветер: «Шш-шш-шш» (дети вместе с воспитателем повторяют звуки и раскачивают поднятыми руками из стороны в сторону), то волны на речке большие: «Шшш-шшш-шшш» (дети вместе с воспитателем произносят звуки, резко раскачивая одной рукой перед собой от плеча до плеча - полукруглым движением).

Когда дует слабый ветерок: «Ш-ш-ш» (дети вместе с воспитателем тихо произносят звуки и медленно раскачивают руками из стороны в сторону), волны на реке маленькие: «Сь-сь-сь» (дети и воспитатель произносят звуки и покачивают перед собой одной рукой).

Кто позвал?

Водящий находится на некотором расстоянии от детей, стоит к ним спиной. Он на слух определяет и показывает, кто его позвал по имени. Даша, глазки закрывай, не робей. Кто зовет тебя узнай поскорей.

Усложнения: 1.все дети зовут водящего: «Ау!»

2. Водящий отвечает то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

Зайцы и барабан

Материал: два игрушечных зайца - большой и маленький, барабан.

Ход: воспитатель сажает на стол двух игрушечных зайцев - большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький • тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев другими игрушками.

Самолеты

Перед полетом мотор самолета проверяют - его заводят. У больших самолетов мотор поет: «Др-др-др-рр», у маленьких: «Дрь-дрь-дрь-рьрь».

Дети делятся на две группы: большие и маленькие самолеты. По сигналу: «Летят большие самолеты» первая группа «заводит» мотор и «отправляется в полет», затем садится на аэродром. Эти же задания после сигнала выполняет вторая команда.

Игра повторяется 2 раза, дети меняются ролями, игра повторяется.

Пчелы и мухи

Дети делятся на две группы: пчелы и мухи.

Вспомните, как гудит пчела («З-з-з-з»). А мухи гудят: «Зь-зь-зь-зь». Полетели пчелы и загудели... сели на цветы и собирают нектар - сладкий сок из цветов, потом будет из него мед (дети присаживаются). Полетели мухи и загудели... сели на травку...

Дети меняются ролями, игра повторяется.

Балалайка

Воспитатель делит детей на две группы - большие и маленькие балалайки. Маленькие балалайки поют: «Лю-лю-лю» (показ действий при игре), большие балалайки поют: «Лу-лу-лу». Я - дирижер.

Воспитатель показывает, какие балалайки должны играть. Дети имитируют игру и произносят звукосочетания 2-3 раза. Затем меняются ролями, игра повторяется.

Волшебные колокольчики

Материал: большой и маленький кружок.

Ход: Колокольчики умеют петь разные песенки. Маленькие колокольчики (маленький кружок) звенят: «Диль-диль-диль» (дети повторяют звукосочетания); большие (большой кружок) звенят: «Дил-дил-дил» (дети повторяют звукосочетание).

Воспитатель делит детей на две группы большие и маленькие колокольчики. Они встают друг против друга.

«Я - дирижер. На какие колокольчики я покажу, те и зазвенят».

Воспитатель показывает 4 раза то на одну, то на другую команду, и дети выполняют игровые действия. Затем меняются ролями и игра повторяется.

Теперь большие колокольчики будут петь: «Тин-тин-тин», а маленькие: «Тинь-тинь-тинь» (команды выполняют упражнение по 2 раза, меняются ролями, и игра повторяется).

Далеко - близко

Материал: игрушечный котенок.

Ход: взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем произносит: «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают близко или далеко находится котенок. Затем дети мяукают по сигнал) : близко или далеко.

Дальнейшее усложнение должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье по тембру и индивидуальным особенностям голоса говорящего. Взрослый объяснят, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

Насос

Мы будем надувать насосом шину от колеса машины. Если она плохо надута машине плохо ехать.

Надуем шину от большой машины: «С-с-с» (дети имитируют движения насоса и произносят звуки), надуем шину от игрушечной машины: «Сь-сь-сь» (дети выполняют действия).

Игра повторяется 2 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка учителя-логопеда для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Вниманию родителей  предла­гаются речевые игры и упраж­нения, которые они могут использовать дома при закреп­лении правильного произно­шения звуков у детей....

Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при зак...

«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»

Простые речевые игры, в которые родители смогут играть даже по дороге в детский сад или на прогулке....