Закаливание в дошкольных образовательных учреждениях
статья

Малиновская Зинаида Ивановна

«ЗАКАЛИВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

 

Закаливание - существенный раздел оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов.

Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах:

•        Рациональный выбор процедур

•        Систематичность их проведения

•        Постепенность и увеличение силы воздействия

•        Непрерывность

•        Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы

 

Закаливание в повседневной жизни дошкольников

Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольных учреждениях является создание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей.

Проветривание

Сквозное проветривание проводят кратковременно – не менее 10 минут в отсутствие детей. Перепад температуры воздуха может достигать 4ºС.

Сквозное проветривание проводится:

  1. утром перед приходом детей,
  2. перед занятиями,
  3. перед возвращением детей с прогулки,
  4. во время дневного сна,
  5. после полдника.

Одностороннее проветривание может проводиться в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну-две фрамуги по одной стороне. В туалетной и умывальной комнатах одностороннее проветривание проводят только в отсутствие детей.

Для контроля за температурой воздуха в помещении термометр помещается на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

Прогулка

Прогулка при ее правильной организации также является одним из важнейших моментов закаливания детей.

В зимний период дети должны находиться на свежем воздухе не менее 3-х часов ежедневно. При этом важна правильная одежда и обувь у детей.

Дети выходят на прогулку зимой:

  • до 4-х лет при температуре до -15ºС и скорости ветра менее  15 м/с,
  • до 7-ми лет при температуре до  -20ºС и скорости ветра менее  15 м/с

Летом вся жизнь детей должна быть максимально перенесена на открытый воздух.

Хождение босиком

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. Так перед дневным сном можно предложить детям дойти до своей кроватки по дорожке босиком. Для детей 5-7 лет рекомендуется проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий сначала в носках, а потом и босиком.

Физкультурные занятия

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Особенно в течении круглого года.

После физкультурных занятий дети в раздевалке или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье. После перенесенных заболеваний дети освобождаются от физкультуры на 2-3 занятия.

Использование воды

Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у детей навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температур воды при умывании. Дети до 3-х лет при умывании моют кисти рук, лицо, шею. С возрастом по мере привыкания при умывании увеличивается зона воздействия6 моют руки до локтя, шею. Верхнюю часть грудины, спины.

 

Специальные меры закаливания

Все специальные меры закаливания различаются:

  1. по силе воздействия –
  • местные, это обтирания, обливания, ванны;
  • общие, это обтирания, обливания, ванны, купания в открытых водоемах.
  1. по действующему фактору –
  • солнце,
  • вода,
  • воздух.

Начинают закаливание с более мягких воздействий, то есть с местных закаливающих процедур. Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем.

Воздушные ванны

Наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой считаются воздушные ванны.

Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде во время физкультурного, музыкального занятия, ежедневной утренней гимнастики.

Общую воздушную ванну ребенок получает при смене белья, после дневного и ночного сна.

Обтирание и обливание

  • местное и общее, сухое и влажное обтирание варежкой,
  • местное обливание ног,
  • контрастное обливание ног,
  • общие водные процедуры (купание, обливание).

Полоскание рта

Кроме перечисленных закаливающих процедур хорошим средством закаливания и предупреждения заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое простое полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с 2-3 лет. С 4-5 лет можно учить детей полоскать горло.

Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха с различной силой действующего фактора и его экспозиции.

Медицинских отводов от закаливающих процедур не должно быть. Исключение составляет лишь острое заболевание ребенка.

Необходимо помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружащей среды.

 

Деятельность персонала при организации закаливающих процедур в ДОУ

Воспитатели

  • Осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию детей своей группы;
  • Ведут учет проведения закаливающих процедур, отмечая в нем, кто из детей получил закаливающие процедуры, в какой дозировке (количестве);
  • Следят за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, регулярно информируют медицинский персонал ДОУ об изменениях в состоянии здоровья ребенка;
  • Контролируют соблюдение режима проветривания в группе и уборки помещений;

Помощники воспитателей

  • Обеспечивают режим проветривания помещений группы;
  • Оказывают помощь при проведении оздоровительных мероприятий с детьми, в подготовке детей к прогулке (одевание, раздевание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_v_dou.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗАКАЛИВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Закаливание - существенный раздел оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов.

Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах:

•        Рациональный выбор процедур

•        Систематичность их проведения

•        Постепенность и увеличение силы воздействия

•        Непрерывность

•        Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы

Закаливание в повседневной жизни дошкольников

Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольных учреждениях является создание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей.

Проветривание

Сквозное проветривание проводят кратковременно – не менее 10 минут в отсутствие детей. Перепад температуры воздуха может достигать 4ºС.

Сквозное проветривание проводится:

  1. утром перед приходом детей,
  2. перед занятиями,
  3. перед возвращением детей с прогулки,
  4. во время дневного сна,
  5. после полдника.

Одностороннее проветривание может проводиться в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну-две фрамуги по одной стороне. В туалетной и умывальной комнатах одностороннее проветривание проводят только в отсутствие детей.

Для контроля за температурой воздуха в помещении термометр помещается на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

Прогулка

Прогулка при ее правильной организации также является одним из важнейших моментов закаливания детей.

В зимний период дети должны находиться на свежем воздухе не менее 3-х часов ежедневно. При этом важна правильная одежда и обувь у детей.

Дети выходят на прогулку зимой:

  • до 4-х лет при температуре до -15ºС и скорости ветра менее  15 м/с,
  • до 7-ми лет при температуре до  -20ºС и скорости ветра менее  15 м/с

Летом вся жизнь детей должна быть максимально перенесена на открытый воздух.

Хождение босиком

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. Так перед дневным сном можно предложить детям дойти до своей кроватки по дорожке босиком. Для детей 5-7 лет рекомендуется проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий сначала в носках, а потом и босиком.

Физкультурные занятия

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Особенно в течении круглого года.

После физкультурных занятий дети в раздевалке или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье. После перенесенных заболеваний дети освобождаются от физкультуры на 2-3 занятия.

Использование воды

Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у детей навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температур воды при умывании. Дети до 3-х лет при умывании моют кисти рук, лицо, шею. С возрастом по мере привыкания при умывании увеличивается зона воздействия6 моют руки до локтя, шею. Верхнюю часть грудины, спины.

Специальные меры закаливания

Все специальные меры закаливания различаются:

  1. по силе воздействия –
  • местные, это обтирания, обливания, ванны;
  • общие, это обтирания, обливания, ванны, купания в открытых водоемах.
  1. по действующему фактору –
  • солнце,
  • вода,
  • воздух.

Начинают закаливание с более мягких воздействий, то есть с местных закаливающих процедур. Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем.

Воздушные ванны

Наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой считаются воздушные ванны.

Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде во время физкультурного, музыкального занятия, ежедневной утренней гимнастики.

Общую воздушную ванну ребенок получает при смене белья, после дневного и ночного сна.

Обтирание и обливание

  • местное и общее, сухое и влажное обтирание варежкой,
  • местное обливание ног,
  • контрастное обливание ног,
  • общие водные процедуры (купание, обливание).

Полоскание рта

Кроме перечисленных закаливающих процедур хорошим средством закаливания и предупреждения заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое простое полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с 2-3 лет. С 4-5 лет можно учить детей полоскать горло.

Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха с различной силой действующего фактора и его экспозиции.

Медицинских отводов от закаливающих процедур не должно быть. Исключение составляет лишь острое заболевание ребенка.

Необходимо помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружащей среды.

Деятельность персонала

при организации закаливающих процедур в ДОУ

Воспитатели

  • Осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию детей своей группы;
  • Ведут учет проведения закаливающих процедур, отмечая в нем, кто из детей получил закаливающие процедуры, в какой дозировке (количестве);
  • Следят за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, регулярно информируют медицинский персонал ДОУ об изменениях в состоянии здоровья ребенка;
  • Контролируют соблюдение режима проветривания в группе и уборки помещений;

Помощники воспитателей

  • Обеспечивают режим проветривания помещений группы;
  • Оказывают помощь при проведении оздоровительных мероприятий с детьми, в подготовке детей к прогулке (одевание, раздевание).

Консультацию составила З.И. Малиновская, старший воспитатель,

ГБДОУ детский сад № 50 Кировского района Санкт-ПетербургаСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Возможности закаливания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с различными  отклонениями в состоянии здоровья (отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма в...

Провидения воздушного закаливания в дошкольных образовательных учреждениях

Доклад-выступления на педсовете на тему воздушное закаливание...

Закаливание и оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Статья о видах закаливания, которые применяютя в образовательном учреждении...