«Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Новизна опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования, позволяющее шире использовать различные упражнения, варьировать задания в педагогическом процессе, с целью совершенствования физических качеств, развития творческих способностей дошкольников.
Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которое привлекает внимание детей и повышает их интерес к выполнению основных движений и упражнений, способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.
Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnoe_oborudovanie.docx | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
- Актуальность опыта
Актуальность - поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Поиск путей разрешения данной проблемы определил цель работы по данной теме.
Цель:
Достижение положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1. Укреплять здоровье детей.
2. Обогащать знания детей о мире предметов.
3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном значении.
4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной деятельности для повышения двигательной активности.
5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: использование нетрадиционного оборудования в физкультурно оздоровительной работе.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия использования оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками.
- Описание основных методов и методик.
- Форма проведения: занятия, утренняя гимнастика, развлечения, праздники, досуги, подвижные игры, физкультминутки, самостоятельная игровая деятельность.
- Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
- Методы: наглядные - использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, показ физических упражнений.
Словесные - с помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
Практические - применяются для создания мышечно - двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.
- Приёмы: вводная беседа, показ, команды, игровой приём, художественное слово, индивидуальная работа, анализ, поощрение.
3. Новизна.
Новизна опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования, позволяющее шире использовать различные упражнения, варьировать задания в педагогическом процессе, с целью совершенствования физических качеств, развития творческих способностей дошкольников.
Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которое привлекает внимание детей и повышает их интерес к выполнению основных движений и упражнений, способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.
Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.
4. Технологичность.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работу на первом этапе в нашем детском саду я вела по нескольким направлениям:
• Анализ научно-методической литературы;
• Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
• Разработка программы «Здоровый ребёнок»;
Весь процесс внедрения нетрадиционного оборудования в работу дошкольного учреждения строился в три этапа.
Первый этап: « Диагностико-прогностический»
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Второй этап: «Практический»
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Третий этап: « Обобщающий»
Цель: Совершенствование результатов проекта.
С.Я Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Это и побудило меня к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на физкультуре, с целью повышения интереса к непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, для укрепления здоровья детей и совершенствования физических качеств.
Свою работу я начала с изучения соответствующей научной и методической литературы, составила план оснащения предметной развивающей среды по физическому развитию в группах.
Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению. Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным
Нестандартное оборудование я применяла во всех спортивных мероприятиях: физкультурная непосредственно образовательная деятельность, эстафеты, спортивные праздники и досуги, в подвижных играх, на утренней зарядке.
Я разработала конспекты непосредственно образовательной деятельности и общеразвивающих комплексов с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством созданы физкультурные «центры здоровья», где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное детьми, педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, «ловушки», мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое. Нестандартное оборудование используется в нашем детском саду во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: во время проведения утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, в игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, развлечениях, досугах.
«Уроки здоровья». Разработан цикл занятий «Познай себя» и физкультминуток «Отдыхаем - здоровья прибавляем», пальчиковой гимнастики «Будем с пальцами дружить».
В детском саду проводятся «дни здоровья», «дни радости». В практику дошкольного учреждения внедряется опыт нетрадиционных технологий: ритмопластика, музыкотерапия, самомассаж, релаксационные упражнения, разные виды оздоровительной гимнастики (ритмическая, корригирующая, дыхательная). Традиционным стало у нас проведение перед началом занятий психологических оздоровительных минуток, а на занятиях - физкультминуток и пальчиковых игр. В режиме дня детского сада - гимнастика для глаз, упражнения после сна. Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
- Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности
- Приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём.
- Создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.
- Приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности.
- Пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
- Повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
- Чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
- Повысить моторную плотность физкультурных занятий; 4
- Уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
- Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию:
1. Безопасность в использовании.
2. Простота в изготовлении.
3. Соблюдение гигиенических требований.
4. Эстетическая привлекательность.
5. Компактность и лёгкость в транспортировке.
6. Максимальная эффективность.
7. Универсальность и многофункциональность.
8. Доступность в использовании.
Работа с детьми по непосредственно образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье» осуществляется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина», разработанной на основе содержания «Программы от рождения до школы «.
Главное место в двигательном режиме детей отведено физкультурно-оздоровительным занятиям с использованием нестандартного оборудования, в которых применяются традиционные виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры;
- физические упражнения во время прогулок;
- физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
В дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, с варьированием нетрадиционных форм и методов их проведения входят:
- оздоровительный бег на воздухе;
- ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- гимнастика после дневного сна;
- двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
- корригирующая гимнастика.
На второе место в двигательном режиме детей нами поставлены занятия по физической культуре:
- интегрированные;
- комплексные;
- сюжетные;
- тематические.
Третье место отведено самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей, с использованием изученных ранее игровых действий с нестандартным оборудованием.
В работе с группой корригирующей гимнастики обширно и с успехом применяются комплексы гимнастик с нестандартным оборудованием для предупреждения плоскостопия и нарушения осанки повышения сопротивляемости организма.
Результативности в физкультурно-оздоровительной работе нельзя добиться без сотрудничества с родителями. Совместно с родителями были организованы такие мероприятия, как:
- мастер-классы «Сделай сам», «Все для здоровья».
-родительские собрания на темы: «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы», «Здоровье детей – в наших руках»; - консультации: «Домашний стадион», «Физическое воспитание ребёнка в семье», «Поиграем вместе» и другое;
- неделя здоровья, в соответствии с комплексно-тематическим планированием;
- праздники, досуги, развлечения;
- анкетирование родителей ;
- размещение информации в родительском уголке .
- на сайте нашего ДОУ регулярно размещаются фотографии из спортивной жизни детей, информация о здоровье, интересные и полезные советы по укреплению и сохранению здоровья, и многое другое.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст положительную динамику оздоровления организма, позволит добиться высоких результатов. Грамотная организация предметно - развивающей среды в физкультурном зале и группах, пополнение спортивного инвентаря нестандартным физкультурным оборудованием и его регулярное и правильное использование в процессе работы с детьми, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.
Характеристика нестандартного оборудования, используемого в работе с детьми дошкольного возраста.
№ п\п | Оборудование | Применение | Развитие |
1. | «Косы» | ОРУ, ОВД, прыжки, подвижные игры | Развивает быстроту реакции, силу, ловкость, координацию движений, равновесие, вестибулярный аппарат |
2. | «Забавные воротики» | Применяется в ОВД, эстафета, соревнованиях, спортивных играх | Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках |
3. | «Цветные колпачки» | Подвижные игры, метание, подбрасывание, ОРУ, ОВД, ориентир, ограничитель, строительство пирамидок | Развитие глазомера, координации движений, равновесия, сохранения правильной осанки |
4. | «Ручеёк» | ОВД (перепрыгивание, ходьба, перешагивание), игры, сюжетные занятия, массаж стоп. | Координация движений, профилактика плоскостопия, ловкость, равновесие, прыгучесть. |
5. | Массажёр «Ёжик» | ОРУ, ОВД, самомассаж стоп, голени, спины | Профилактика плоскостопия, нарушения осанки |
6. | «Лужи» | ОВД, игровые задания, метание в горизонтальную цель | Ловкость, координацию движений, равновесие, меткость |
7. | «Эспандер» | ОРУ, самомассаж спины | Профилактика нарушения осанки |
8. | Балансир «Следочки» | ОВД, корригирующая гимнастика, самостоятельная двигательная деятельность. | Формирование правильной осанки и коррекция её нарушений, равновесие, коор динация движений, укрепление мышц ног и поясничного отдела. |
9. | «Массажные коврики» | Формирование и укрепление свода стопы, осанки, профилактика плоскостопия, стимулирование внутренних органов. | |
10. | «Волшебные классики» | «Дорожка следов», «Классики», «Цифровой квадрат» и др. ОВД, эстафеты, развлечения. | Ориентировка в пространстве, координация движений, умение различать правую и левую ноги, закрепление счёта от 1-10 |
11. | «Весёлая змейка» | ОВД, закаливание, профилактика плоскостопия. | Массаж стоп, координация движений, равновесие |
12. | «Бусы» | ОРУ, игровые задания, подвижные игры, атрибут в развлечениях. | Быстрота, ловкость, координация движений. |
13. | «Цветные палочки» | ОРУ; метание на дальность; эстафетная палочка; игра «Городки»; палочки-кегли; палочки-ориентиры; массажёр стопы. | Ловкость, глазомер, внимание, ориентировку в пространстве, закрепление знаний основных цветов, профилактика плоскостопия. |
14. | «Парашют» | Перешагивание, ориентир, ограничитель, ОРУ, ОВД. | Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений |
15. | «Бильбоке» | Самостоятельная деятельность, для игр | Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля |
16. | «Ветерок в бутылке» | Дыхательная гимнастика | Органы дыхания |
17. | «Труба здоровья» | Для основных видов деятельности (перешагивания, перепрыгивания, обегания) | Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений |
18. | «Рыбалка» | Подвижная игра | Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость |
19. | «Осьминожка» | ОРУ, ОВД, игры – соревнования, сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии | Укрепление мышц ног, рук, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия |
21. | «Султанчики» | Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы, праздника, развлечения, соревнования. | Развивает мускулатуру рук |
22. | «Силачи» ОРУ | Тренажёр для рук, | Развивает мускулатуру рук |
23. | Дорожки «Здоровья | » Для профилактики плоскостопия у детей | Массаж стоп |
24. | «Мягкие мячики» | Игра с мячом, для метания | Развитие глазомера, меткости |
25. | «Разноцветные ленточки» | Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений | Развития координационных способностей |
26. | «Липкие рукавички» | Самостоятельная, свободная деятельность, игры -соревнования | Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции |
27. | «Весёлые колечки» | Кольцебросс, самостоятельная деятельность | Развитие меткости, глазомера |
28. | «Необычные гантели» | ОРУ, самостоятельная деятельность | Развитие мускулатуры рук |
29. | «Мешочки для метания» | ОРУ, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель | Развитие силы рук, профилактики нарушений осанки |
30. | «Боулинг» | Свободная, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования. | Ловкость, глазомер, меткость, координация движений, мелкая моторика рук, ориентировка в пространстве |
31. | «Геометрические фигуры | ОРУ, ОВД, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования. | Развитие ловкости, прыгучести, меткости |
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повысили интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличили объём двигательной активности, подняли эмоциональный настрой. Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Следует заметить, что эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей зависит от чёткой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов - если она не решается совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей
5. Результативность опыта.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты:
- возрос интерес детей к разным видам движений;
- появилась изобретательность в самостоятельной двигательной активности;
- положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости;
- повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости;
- положительная динамика в коррекционной работе по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
- Перспективы и возможности использования опыта.
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, руководителями по физическому воспитанию.
В дальнейшем я намерена продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования.
Продолжать оснащать спортивный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.
7. Распространение педагогического опыта:
Выступление на РМО воспитателей ДОУ и показ физкультурного занятия на тему «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками».
Выступление на РМО воспитателей ДОУ по физической культуре и показ мастер-класса на тему «Использование нестандартного оборудования на занятиях по профилактике и коррекции плоскостопия».
Литература:
Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного
оборудования « Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С. 35-38.
Бочарова Н.И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в
условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. –
С. 5-9.
Ильиных Ю.А. «Физкультдизайн» /Обруч. 2009 г. № 5 с. 38-41/
Воронова Е.К, Калабина И.А. / Инструктор по физкультуре. 2011г. №5
с. 10 – 20/.
Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных
занятий « Дошкольная педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.
Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». 2010
Утрубина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников». 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Использование в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...
«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....
«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...
Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".
Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....
Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....
ДОКЛАД Использование нетрадиционной техники рисования «Эбру» в работе с детьми дошкольного возраста
Для работы с детьми, как правило, используют такие нетрадиционные техники рисования как: рисование пальцем, ладонью, кляксами, рисование нитками, мыльной пеной, по стеклу и т. д. Каждая техника ...
Семинар – практикум: «Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми дошкольного возраста»
Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...